• Приложение 1 Организационная структура военной авиации, термины и определения
  • Приложение № 2  Состав группировки и численность боевых самолётов советской авиации по состоянию на 22 июня 1941 г.
  • Приложение 3 Состав группировки и численность боевых самолётов Люфтваффе на Восточном фронте 22 июня 1941 г.
  • Приложение 4 22 июня 1941 г. Заявленные победы истребителей 1 –го и 2-го В.ф. Люфтваффе и реальные потери ВВС СЗФ и ЗФ
  • Приложение 5 Безвозвратные боевые потери самолётов Люфтваффе
  • Приложение 6 Лётчики и командиры советских ВВС о своих самолётах и тактике противника 
  • Приложение 7 Советские ВВС глазами генерала вермахта
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1

    Организационная структура военной авиации, термины и определения

    Накануне начала войны в Советском Союзе существовало несколько различных (по структуре и порядку подчинённости) «авиаций», а именно: фронтовая (или войсковая), подчинённая командованию общевойсковых армий и округов (фронтов), авиация Военно-морского флота, дальняя авиация (авиация дальнего действия, дальнебомбардировочная авиация), подчинённая непосредственно Главному командованию Красной Армии, истребительная авиация ПВО.

    В настоящей книге все эти структуры представлены под общим названием «советская авиация», «советские ВВС», «ВВС Красной Армии».

    В гитлеровской Германии вся военная авиация (Люфтваффе) представляла собой строго централизованную структуру; под общим командованием были объединены все авиационные части и соединения (в том числе и решающие задачи ПВО страны или взаимодействующие с Военно-морским флотом), а также зенитная артиллерия, прожекторные и радиолокационные части.

    Минимальной «ячейкой» военной авиации (как в советских ВВС, так и в Люфтваффе) было «звено». В составе звена обычно было 3 или 4 самолёта.

    Несколько звеньев (от 3 до 5) объединялись в эскадрилью, в составе которой было 12 (в Люфтваффе) или от 12 до 15 (как в советских ВВС) самолётов.

    Основной тактической единицей боевой авиации была воинская часть, называемая «полк» (в советских ВВС) или «группа» (в Люфтваффе). В составе группы Люфтваффе по штатному расписанию должно было быть три эскадрильи и штабное звено, всего 40 самолётов; такая структура существовала во всех родах авиации Германии. В советских ВВС истребительные, штурмовые и различные бомбардировочные полки имели разную структуру, но все они по штатному расписанию должны были иметь 62 – 64 самолёта (четыре или пять эскадрилий и звено управления полка).

    Несколько полков (групп) объединялись в соединение, которое называлось «авиационная дивизия» (в советских ВВС) или «эскадра» (в Люфтваффе). Накануне войны в составе советских ВВС были «истребительные» (ИАД), «бомбардировочные» (БАД) и «смешанные» (САД) авиадивизии. Каждая дивизия имела свой номер (например, 9-я САД, 13-я БАД, 43-я ИАД). Входившие в состав дивизии полки (как правило, от 3 до 5) имели свою собственную нумерацию, с номером дивизии не связанную (например, 127-й ИАП, 16-й БАП, 61-й ШАП). В документах 41-го года бомбардировочные полки часто обозначались с указанием их назначения, например СБП (скоростной бомбардировочный), ББП (ближний бомбардировочный), но в настоящей книге для авиаполков фронтовой авиации используется единая система обозначений (только аббревиатура БАП); полки Дальней авиации обозначены как ДБАП или ТБАП (соответственно «дальний» или «тяжёлый» бомбардировочный полк).

    В Люфтваффе эскадры также подразделялись на истребительные (JG), бомбардировочные (KG), эскадры пикирующих бомбардировщиков (StG), эскадры тяжёлых дальних истребителей (ZG). В составе эскадры (за редкими исключениями) было три группы, причём группы обозначались по номеру эскадры, например II/JG-53 (вторая группа 53-й истребительной эскадры).

    Несколько эскадр Люфтваффе (обычно от 4 до 6) сводились в крупную структуру, называемую «авиакорпус». Авиационные корпуса объединялись в Воздушные флоты. Всего на Восточном фронте действовали три Воздушных флота Люфтваффе (1-й В.ф., 2-й В.ф., 4-й В.ф.) в составе пяти (1, 8, 2, 4, 5-й) авиационных корпусов (а также некоторые части и подразделения 5-го В.ф. в Заполярье).

    В советских ВВС корпусное звено существовало только в дальнебомбардировочной авиации. К началу войны на Западном ТВД было развёрнуто четыре таких корпуса: 1-й ДБАК в районе Новгорода, 3-й ДБАК в районе Смоленска, 2-й ДБАК в районе Курска и 4-й ДБАК в районе Запорожья. В каждом корпусе было по две бомбардировочных дивизии (ещё одна, отдельная 18-я ДБАД, базировалась в районе Киева). Запланированное включение в состав ДБАК истребительной дивизии, оснащённой дальними истребителями сопровождения, практически реализовано не было.

    За несколько дней до начала войны было принято решение о развёртывании трёх корпусов истребительной авиации ПВО (6-й в Москве, 7-й в Ленинграде, 8-й в Баку), причём в составе этих корпусов отсутствовало дивизионное звено (т.е. истребительные полки подчинялись непосредственно командованию корпуса и зоны ПВО). Формирование ИАК ПВО было осуществлено уже в ходе начавшейся 22 июня 1941 г. войны.

    Приложение № 2 

    Состав группировки и численность боевых самолётов советской авиации по состоянию на 22 июня 1941 г.

    ВВС Ленинградского ВО (Северный фронт) и ВВС Северного флота

    ВВС Краснознамённого Балтийского флота
    ВВС Прибалтийского ОВО (Северо-Западный фронт)

    ВВС Западного ОВО (Западный фронт)


    ВВС Киевского ОВО (Юго-Западный фронт)

    ВВС Одесского ВО ( Южный фронт)
    ВВС Черноморского флота

    Соединения дальнебомбарднровочной авиации на Западном ТВД

    ИТОГО:

    – 4720 истребителей, в т.ч. 1030 МиГ-3 и Як-1;

    – 3583 бомбардировщика, в т.ч. 205 Пе-2 и 9 ТБ-7;

    – всего 8303 боевых самолёта.


    Примечание:

    – указано общее количество самолётов, включая временно неисправные;

    – боеготовые самолёты составляли в среднем 80-85 % от общего числа;

    – через дробь указано входящее в общую численность количество самолётов «новых типов» (истребители МиГ-3 и Як-1, бомбардировщики Пе-2 и ТБ-7);

    – не учтено порядка 25 формирующихся авиаполков и самолёты, находившиеся на их вооружении;

    – в составе авиации ВМФ не учтены разведывательные подразделения и находившиеся на их вооружении гидросамолёты;

    – состав ВВС Юго-Западного фронта указан по докладу командующего ВВС фронта, в других источниках приводится большее число самолётов.

    Приложение 3

    Состав группировки и численность боевых самолётов Люфтваффе на Восточном фронте 22 июня 1941 г.

    Часть сил 5-го Воздушного флота, Заполярье

    1-й Воздушный флот (1-й авиакорпус), Восточная Пруссия

    2-й Воздушный флот (8-й и 2-й авиакорпуса), Польша

    4-й Воздушный флот, 5-й авиакорпус, Южная Польша

    4-й Воздушный флот, 4-й авиакорпус, Румыния

    ИТОГО: 2275 / 1779

    Истребителей – 848 / 683 (633 Bf-109 F + 215 Bf-109 E).

    Бомбардировщиков – 935/732 (528Ju-88 + 281He-111 + 126Do-17).

    Пикировщиков (Ju-87) – 309 / 220.

    Многоцелевых (Me-110) – 183 / 144.


    Примечания:

    – в первая цифра – всего самолётов, вторая – в том числе боеготовых; все самолёты 5-го Воздушного флота учтены как боеготовые;

    – в самолёты штабного звена учтены в общей численности соответствующих эскадр;

    – в тех случаях, когда истребительная группа была оснащена самолётами Bf-109 двух модификаций (Е и F), все истребители учтены, как Bf-109 F; это привело к некоторому завышению общей численности Bf-109 F по сравнению с данными других источников;

    – в составе штабных звеньев бомбардировочных эскадр было также несколько Ме-110 (в данной таблице они не учтены).

    Приложение 4

    22 июня 1941 г. Заявленные победы истребителей 1 –го и 2-го В.ф. Люфтваффе и реальные потери ВВС СЗФ и ЗФ




    Примечания:

    – группа III/JG-53 действовала на стыке СЗФ и ЗФ, можно предположить, что примерно половина всех заявленных побед относится к воздушным боям с частями ВВС СЗФ;

    – в числе заявленных сбитыми истребителей всего 14 «мигов», в том числе как минимум 6 сбиты в полосе СЗФ.

    Приложение 5

    Безвозвратные боевые потери самолётов Люфтваффе

    1-й Воздушный флот

    2-й Воздушный флот

    4-й Воздушный флот, 5-й авиакорпус

    4-й Воздушный флот, 4-й авиакорпус

    Совокупные потери по всем Воздушным флотам

    Примечания:

    – исходная численность указана с учётом неисправных самолётов;

    – в таблицах учтены безвозвратные (повреждение 60%) потери боевых самолётов «от воздействия противника и по неизвестным причинам»;

    – совокупные потери за июль указаны с учётом потерь 5-го В.ф. в Заполярье;

    – по другим источникам, в июне 1941 г. безвозвратно потеряно на аэродромах 13 немецких самолётов.


    Принятая в Люфтваффе классификация потерь:

    до 24% – небольшие и средние повреждения, которые могут быть устранены наземными службами;

    25 – 39% – требуются большие ремонтные работы в частях;

    40 – 44% – требуется замена отдельных агрегатов или систем;

    45 – 59% – многочисленные повреждения, требующие замены многих агрегатов самолёта;

    60 – 80% – восстановлению не подлежит, некоторые агрегаты могут быть использованы как запасные части;

    81 – 99% – полностью уничтожен, обломки упали на контролируемую немцами территорию;

    100% пропал без вести, упал на территории противника или в море.

    Приложение 6

    Лётчики и командиры советских ВВС о своих самолётах и тактике противника 

    Из Отчёта о боевой работе частей 6-й САД с 22.6 по 20.9.41 г.


    «Сплошь и рядом даже превосходящая группа истребителей противника от боя с нашими истребителями уклоняется, а если вступает в бой, то продолжительно и упорно его не ведёт. Особенно в своё время Me-109, также и Me-110 уклонялись от боя с И-153 38-го ИАП…

    Состоящая на вооружении ВВС противника матчасть (Me-109, Ме-110, Хе-113) по своим ЛТХ хорошая, но из-за недостаточной подготовки лётного состава противника и их, видимо, слабой моральной стойкости все возможности матчасти не используются, вследствие чего противник несёт большие потери даже в боях, когда значительно превосходит в численности наших истребителей.

    Бомбардировщики противника действуют назойливо только тогда, когда прикрываются истребителями и не видят организованного отпора с земли или в воздухе; при отпоре очень быстро уходят. Трусость и нежелание вступать в бой с нашими истребителями – основная характеристика подготовки лётного состава ВВС противника…»

    (ЦАМО, ф. 221, on. 1374, д. 16, м. 57-67)


    Из Отчёта о боевой работе 57-й САД с 22.6 по 23.9.41 г.


    Не зафиксировано ни одного случая, чтобы пара немецких истребителей вступала в бой с группой наших истребителей; в большинстве случаев, используя скорость, уходят от боя…

    Из 125 воздушных боёв 18 были весьма скоротечными, т.к. противник, имея в отдельных случаях превосходство в скорости, после первой атаки наших истребителей выходил из боя, используя облака или солнце.

    За три месяца войны со стороны противника не было ни разу наращивания сил в воздушном бою. Бой начинался в воздухе одной группой, ей же он и заканчивался. Основной метод, применяемый противником в воздушном бою с нашими истребителями, – это при равных силах или незначительном превосходстве боя не принимать, прятаться за облаками и выжидать отрыва наших отдельных самолётов от группы, чтобы разделаться в неравном бою с ними…

    Если после первого удара по [нашему] аэродрому или до него противник не получал противодействия с земли или с воздуха, все его самолёты становились в круг и продолжали бомбардировку и пулемётный огонь с индивидуальным прицеливанием до полного израсходования боекомплекта, делая иногда до 3 – 4 атак. Как правило, повторных атак противник не делал, если над аэродромом находилось хотя бы 1 – 2 наших истребителя…

    Противник, боясь партизан, а вместе с тем и в силу быстрого продвижения вперёд, дислоцировал свою авиацию целыми полками и более на одном аэродроме. Всегда расставлял самолёты по центру аэродрома в одну – две линии. Лучшей цели для нашей авиации нельзя было найти…»

    (ЦАМО, ф. 221, on. 1374, д. 16, лл. 84-89)


    Донесение начальника штаба 88-го ИАП (ВВС ЮФ) от 30 сентября 1941 г.


    «На Ваше приказание сообщаю основные приёмы тактики авиации противника, выявленные лётным составом полка в процессе боевых действий.

    1. В ясную солнечную погоду как истребители, так и бомбардировщики противника всегда стараются заходить на цель со стороны солнца. Бомбардировщики противника проявляют активность во время облачной погоды, используя облачность для скрытого полёта.

    2. В воздушном бою истребители противника Me-109 и Хе-113 (так в советских ВВС называли в тот период «Мессершмитт-109» серии F) всегда стараются иметь преимущество в высоте над нашими самолётами. Преимущественно производят атаки сверху и после атаки боевым разворотом снова уходят вверх. Во время воздушного боя ниже наших самолётов почти никогда не бывают.

    3. В воздушном бою истребители противника активно дерутся только при большом преимуществе в силе. При равном соотношении сил и даже при своём двойном преимуществе часто уклоняются от боя или быстро выходят их него. После первой атаки набирают высоту и при повторной атаке стараются атаковать наши отдельные самолёты, находящиеся на флангах или в конце боевого порядка.

    4. Избегают лобовых атак.

    5. Часто одиночные истребители «привязываются» в хвост самолётам, идущим с задания, и атакуют их при заходе на посадку».

    (ЦЛМО, ф. 20076, on. 1, д. 8А, л. 16)


    Из Отчёта о боевых действиях 11-й САД за период с 22.6 по 19.12.41 г.


    За период военных действий самолёт ЛаГГ-3 зарекомендовал себя одним из лучших истребителей ВВС Красной Армии. По своим лётно-тактическим данным и вооружению далеко превосходит все современные типы истребителей противника. Противник даже при значительном численном превосходстве в бой с истребителями не вступает. При атаках ЛаГГ-3 истребители противника, как правило, уклоняются от боя. Самолёт ЛаГГ-3 одинаково манёвренный на всех высотах и имеет большой диапазон скорости.

    Самолёт МиГ-3 в применении в качестве штурмовика и разведчика ввиду недостаточной подготовки лётного состава себя не зарекомендовал. В воздушных боях, проведённых в основном на высотах 500 – 1500 м МиГ-3 оказался менее эффективным, нежели старый тип И-16. Кроме низкой манёвренности на малых высотах, МиГ-3 обладает недостаточно сильным вооружением, главным образом – пушечным (так в тексте, возможно, имелось в виду, что отсутствие пушки снижает эффективность вооружения этого самолёта).

    Самолёт И-16, благодаря большому опыту техники пилотирования и боевого применения в прошлом, в условиях борьбы с новейшими типами истребителей противника оказался достаточно эффективным. Большим недостатком истребителя И-16 является относительно слабое вооружение, а главное – изношенность оружия, которое очень часто в воздушном бою и при штурмовых действиях отказывало. При постановке более мощного мотора и усилении вооружения И-16 вполне может соперничать с новыми типами истребителей, как своих, так и противника…»

    (ЦАМО,ф. 20054-A, on. 1,д. 12,лл. 27-28)


    Из записи совещания боевого актива лётного состава 123-го ИАП, 27 июня 1942 года


    Краткая справка: 123-й ИАП встретил войну на приграничных аэродромах в районе Брест-Кобрин, 27 июня был выведен на переформирование в подмосковное Монино; лётчики полка за 12 дней освоили новый истребитель Як-1, с 15 июля полк в составе 6-го ИАК ПВО воюет в небе Москвы (выполнено 480 боевых вылетов), с 21 сентября в составе 7-го ИАК ПВО (Ленинград) прикрывает с воздуха Дорогу жизни. Всего за первые 12 месяцев войны произведено 3010 боевых вылетов с общим налётом 2431 час, проведено 199 воздушных боёв, заявлено 102 сбитых самолёта противника, в воздухе потеряно 27 самолётов. В дальнейшем полк преобразован в 27-й Гвардейский.


    Капитан Жидов Г. Н., командир эскадрильи, провёл 33 воздушных боя, сбил 4 самолёта лично и 12 в группе, награждён орденом «Красного Знамени»:

    «Что даёт нам возможность выходить победителями? Первое то, что мы летаем на самолёте Як-1, превосходящем по своим лётным данным самолёты противника Me-109, с которыми нам в основном приходится вести воздушный бой. Второе то, что наши лётчик, умело используя машину, дерзко вступают в бой и побеждают…

    Вести воздушный бой на самолёте Як-1 с самолётами Me-109 легко, т.к. самолёт Як-1 не уступает по скорости, имеет меньший радиус виража, догоняет Me-109 и на пикировании, и при наборе высоты – в этих случаях необходимо только правильно использовать Р-7 (регулятор шага винта): при пикировании необходимо утяжелять шаг винта, а при наборе высоте облегчить винт.


    Пидтыкан И. Д., провёл 60 воздушных боёв, сбил 8 самолётов лично и 6 в группе, награждён орденом Красного Знамени (в дальнейшем – Герой Советского Союза):

    Воздушный бой на самолёте И-16 можно успешно вести с любыми типами самолётов противника благодаря хорошей манёвренности И-16. Правда, воздушный бой иной раз принимает форму обороны (особенно с истребителями противника на высоте свыше 2000 м), но и оборона может быть весьма активной и успешной. Ведение воздушного боя является почти безопасным, если у тебя выработана хорошая наблюдательность.

    Самым главным моментом в воздушном бою является начало боя, т.е. надо первым обнаружить противника или же своевременно увидеть тот момент, когда противник хочет атаковать наши самолёты, а вторым особо важным моментом является выход из боя…

    Самой хорошей высотой боя для И-16 является высота до 3000 м, а боевой считается высота 1000 – 2000 м. На этой высоте у самолёта И-16 будет максимальная манёвренность и скорость… Как только самолёт противника начинает производить атаку, необходимо спокойно идти в том же направлении, только с незначительным скольжением (манёвр в горизонтальной плоскости, осуществляемый с минимальным креном), дабы не дать ему вести прицельный огонь. По мере сближения необходимо переходить от обороны к наступлению, т.е. произвести быстрый разворот на 180 град, и вести огонь, идя в лобовую…

    Ведение воздушного боя с истребителями противника на виражах на самолёте И-16 является успешным, т.к. И-16 виражит лучше любого самолёта противника… После первой удачной атаки немецкий лётчик теряется и будет «болтаться» в прицеле до тех пор, пока ты его не собьёшь.

    «Юнкерс-87» обладает хорошей манёвренностью – радиус виража почти равен радиусу виража И-16. Самолёт в воздухе не идёт по прямой, а как бы «танцует», тем самым не давая возможности вести по нему прицельный огонь, но после первых атак наших И-16 всякое сопротивление почти прекращается, и [лётчик противника] идёт по прямой и не старается поставить свой самолёт так, чтобы сам лётчик мог вести огонь из пушки или дать возможность вести огонь стрелку-радисту. Ju-87 легко сбиваемый самолёт при умелых атаках…

    Бой И-16 с Me-110. Как и во всяком воздушном бою, здесь необходимо стараться зайти в хвост, иметь преимущество в высоте и бить в основном сзади и в хвост, первоначально по стрелку, а затем по моторам и кабине. В вираж становиться нецелесообразно, т.к. Ме-110 виражит на одном моторе очень хорошо, и вираж его равен виражу Як-1, а также потому, что во всём вираже будет вести огонь стрелок-радист… При хорошо работающем моторе на самолёте И-16 можно успешно идти в хвост Me-110 при условии, что он не будет пикировать, а будет идти по горизонту…»

    (ЦАМО, ф. 123 ИАП, on. 459716, д. 1,лл. 1-3)

    Приложение 7

    Советские ВВС глазами генерала вермахта

    Данный отчёт был написан в конце 1940-х гг. в рамках программы американской армии по изучению и систематизации опыта войны. Автор доклада – генерал-полковник вермахта Эрхард Раус (Erhard Rauss).


    «С точки зрения численности русские ВВС были сильно недооценены немцами до начала Восточной кампании. Но, несмотря на их численность, которая существенно возросла в ходе войны, они не смогли оказать решающего влияния на исход битв на Востоке.

    Тактика русских ВВС была негибкой и строго ограниченной фиксированными шаблонами. Им недоставало тактической гибкости. Только в конце 1944-го и в начале 1945 г. можно было наблюдать первые ростки стратегической воздушной войны. Русская авиация дальнего действия, которую немецкая радиоразведка отслеживала с 1941 г., выполняла преимущественно транспортные операции. Хотя ВВС были независимой частью русских вооружённых сил, они были использованы почти исключительно на поле боя, в совместных операциях с армией.

    Немцы определяли готовящиеся русские атаки среди других признаков, по раннему сбору и концентрации боевой авиации на аэродромах у линии фронта. В этой связи русские оказались большими экспертами по строительству вспомогательных аэродромов. Безжалостно эксплуатируя трудовые ресурсы из местного населения и используя самое примитивное оборудование, они могли полностью подготовить аэродромы в поразительно короткое время. Ни зима, ни периоды дождей или распутицы не могли помешать их работе. Русские ВВС широко использовали ложные аэродромы и макеты самолётов, как и многочисленные способы камуфляжа.

    В бою направление ударов авиации и степень её участия управлялись командными постами, находящимися рядом с линией фронта, одной из наиболее качественно выполненных операций в этом отношении был контроль истребителей с земли. С другой стороны, взаимодействие между истребителями и штурмовиками или бомбардировщиками оставляло желать много лучшего. Истребители редко сопровождали их во время выполнения боевых заданий, а если эскорт был, он обычно рассеивался при первом же контакте с противником.

    Русские показали себя отличными пилотами в плохую погоду. Хотя их самолёты не были оснащены для полётов по приборам, истребители и штурмовики появлялись над полем боя в самую плохую погоду. Для того чтобы застать противника врасплох, они любили пользоваться низкой облачностью и метелями. Русские ночные истребители, как правило, ограничивали себя атаками только на те цели, которые им было приказано уничтожить, и были снабжены приборами только для наиболее базовой навигации. Немцы с удивлением обнаруживали, что русские ночники почти всегда летали с зажжёнными бортовыми огнями.

    Воздушные формации, сконцентрированные для операций, всегда обнаруживали быстрое падение боевого потенциала, как только вступали в бой. Число боеспособных самолётов быстро сокращалось, и для нового их приведения в боеспособное состояние требовалось довольно долгое время.

    Русские широко использовали искусственное задымление для камуфляжа и защиты промышленных предприятий, железнодорожных узлов и мостов против стратегических воздушных атак. Быстрая починка ущерба от бомбёжки была особенно примечательной, особенно в случае железнодорожных сооружений. И вновь для этих целей безжалостно привлекалась рабочая сила из местного гражданского населения.

    Во время войны существенных масштабов достигли операции по воздушному снабжению войск. Самолёты или доставляли припасы на аэродромы, или сбрасывали их на парашютах. Особую роль играл сброс агентов и диверсантов за линией фронта.

    В начале войны русские наземные войска были чрезвычайно уязвимы к воздушным атакам. Тем не менее очень скоро произошли изменения. Русские войска стали малоуязвимыми к атакам немецких пикировщиков и штурмовиков. Русские много внимания уделяли подготовке войск к обороне против атак с низкой высоты. Всё имеющееся в войсках оружие поворачивалось против атакующего самолёта, образуя тем самым плотную оборону. Когда позволяла погода, русские войска избегали населённых пунктов и мастерски укрывались на местности. Если, в исключительных случаях, они находили убежище в населённых пунктах, то получали строгий приказ не выходить на улицу в дневное время.

    В рамках советской идеологии, по мере того как продолжалась война, русские использовали возрастающее число пилотов-женщин и других членов экипажа. Женщины не только управляли транспортными самолётами, но также летали и на боевых машинах.

    В заключение можно сказать, что русские ВВС, хотя большие по численности и построенные с размахом, были подготовлены очень примитивно. Их воля к бою, агрессивный дух и владение техническими аспектами оставляли желать много лучшего. Постоянно превосходя Люфтваффе численно, они всегда показывали худшие результаты, когда дело доходило до боя. Обычно небольшого числа немецких истребителей было достаточно для того, чтобы очистить небо от русских самолётов».


    Перевод Евгения Ковалёва









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх