|
||||
|
Глава 3Рождение Федеральной резервной системы в результате банкирского переворота
Возвышение МорганаДж. Пирпонт Морган в результате своих махинаций на пару с Белмонтом в течение кризиса 1893 года к концу 1890‑х стал одним из самых влиятельных банкиров в мире. Он начал свою деловую карьеру в возрасте 24 лет, мошеннически перепродавая назад американскому правительству его же собственные армейские винтовки для Гражданской войны – устаревшие винтовки, которые он перед этим купил у Армейского Арсенала США в Нью-Йорке через подставных лиц. Агенты Моргана тайно приобрели 5 000 дефектных и устаревших винтовок по 3,5 доллара за штуку и затем перепродали их по 22 доллара Армейскому Штабу в Сан-Луисе, лживо утверждая, что винтовки «новые и в отличном состоянии». И блестящая карьера Моргана в мошенничестве, обмане и коррупции начала своё восхождение к высотам. {54} Пока Пирпонт Морган был занят надувательством американского правительства в Гражданскую войну, его отец Джуниус С. Морган, партнёр в банке «Морган, Пибоди и К°» переехал в Лондон, чтобы присоединиться к американскому банкиру Джорджу Пибоди в качестве финансового представителя правительства Соединённых Штатов в Англии. На этот момент Пибоди был американским представителем в Лондоне во время борьбы Линкольна в суде по делу «Союз против южных штатов Конфедерации». Несмотря на очевидное представительство администрации Линкольна, однако, оба расценивались в Англии и даже в США как сторонники Конфедерации. Уважаемая газета Массачусетса «Спрингфилдский республиканец» сообщила в октябре 1866 года, что Пибоди и Морган «...не дали нам ни веры, ни помощи в нашей борьбе за существование нации. Они в полной мере участвовали в общем английском недоверии к нашему делу и нашему успеху и говорили и представляли интересы Юга, а не нации». Более того, «Нью-Йорк Таймс» даже сказала о лондонских делах Моргана и Пибоди: «Никто больше не поспособствовал так наводнению наших денежных рынков свидетельствами нашего долга Европе, падению цен и ослаблению финансовой уверенности в нашей нации, чем Джордж Пибоди и компания, и никто не сделал больше денег на этих операциях. Согласно Конституции США, лондонские финансовые манипуляции Пибоди и Моргана во время войны представляли ощутимую измену». {55} Так же, как и его отец, Дж. Пирпонт Морган продолжит строить колоссальную банковскую и индустриальную империю в Америке на мошенничестве, измене и обмане, всё время заботясь о том, чтобы освещение в прессе изображало его как филантропа и человека христианской прямоты. Как мы увидим позже, Дж. П. Морган, банк которого в начале XX века вышел на сцену как самое сильное финансовое учреждение в Америке, стоял в 1913 году за созданием Федеральной резервной системы, так же как и за созданием Нью-йоркского Совета по международным отношениям, частного мозгового центра, который формировал американскую внешнюю политику в течение XX века. Банк Моргана также спроектировал после Первой мировой войны План Дауэса по выплате немецких военных репараций, который возможно создал условия для возвышения Гитлера и привёл ко Второй мировой войне. Но мы забегаем вперёд. Роль, которую Дж. П. Морган сыграл в Панике 1907 года, была абсолютно решающей для всего, что затем последовало – рождение американской олигархии, две мировые войны, окончательное решение немецкой проблемы и строительство на пепелище войны новой Американской империи, преемницы уже неплатёжеспособной Британской империи. Морган и Рокфеллер устраивают Панику 1907 годаКак мы помним, панику 1893 года вызвал переход на расчёты в золоте, задуманные и воплощённый самими банкирами. В результате в выигрыше остались Морган, Джеймс Стиллман, бывший тогда главой «Нэшнл Сити Банк» (банка «Стандарт Ойл Траст» Рокфеллера) и горстка брокерских домов во главе с Белмонтом и «Кун, Лёб и К°». Дж. Пирпонт Морган использовал этот кризис, чтобы получить контроль над почти всей стратегической сталелитейной и железнодорожной промышленностью США. В 1901 году он получал контроль над «ЮЭс Стил», которую он создал в результате слияний компаний «Карнеги Стил» и других, чтобы сформировать крупнейшего в мире производителя стали. При создании своего нового стального треста «ЮЭс Стил» Морган пустил в ход «разбавленный» акционерный капитал ошеломительной номинальной стоимостью 1 402 000 000 долларов, что сделало его первой в мире корпорацией, которая оценивалась свыше миллиарда долларов. Расследование американского Бюро корпораций определило, что более чем половина акций от общей суммы проданного публике акционерного капитала на сумму 727 миллионов долларов была выпущена сверх любой видимой стоимости. Биржевой курс базировался, в действительности, на капитализированной будущей прибыли, точно так же как проделают печально известные компании «Энрон» или «Уорлдком» во время «золотой лихорадки» на фондовой бирже в конце 1990 годов. Кроме того, Морган создал обширную «Дженерал Электрик К°», «Интернэшнл Харвестер» и бесчисленное множество других крупных промышленных групп, над которыми царил всесильный банк «Дж. П.Морган и К°». Тем временем, «Нэшнл Сити Банк» Стиллмана («Ситигруп»), банк Джона Д. Рокфеллера «Стандарт Ойл Траст» возвышался как крупнейший коммерческий банк в Соединённых Штатах. Операции Моргана и Стиллмана с золотом «спасли» после 1893 года американское Министерство финансов, но серьёзно потеснили позиции президента Кливленда и аграрного крыла его Демократической партии. Отношения Кливленда с банками стали проблематичными на выборах 1896 года, когда последние попали под огонь критики защитника серебряного денежного обращения демократа Уильяма Дженнингса Брайана. Нефтяной магнат Джон Д. Рокфеллер вместе с Дж. П. Морганом и его верными банкирами с Уолл-Стрит обильно финансировали предвыборную кампанию республиканца Уильяма Маккинли, который и выиграл выборы в 1896 году, нанеся поражение стороннику монетарного серебра Брайану. Маккинли приехал из Огайо, где базировалась «Стандарт Ойл», а его карьера была сделана партнёром Рокфеллера Марком Ханной (школьным другом Джона Д. Рокфеллера и позже его деловым партнёром). Выборы Маккинли американским президентом в 1896 году стали результатом секретной встречи между фракциями Рокфеллера и Моргана на Уолл-Стрит, Ханна представлял Рокфеллера, а интересы Моргана – человек из железнодорожной индустрии Джеймс Дж. Хилл. Отныне вместе с Маккинли президентство оказалось в надёжных руках, поскольку группировки Моргана и Рокфеллера об этом побеспокоились. В 1900 году Маккинли был переизбран на платформе золотого стандарта. Благодаря Панике 1893 года была уничтожена биметаллическая серебряная фракция, и для Моргана и узкого круга нью-йоркских и союзных им лондонских банков был расчищен путь, чтобы взять в свои руки финансы Соединённых Штатов. К 1907 году финансовые группы Моргана и Рокфеллера были готовы пойти в следующее финансовое наступление на экономику страны, которое впоследствии было названо Паникой 1907 года. Она должна была стать необходимым заключительным толчком к банкирскому перевороту – проведению через Конгресс в 1913 году Закона о Федеральной резервной системе, когда почти ничего не подозревающие американские конгрессмены передали своё право и власть печатать деньги консорциуму частных банков. События 1907 года запустил нью-йоркский банк «Кникенброкер Траст К°», банк среднего размера, в те дни возглавляемый активным махинатором по имени Чарльз Т. Барни. Барни и его деловой партнёр Фредерик А. Хайнц вышли на рынок меди, скупая ценные бумаги «Юнайтед Коппер К°», крупнейшего поставщика меди, металла, пользовавшегося необычайно устойчивым спросом. При этом они столкнулись с сильной группой Рокфеллера, которая управляла этой крупной компанией и совсем не была заинтересована в рывке постороннего конкурента в лице уроженца штата Монтана Хайнца. Хайнц создал свой собственный банк в Нью-Йорке «Мэркентайл Нэшнл Банк». Он использовал его авуары, чтобы бросить вызов медному рынку, на котором доминировал Рокфеллер. 14 октября 1907 года ценные бумаги «Юнайтед Коппер К°» взлетели свыше 62 долларов за акцию. Два дня спустя они стоили 15 долларов, и Ф. Август Хайнц был на пути к финансовому разорению. Рокфеллер выбросил на рынок миллионы фунтов меди, ускорив падение цен на неё, а вместе с этим и на акции «Юнайтед Коппер К°», принадлежавшие Хайнцу. У Хайнца как у бизнесмена был один явный дефект – он был упорным аутсайдером и не входил в картель плутократов. Он был активным индивидуалистом, который не обращал внимания на власть Моргана или Рокфеллера, пока не стало слишком поздно. Оказалось, что Хайнц помимо своего собственного «Мэркентайл Нэшнл Банк» был также связан с шестью другими нью-йоркскими банками средней руки. Новости о крушении Хайнца и связанных с ним банков попали в нью-йоркскую прессу, что вызвало панические изъятия средств из всех шести банков, так же как и из «Мэркентайл Нэшнл Банк». Распространение паники, однако, было вызвано новостями, что и президент третьего крупнейшего сберегательного банка в Нью-Йорке «Кникенброкен Траст Компани» имел деловые связи с «Мэркентайл Нэшнл Банк» Хайнца. Эти новости вызвали паническую реакцию у вкладчиков самой «Кникенброкен Траст Компани». {56} «Кникенброкен Траст Компани» мгновенно это почувствовал. Банк был вынужден просить частные банки, членов Ассоциации клиринговых палат, о чрезвычайных мерах по спасению банка. Главой Ассоциации клиринговых палат был никто иной, как Дж. Пирпонт Морган. Прежде чем согласиться на какие-либо меры по спасению, Дж. П. Морган потребовал ревизию отчётности «Кникенброкен Траст Компани». Ревизия возглавлялась близким другом и сотрудником Моргана Бенджамином Стронгом, человеком, который впоследствии стал влиятельным первым управляющим Федеральной резервной системы. В результате этой ревизии Морган отказался продлить чрезвычайный кредит «Кникенброкен Траст Компани», чтобы остановить панику вкладчиков и распространение слухов о неплатёжеспособности банка. Паническая волна изъятий перекинулась на другие трестовые банки. Последующая паника, согласно расследованию Конгресса в 1911 году, тщательно подпитывалась ложными слухами, преднамеренно распространяемыми близкими друзьями Моргана в принадлежащих им газетах, включая нью-йоркскую «Ивнинг Сан» и «Нью-Йорк Таймс». Пресса сообщала о предполагаемом бегстве вкладчиков из некоторых трестовых банков, таких как «Траст Компани оф Америка», которую Морган и Рокфеллер хотели убрать с дороги. Никакого бегства из «Траст Компани оф Америка» не было, пока не появились эти сообщения в печати. Банк фактически был разорен, но он, так уж случилось, держал большой пакет ценных бумаг в «Теннеси Коул и Айрон Компани» с богатыми месторождениями руды (одно из крупнейших разведанных месторождений железа в США), понадобившийся недавно сформированной американской «ЮЭс Стил Корпорэйшн» Моргана. Морган позаботился, чтобы «Траст Компани оф Америка» получила необходимую ликвидность от синдиката банкиров Моргана только взамен договоренности пустить под обеспечение этого кредита все его акции в «Теннеси Коул и Айрон Компани». Для окончательного завершения сделки Морган послал двух из своих лейтенантов Генри Клэя Фрика и Элберта Гари из «ЮЭс Стил» на встречу с президентом Теодором Рузвельтом, чтобы заручиться его согласием на приостановку американского антитрестовского закона. Для публики было сказано, что это сделано, чтобы «спасти страну». На деле, эта сделка должна была позволить «ЮЭс Стил» поглотить «Теннеси Коул и Айрон Компани» в обход Антитрестовского закона Шермана. Рузвельт, который прославлялся как «покоритель трестов», на самом деле имел прочные связи с Денежным Трестом и, особенно, с группой Моргана. {57} Основные публичные заявления президента-республиканца Рузвельта, как правило, (и с его согласия) дирижировались бывшими ключевыми представителями или группы Рокфеллера или группы Моргана, или обеих групп сразу. Он послал проект своего третьего доклада Конгрессу о положении в стране личному банкиру Рокфеллера Джеймсу Стиллману из «Нэшнл Сити Банк», пообещав, если понадобится, изменить секцию по поводу валютного вопроса, чтобы удовлетворить Стиллмана. В октябре 1903 года Рузвельт пригласил Дж. П. Моргана в Белый дом для приватного разговора и тайно переписывался с железнодорожным магнатом Э. X. Харриманом о политических назначениях и пожертвованиях на предвыборную кампанию. Психологически опустошенный крахом «Кникенброкен Траст Компани» Чарльз Барни месяц спустя совершил самоубийство. Нью-йоркская фондовая биржа рухнула, поскольку находящиеся в отчаянном положении из‑за отсутствия наличности трестовые банки продавали акции, чтобы обрести капитал. Страна погрузилась в очередной серьёзный экономический кризис, который продлился тринадцать месяцев. По всей стране региональные банки отказывались выплачивать депозиты в золоте, как требовалось законом, боясь потери «наличных денег». В некотором отношении это было подобно краху межбанковского доверия, который произошёл столетие спустя в 2007 году, с тем исключением, что в 1907‑м отсутствовал бюджетный «кредитор последней инстанции». Паника 1907 года затихла почти чудесным образом, когда Рузвельт объявил о приостановке американских антитрестовских законов. Джон Д. Рокфеллер и его банкир Джеймс Стиллман устранили конкурента Хайнца из медной отрасли. Как только Морган вырвал вожделенные ресурсы «Теннеси Коул и Айрон Компани» у «Траст Компани оф Америка», слухи в прессе затихли, и банк вернулся к нормальному бизнесу. Легковерной общественности было рассказано о «героическом и храбром спасении» национальной банковской системы самоотверженным Дж. Пирпонтом Морганом. Один из немногих, которые не поверили в альтруистические побуждения Моргана, Рокфеллера и их близких друзей с Уолл-Стрит, был защитник хождения серебра в качестве валюты демократ Уильям Дженнингс Брайан. Брайан, заявил: «Позор недобросовестным финансистам, которые хищнически скопили состояния, и которые как финансовая аристократия эксплуатируют всю нацию». {58} Непрошеное предложение Министерства финансовРедко упоминаемым факт в дебатах о регулярных банковских паниках был тот, что у правительства США в лице его министра финансов уже была власть вмешиваться и предоставлять кредиты опустошенным банкам. Министерство финансов в критической ситуации легко могло бы сыграть роль кредитора последней инстанции и удержать процесс национального кредитования под федеральным руководством и общественным контролем, поскольку явно имел такой мандат по Статье 1 Конституции США. Требовалось только, чтобы Конгресс профинансировал чрезвычайный резерв, который был бы в полном распоряжении министра финансов. В докладе Министерства финансов США в 1906 года, за год до Паники 1907 года, американский министр финансов Лесли М. Шоу, твёрдый защитник расширенного использования полномочий американского правительства для управления кризисами на валютном рынке, писал: «Если бы министру финансов дали 100 000 000 долларов, чтобы вкладывать их в банки или изымать, как он считает целесообразным, и если бы, кроме того, он бы распоряжался резервами этих нескольких банков с возможностью сужать обращение национального банка по своему усмотрению, то, по моему мнению, не существовало бы паники (в отличие от индустриального застоя), угрожающей Соединённым Штатам или Европе, которую он не смог бы предотвратить. Ни один центральный или государственный банк в мире не может так быстро повлиять на финансовое положение во всем мире, как это может министр финансов с той властью, с которой он сейчас наделен». {59} Предложение американского министра финансов о создании в Министерстве финансов департамента банковского «кредитора последней инстанции» на моменты кризисов ликвидности отнюдь не было пустой фантазией. К 1899 году американское Министерство финансов обладало государственным золотым запасом большим, чем любой центральный банк в мире, включая Банк Англии и Банк Франции. Доллар США был одной из самых сильных валют в мире, и управление золотым стандартом находилось под прямым регулированием американского Министерства финансов, а не частных банков, как это имело место в Европе и Англии. Морган, Рокфеллер и прочая элита, стоящая за Денежным Трестом тех дней, однако, абсолютно не была заинтересована в общественном или правительственном решении, которое они не могли бы повернуть к своей выгоде. Они были настроены использовать панику и кризисную атмосферу, чтобы реализовать свой самый смелый план – перехватить у федерального правительства США его власть чеканить и печатать деньги и управлять их эмиссией. Их план состоял в том, чтобы создать национальный банк, который будет полностью в частных руках банкиров Дж. П. Моргана, Рокфеллера и их дружков. Министр финансов Шоу ушёл в отставку в марте 1907 года, за несколько месяцев до того, как Морган со товарищи форсировали Панику. Должность Шоу была занята близким другом Моргана Джорджем Б. Кортелю. При С. Кортелю Моргану и его друзьям с Уолл-Стрит почти нечего было бояться. Дж. П. Морган после кризиса вышел героем. Он был объявлен дружественной финансовой прессой как «спаситель дня», когда он в подходящий момент, когда цены стали чрезвычайно привлекательными, публично заявил на рынках о своей «уверенности» скупкой акций крупных корпораций, чтобы добавить их к своей обширной индустриальной империи. Морган уже вышел на сцену как доминирующая сила, управляющая частными железными дорогами Америки, как уже отмечалось. Он сделал это в 1889 году, тайно созвав глав всех основных железных дорог, чтобы выковать незаконный картель для ценового сговора и затем резко поднять грузовые тарифы. Согласно утечке записей нескольких минут встречи, Морган обеспечил этот ценовой сговор, угрожая заморозить новые займы для тех железных дорог, которые не сотрудничают с ним. Он предварил методы, использованные несколько десятилетий спустя во время кризисов задолженности 1980‑х и 1990‑х годов нью-йоркскими банкирами, действующими через находящиеся в Вашингтоне Международный валютный фонд и Всемирный банк: «Играй по нашим правилам или сдохни...». {60} Банковская паника 1907 года вынудила многие банки потребовать выплаты своих кредитов от спекулирующих недвижимостью и деловых компаний. Большая «Вестингаус Электрик К°» искала защиту от кредиторов в банкротстве. В 1908 году висконсинский сенатор Роберт Jla Фоллетт выдвинул обвинение, что «группа финансистов, которые сдерживают и дозируют процветание, преднамеренно навлекала последнюю панику» во имя своих прибылей. Морган отмолчался. Моргану помогли управлять кризисом 1907 года. Американский министр финансов Джордж Кортелю после ночной встречи с партнёром Моргана Джорджем Перкинсом объявил во время кризиса о формальной поддержке «Торгового дома Моргана», предложив экстраординарную сумму в 25 миллионов долларов в качестве дополнительной ликвидности. Кортелю сказал: «На меня глубокое впечатление произвела не только стабильность этих деловых учреждений, но также и высочайшее мужество и выдающаяся преданность общественным интересам многих видных в деловой жизни этого города людей». После того, как Кортелю покинул Министерство финансов, он был вознагражден за свою преданную службу, получив пост президента «Консолидейт Газ К°» Моргана-Рокфеллера в Нью-Йорке. {61} Ящики с золотом и мешки с долларами из федеральных хранилищ в нью-йоркском подразделении Министерства финансов передавались некоторым банкам, одобренным Кортелю. Джон Д. Рокфеллер-старший, основатель «Стандарт Ойл Траст», заверил Моргана в своей готовности помочь. Он внёс 10 миллионов долларов в «Юнион Траст К°» Моргана и обещал дополнительные депозиты на 40 миллионов долларов, если понадобится. Морган успешно провёл попытку банков Уолл-Стрит предотвратить общий финансовый крах после биржевой Паники 1907 года, который сам же преднамеренно спроектировал. Он возглавлял группу банкиров, которые взяли крупные правительственные деньги, и решал, как они должны использоваться для финансовой помощи. Морган продолжал вознаграждать друзей и наказывать врагов. {62} В 1911 году комиссия Конгресса США предприняла расследование, как управлялась национальная коммерция тем, что они называли Денежным Трестом. Их расследование обнаружило, что члены «Дж. П. Морган и К°» контролировали не менее чем 72 совета директоров в 47 крупных американских корпорациях, объединённой стоимостью в 2 104 000 000 долларов, невероятная сумма в те дни. {63} «Национальная денежно-кредитная комиссия» Моргана-РокфеллераРезультатом кризисов 1907-08 годов, в дополнение к монументальному расширению финансового и политического влияния Дж. П. Моргана, стало формирование национальной Денежно-кредитной комиссии для изучения банковского кризиса и выработки рекомендаций Конгрессу для предотвращения подобной паники в будущем. Президент Теодор Рузвельт подписал Закон Олдрича-Врилэнда, создав эту комиссию в 1908 году. Её обязанность состояла в том, чтобы предложить план, как останавливать денежную панику на финансовых рынках. Комиссия была с самого начала мошенничеством. Её возглавлял американский сенатор Нельсон Олдрич, председатель влиятельного сенатского Финансового комитета, тесть Джона Д. Рокфеллера-младшего и тезка губернатора Нельсона Олдрича Рокфеллера. Сенатор Нельсон Олдрич был известен инсайдерам как «операционный брокер Моргана в Сенате».{64} Сенатор Олдрич не чурался коррупции. В статье 1905 года журнал «Макльюр» ссылался на то, что Олдрич доминировал в коррумпированной политической машине Род-Айленда, и что большинство сенаторов штата было скуплено машиной Олдрича. В 1881 году Олдрич бросил семейный бакалейный бизнес, чтобы баллотироваться в Сенат США с заявленным собственным капиталом 50 000 долларов. Когда после тридцати лет политической деятельности, главным образом, в американском Сенате, сенатор Олдрич умер, он уже стоил внушительные 12 000 000 долларов, состояние, которое отнюдь не являлось результатом скромных сбережений с его несерьёзной сенатской зарплаты. {65} Морган и Рокфеллер, вероятно, не нашли бы более прекрасной кандидатуры, чтобы провести столь желаемую ими «денежную реформу» через скептический Конгресс. Олдрич ответственен за проведение самого рокового политического государственного переворота в американской истории: Закона о Федеральной резервной системе 1913 года. Кто поддерживал его, и как они организовали этот удачный ход, знали очень немногие. Банкирский переворотВ 1908 году, спустя год после создания национальной Денежно-кредитной комиссии Олдрича, самые влиятельные банкиры Америки встретились в обстановке высочайшей секретности, чтобы спроектировать крупнейший в истории США финансовый и политический государственный переворот. План состоял в том, чтобы вырвать из рук американского Конгресса конституционно переданные ему полномочия создавать и контролировать деньги. В случае удачи переворот должен был узурпировать это конституционные право и власть и поставить их на службу частным специальным группам, даже за счёт всеобщего благосостояния населения Соединённых Штатов. Люди, которые строили эти планы взять под свой контроль национальную денежную систему, отнюдь не были обычными банкирами. Они были особой породой в пределах американского банковского мира. Они были, прежде всего, международными банкирами, которые создали себя по образцу и подобию своих лондонских коллег. Среди банкиров, которые организовали «денежный переворот», был Дж. Пирпонт Морган; немецкий эмигрант Пол Варбург из нью-йоркского частного банка «Кун, Лёб и К°»; «Огаст Белмонт и К°»; «Дж. и В. Селигман»; «Ли, Хиггинсон и К°» и другие. В Лондоне эти международные банкиры назвали себя «торговыми банкирами». В Нью-Йорке они предпочитали называться «инвестиционными банкирами». И те, и другие работали одинаково. По природе своего бизнеса международные банкиры не были лояльны ни одной существующей конкретной стране. Их мир не замыкался конкретным национальным государством, но был повсюду, где их влияние могло изменить события к их собственной выгоде. Вследствие этого секретность являлась существенной в их преуспеянии и важнейшей составляющей в получении преимущества перед конкурентами. Многовековой опыт (со времен венецианской Империи) показал им, что предоставление займов правительствам или монархам гораздо выгоднее, чем кредитование частных заёмщиков, не в последнюю очередь потому, что связанный условием заём гарантировался властью государства облагать налогами своих граждан, чтобы гарантировать выплату долгов. Деньги были чрезвычайной отмычкой для получения доступа в коридоры власти. Кредит или отказ в кредите могли использоваться для управления любыми государствами или регионами. Деньги, или более точно, управление деньгами, стали стратегической целью банкиров. Контролирование стран через управление их центральными или национальными банками стал сутью их власти. В конечном счёте, элитная клика международных банкиров преследовала ни что иное, как контроль над всем миром в качестве своей цели и задачи. Как выразился бы Генри Киссинджер в 1970 годах: «Управляя деньгами, вы управляете всем миром». Международные банкиры с такими именами, как Бэринги, Ротшильд, Шрёдер, Морган, Варбург, Шифф, Маллет или Селигман сосредоточились на установлении тесных конфиденциальных связей с правительствами, иностранными или внутренними, которые выпускали долговые обязательства. Они торговали гарантированными государством облигациями за высокую премию. Они работали в обстановке абсолютной секретности, чтобы широкая публика не понимала, как деньги банков негласно управляют политическими решениями, включая решения объявить войну или сохранить мир. Традиционное предпочтение международными банкирами предельной тайны стало отличительной чертой их практики и допускало интриги, политические манипуляции, подкуп политических деятелей и судей, финансирование переворотов для устранения нелояльных правителей здесь, глав государств там, чтобы любыми средствами привести к власти правительства, более поддающиеся диктату банкиров. Во времена Гражданской войны в 1863 Конгресс принял национальный Закон о банковской деятельности совместно с Законом о национальной валюте. Проект этого закона был в значительной степени подготовлен министром финансов Сэлмоном П. Чейзом. Вследствие нового закона определённые банковские центры по всей стране определялись как «города, в которых находится федеральный резервный банк», например, Чикаго, Сент-Луис или Бостон. Региональные банки были обязаны держать часть своих обязательных минимальных резервов (25%) в форме депозитов и банковских билетов в «Национальных банках» в своём региональном «городе, где находится федеральный резервный банк». Определённые таким образом национальные банки в Нью-Йорке, однако, имели специальный статус и были обязаны держать 25% своих резервов законных платёжных средств в форме золотых или серебряных монет или слитков. Согласно новому Закону о банковской деятельности, Нью-Йорк определялся уникально как «центральный город, в котором находится федеральный резервный банк», что было признанием того, что он уже стал крупным национальным финансовым центром, и предвещало его будущую роль, отведенную ему Законом о Федеральной резервной системе 1913 года. {66} Поскольку местные и региональные банки могли получать свою прибыль с процентов, размещая свои фонды в нью-йоркских банках, вплоть до начала XX века капитал утекал из региональных банков. В итоге нью-йоркские национальные банки росли непропорционально. Кроме того, новые законы о банках предоставляли федеральные банковские права заниматься банковской деятельностью двум нью-йоркским банкам – Первому Национальному банку и позже «Чейз Нэшнл Банк». Последний, названный «Трежери Секретари Чейз», затем станет банком империи «Стандарт Ойл» Рокфеллера. В дополнение к крупным национальным банкам существовала небольшая, но очень влиятельная группа Домов частных банковских услуг: международные банки, которые не продавали свои ценные бумаги общественности и поэтому не были ограничены ведением торговли на местном уровне. Они не нуждались ни в какой государственной хартии, чтобы заниматься коммерцией и эксплуатировали эту зияющую лазейку в федеральных законодательствах о банках и государственных правах. В отличие от уполномоченных государством акционерных банков, эти «некорпоративные банки» не имели возможности выпускать банкноты. Но благодаря этому они были в значительной степени нерегулируемыми, вольными заниматься коммерцией всюду, где находили возможность. Во второй половине XIX века эти нерегулируемые инвестиционные банки, которые вели международную банковскую деятельность («Дж. П. Морган», «Кун, Лёб и К°», «Братья Лазар», «Дрексель» и небольшое количество других), свободно создавали крупнейшие финансовые деловые отношения для строительства национальных железных дорог и финансирования расширения крупной промышленности, оперирующей сразу в нескольких штатах. Поскольку они не регулировались и не замыкались в государственных границах, эти банки делали свои состояния, группируя капиталы (в значительной степени из банков Лондона и Парижа), чтобы финансировать огромные затраты на строительство железных дорог Америки. Они стали американскими международными банкирами. {67} В этом элитном мире международных финансов в конце первого десятилетия XX века особо выделялись два гиганта, один британский, другой американский – «Н. М. Ротшильд и К°» лорда Натаниэля Ротшильда «Дж. П. Морган и К°» Дж. Пирпонта Моргана. Эти двое ни в коем случае не были всегда в дружественных отношениях. Первоначально оба дома работали в тесном сотрудничестве, когда Морган осторожно представлял интересы Ротшильда в Соединённых Штатах. Затем, когда первое десятилетие XX века приближалось к концу, а война в Европе становилась всё ближе, возникла неизбежная конкуренция, поскольку стало ясно, что британская промышленность и Британская империя были в определённом упадке. И Морган, который первоначально тесно сотрудничал с Ротшильдом, устремился к строительству своей собственной независимой финансовой абсолютной империи. Создание Федеральной резервной системы было разработано Морганом и узким кругом связанных между собой международных банкиров в Нью-Йорке, чтобы установить контроль над валютной системой Соединённых Штатов. Это было проделано с чрезвычайной тщательностью и приготовлениями. Ещё при ратификации Конституции США, которая явно передала в руки американского Конгресса власть чеканить монету, частные банковские круги боролись (но не преуспели) за общественное одобрение национального банка. В начале XX века всё изменилось. «Утиная охота» на острове ДжекиллГруппа международных банкиров, которые составили проект Закона о Федеральной резервной системе 1913 года, действовали в обстановке предельной секретности и обмана, чтобы их роль в подготовке нового центрального банка не была обнаружена как заговор «банкиров». Вспомните, что президент Теодор Рузвельт в 1908 года назначил сенатора-республиканца Нельсона Олдрича главой национальной Денежно-кредитной комиссии сразу после Паники 1907 года, которой дирижировали Морган и Рокфеллер. Два года спустя, в ноябре 1910 года, тот же самый Олдрич отправился на частном поезде с группой ведущих национальных финансистов на частный курорт на принадлежавшем Моргану острове Джекилл неподалеку от побережья Джорджии. {68} Эта группа влиятельнейших банкиров страны и их доверенных дружков-чиновников договорились между собой отвечать всем любопытствующим, что в качестве повода для их встречи была охота на уток. Но не уточнили, на каких именно уток они собираются охотиться. Таинственная команда «охотников на уток» с Уолл-Стрит, которые присоединились к Олдричу, включала Франка Вандерлипа, президента рокфеллеровского «Нэшнл Сити Банк» в Нью-Йорке; Генри П. Дэвидсона, старшего партнёра «Дж. П. Морган и К°»; Чарльза Д. Нортона, президента контролируемого Морганом Первого Национального банка Нью-Йорка; Бенджамина Стронга, вице-президента контролируемого Морганом «Бэнкерс Траст»; Пауля Варбурга, немецкого эмигранта и старшего партнёра «Кун, Лёб и К°», и А. Пиатта Эндрю, помощника министра финансов Соединённых Штатов. От мощной фракции Рокфеллера на острове Джекилл на той ноябрьской встрече присутствовали два влиятельных представителя. Первый – Пауль Варбург из «Кун, Лёб и К°», второго крупнейшего частного инвестиционного банка после «Дж. П. Морган и К°», бывшего в то время ведущим инвестиционным домом Джона Д. Рокфеллера, а так же домашним банком союзника последнего Э.Х. Харримана из «Юнион Пасифик Райлроад». {69} Вторым человеком фракции Рокфеллера на острове Джекилл был президент «Нэшнл Сити Банк» Франк Вандерлип. Спустя годы после создания Федеральной резервной системы, Вандерлип описал своё видение этой секретной встречи: «Я действительно был скрытным, столь же скрытным, как любой заговорщик... Мы понимали, что раскрытие просто не должно произойти, иначе всё наше время и усилия были бы потрачены впустую. Если бы вскрылось, что наша частная группа собралась вместе и написала банковский билль, то у этого билля не было бы ни единого шанса пройти в Конгрессе». Встреча на острове ДжекиллВ 1916 году после того, как Федеральная резервная система стала реальностью, Б. Ч. Форбс, основатель одноимённого финансового журнала, написал о секретной встрече на острове Джекилл, используя только имена людей, которые принимали в ней участие: «Я впервые даю миру реальную историю того, как был написан знаменитый валютный доклад Олдрича, основа нашей новой валютной системы... Вокруг всего царила атмосфера предельной секретности. Общественность не должна была получить даже намека на то, что должно было быть сделано. Нельсон [Олдрич – прим. автора] конфиденциально сообщил Генри, Франку, Полу и Пиатту, что он должен держать их на острове Джекилл изолированно от остальной части мира, пока они не разработают и не составят научную валютную систему для Соединённых Штатов, реальное рождение существующей Федеральной резервной системы, план, сделанный на острове Джекилл... Связью, которая связывает систему Олдрича и настоящую [Федеральную Резервную – автор] систему воедино, являлся Варбург. Он, больше чем кто-либо другой, сделал эту систему возможной в качестве рабочей действительности». {70} Ирония была в том, что Пол Варбург, человек, который играл такую решающую роль в формулировке модели Федеральной резервной системы, был немцем. Варбург позже в 1914 году будет выбран в первый Совет директоров новой Федеральной резервной системы, а затем станет её вице-председателем вплоть до 1918 года. Ирония не в том факте, что Пол Варбург был немцем, а скорее в том, что его ФРС стала финансовым инструментом, который сделал возможным окончательное поражение кайзеровской Германии в 1918 году. На секретном собрании на острове Джекилл в 1910 году Пол Варбург из «Кун, Лёб и К°» предложил уловку, чтобы провести новый закон о национальном банке через Конгресс. Новый банк преднамеренно нельзя было называть «национальным» или «центральным» банком, настаивал Варбург, более безопасно звучала бы формулировка «ассоциация Федерального резервного банка». Это соображение продвигалось под тем предлогом, что в отличие от Банка Англии или других европейских центральных банков, модель Соединённых Штатов будет децентрализована и максимально застрахует региональное банковское и денежно-кредитное регулирование. Эта уловка также замаскировала бы частную собственность банков-членов Федеральной резервной системы. Преобладающее влияние Нью-Йорка, крупнейшего национального банковского и финансового центра, оказалось бы скрыто путём создания двенадцати «независимых» региональных банков – в Сан-Франциско, Канзас-Сити, Миннеаполисе, Атланте, Бостоне и т. д. Каждый из региональных банков будет в частной собственности сильнейших банков или корпораций в своём регионе. Как сказал на слушании в Конгрессе по Плану Олдрича в 1913 году филадельфийский банкир Лесли Шоу: «Когда у Вас есть местная организация, централизованный контроль гарантирован... Когда Вы сцепили банки вместе, они смогут иметь самое большое влияние на всё в этой стране, за исключением газет». В номере от 11 января 1911 года журнал «Зе Нэйшн» отмечал по поводу плана центрального банка Олдрича-Варбурга, разработанного на острове Джекилл: «Название "Центральный Банк" тщательно избегается, но "Ассоциация Федеральной резервной системы" (имя, данное предложенной центральной организации) обеспечена стандартными полномочиями и обязанностями европейского центрального банка». {71} План Варбурга предлагал, чтобы ценные бумаги двенадцати банков-членов Ассоциации Федеральной резервной системы, как он называл это, принадлежали частным акционерам. Частные акционеры, в свою очередь, могли использовать кредитование американского правительства к своей собственной частной прибыли. Ассоциация Федеральной резервной системы управляла бы национальными деньгами и кредитованием; это был бы эмиссионный банк, другими словами, он мог по желанию создавать валюту или деньги, а также финансировать правительство, мобилизуя кредитование в военный период. Сенатор Олдрич позже подтвердил в журнальной статье: «До принятия этого закона нью-йоркские банкиры могли доминировать только над резервами Нью-Йорка. Теперь мы в состоянии доминировать над банковскими резервами всей страны». {72} Рис. 2. Принадлежавший Дж. П. Моргану отель на острове Джекилл стал местом тайной встречи банкиров, чтобы набросать закон о Федеральной резервной системе 1913 года, который впоследствии позволит Америке финансировать Первую мировую войну Варбург, единственный из собравшихся на острове Джекилл имевший прямой опыт работы с функциями различных европейских центральных банков, смоделировал свой резервный банк по образцу частного Банка Англии. В своём издании 1943 года для Банка Англии «Энциклопедия Американа» описала этот путь следующим образом: «Его слабость – врожденная слабость системы, которая развилась при наименьшем уровне законодательного контроля.., его капиталы конфиденциальны, и его управление ни в коем случае не контролируется государством ни прямо, ни косвенно». Это описание ещё тогда отметило решающую особенность и Банка Англии и его прямой последовательницы – Федеральной резервной системы: «С другой стороны, в течение всей своей истории он находился более или менее под защитой государства; развитие Банка характеризовалось следующими один за другим государственными займами его капитала взамен подтверждения или расширения банковских привилегий... Банк Англии управляется управляющим, заместителем управляющего и советом двадцати четырёх директоров, которые выбраны владельцами [то есть частными акционерами – автор] на посты директоров». {73} Уильям III в 1694 пожаловал Банку Англии королевскую привилегию упорядочивать финансы монархии. Эта схема была изобретена энергичным шотландским капером по имени Уильям Патерсон, чтобы создать банк с «фондом для бессрочной прибыли». Так для британского правительства был создан вечный денежный станок, и родилась идея постоянного государственного долга. Отныне Банк Англии из лондонского Сити будет финансировать находящуюся на стадии становления империю. Отныне ни отсутствие денег, ни отсутствие ликвидности никогда больше не помешают Британской империи (при нормальных экономических условиях). Ещё один включённый в Федеральную резервную систему механизм – «частичных банковских резервов» – был создан по образцу Банка Амстердама, существовавшему почти за столетие до основания Банка Англии. А также радикальная монетарная концепция «монопольного» банка, который будет эмитировать деньги для кредитов, которые в действительности никогда не будут погашены. {74} Грязный секрет «частичного банковского покрытия»Частичное банковское покрытие сначала было опробовано Банком Амстердама в середине XVII века. Это было сделано в строгой тайне, чтобы не вызвать у вкладчиков панику, которая в конечном итоге всё-таки случилась. Однако сам обман процветал более полутора столетий. Банк Амстердама был основан в 1609 году под протекцией делового квартала города для очень определённой цели. Поскольку золотые и серебряные монеты были неудобны для транспортировки, и всегда существовала угроза ограбления, торговцы создали этот банк, чтобы принимать и иностранную и местную чеканку по их реальной внутренней ценности. Банк удерживал мелкие монеты и гонорар за услуги и выписывал в своей балансовой книге кредит клиентам. Этот кредит стал известен как «банковские депозиты». Всегда оставаясь в соответствии со стандартами монетного двора и всегда одной той же стоимости, банковские депозиты стоили дороже, чем реальная чеканная монета, которая изнашивалась со временем, теряя часть своего золотого или серебряного содержания. Одновременно было издано некое распоряжение, согласно которому все амстердамские векселя, выписанные на суммы, свыше определённой величины, должны оплачиваться в банковских депозитах. Это правило избавляло от всякой неуверенности в этих банковских билетах и заставило всех торговцев сохранять свои счета в банке. Что, в свою очередь, стало поводом для спроса на банковские резервы Банка Амстердама. Скоро банкиры Амстердама поняли, что в любой момент времени востребована только малая часть их депозитов. Таким образом, они тайно вознамерились определить минимальный реальный резерв, необходимый, чтобы в среднем удовлетворять такому требованию, а остальные деньги выдавать взаймы и делать прибыли на чужих вкладах. Сначала, естественно весьма осторожно, чтобы их не схватили за руку, они одалживали небольшую часть всех депозитов. Затем, поскольку это, как оказалось, сработало, увеличили соотношение до пятидесяти процентов и более. Как только широкая публика узнала, что всего лишь 50% её золота находится в сейфах Банка, разразилась паника, которая в 1791 году и положила конец Банку Амстердама. Злоупотребление доверием своих вкладчиков стало возможным, потому что Банк Амстердама был не обязан делать какие-либо публичные отчёты. Так родился принцип современного банковского дела, что в системе кредитования при частичном банковском покрытии стоимость банка или всей банковской системы опирается лишь на одну эфемерную ценность – доверие вкладчиков. Сущность частичного банковского покрытия ведет банки к безудержной раздаче кредитов, чтобы максимизировать доходы, пока избыток кредитов не приводит к краху рынка. Поскольку банк предоставляет фонды, которых у него нет, механизм кредита приводит к эмиссии денег «из ничего» (т.е. из воздуха) через простые бухгалтерские записи. Такова история неоднократно спровоцированных банковских паник в течение ста лет до создания американской Федеральной резервной системы. Морган и элитные банкиры из его окружения хотели иметь центральный банк, которым будут постоянно управлять собственноручно выбранные ими люди, учреждение, которое будет действовать как надзирающий регулятор кредитной системы, центральный полицейский, чтобы удерживать отдельные банки в общем русле интересов всей банковской системы. Чтобы управлять этой системой, поднимать или снижать уровень кредитования, требовались изменяющиеся уровни резервов банка на случай востребования крупных сумм для их частичного кредитования. Власть, которую ФРС дала нью-йоркским трестовым банкам, была квазимонополией в системе национального кредитования. Эта власть была устрашающей. Группа на острове Джекилл достигла консенсуса по так называемому Плану Варбурга, который по политическим причинам был переименован в План Олдрича, чтобы при обнародовании выглядеть как детище республиканского сенатора. Однако перед тем, как они смогли продвинуть свой план захвата национальной денежной системы, перед ними встала новая проблема в форме нарастающего народного протеста против концентрации власти денег. Расследование демократами обстоятельств вокруг Денежного ТрестаВ 1912 году, спустя несколько месяцев после секретной встречи на острове Джекилл, конгрессмен из Миннесоты сэр Чарльз Линдберг, пламенный и очень точный критик деяний Денежного треста, как он их всех называл, внёс в американскую Палату представителей резолюцию, призывающую к расследованию влияния Уолл-Стрит. Этот призыв был заблокирован банкирами и их друзьями в Конгрессе. Вместо этого, поскольку Линдберг задокументировал свою точку зрения в письменном виде, в 1913 году влиятельные банкиры Денежного треста, используя своих друзей в Конгрессе, перенаправили его запрос и послали его благоволившему банкирам конгрессмену из Луизианы Арсену Пуджо, который назначил юриста с Уолл-Стрит Сэмюэля Унтермайера провести безопасное псевдорасследование. Циничный результат слушаний был организован таким образом, чтобы привести к созданию именно того, что Денежный трест имел в виду под своим Планом Олдрича, то есть, частного центрального банка, чьё влияние и возможности будут твёрдо удерживаться в руках всё того же нью-йоркского Денежного треста. {75} Комитет Палаты представителей по банковскому делу и валюте созывал слушания, начиная с мая 1912 года, известные как Комитет Пуджо по имени его председателя демократу из Луизианы, Арсена Пуджо. Мандат Комитета Пуджо состоял в том, чтобы якобы исследовать банковские и валютные условия в государстве. Комитет вызвал для показаний Дж. П. Моргана, Джеймса Дж. Хилла и двух соучредителей Первого Национального Городского банка – Джорджа Ф. Бейкера и Уильяма Рокфеллера, брата владельца «Стандарт Ойл» Джона Д. Рокфеллера. Чтобы избежать свидетельствования, Уильям Рокфеллер фактически скрылся в своих нью-йоркских владениях и затем утверждал, что не мог свидетельствовать, поскольку у него были «проблемы с горлом». Морган и другие из Денежного Треста явились, но отказались раскрыть что-нибудь существенное. Доклад Комитета Пуджо заканчивался безопасным утверждением в том смысле, что клика финансовых лидеров злоупотребляла общественным доверием, чтобы провести консолидацию контроля над большей частью промышленности. Они подтвердили, что действительно была увеличена концентрация денежного и кредитного контроля в стране через консолидацию банковской собственности в нескольких руках с помощью внедрения специально подобранных банковских союзников в советы директоров индустриальных трестов или групп, которые эти банки финансировали, и где держали крупные пакеты акций. Комитет Пуджо задокументировал, что Денежный Трест имел шесть основных банковских домов наверху. Эти шестеро контролировали крупнейшие стальные, железнодорожные, коммунальные, нефтяные и нефтеперерабатывающие компании, а также другие крупные промышленные группы. Эта концентрация состояний и собственности венчалась тем, что Денежный Трест контролировал основные американские средства массовой информации, что позволяло ему распространять пропаганду в своих интересах. Это была система взаимосвязанных правлений, сказал Комитет, и всё управлялось шестью домами частных банковских услуг: «Дж. П. Морган и К°», «Первый национальный банк Нью-Йорка», «Нэшнл Сити Банк», «Кун Лёб и К°», «Киддер Пибоди и К° оф Нью-Йорк», «Ли Хиггинсон и К° оф Бостон». Доклад Комитета показал, что в 1913 году единственной вершиной этой обширной пирамиды экономической, политической и финансовой власти в Соединённых Штатах был банк частных инвестиций «Дж. П. Морган и К°». Доклад Пуджо задокументировал, что Морган через пакеты акций и места в советах директоров занимал решающие позиции фактически во всех крупнейших корпорациях страны, включая следующие: «ЮЭс Стил Корпорэйшн», «Америкэн Телефон и Телеграф», «Вестерн Юнион», «Дженерал Электрик К°», «Интернэшнл Харвестер», «Банкерс Траст К°», «Гаранта Траст К°», «Нэшнл Сити Банк» Нью-Йорка, «Нью-Йоркская Центральная железная дорога», «Северная Тихоокеанская железная дорога», «Большая Северная железная дорога» и «Балтимор и Огайо». В целом, в 1913 году Комитет Пуджо зарегистрировал 112 таких компаний под эффективным контролем группы Моргана. Доклад указывал, что у Моргана также имелись обширные международные связи, поскольку он был партнёром лондонского банкирского дома его отца, «Дж. Эс. Морган и К°», позже «Морган Гренфелл», а также парижского банкирского дома «Морган, Харьес и К°». Моргана вызывали для показаний, но он отказался сказать что-нибудь по существу. Он расценивал себя как высшую и обособленную силу, не подчиняющуюся нелепым законам или требованиям республиканского правительства. Морган в пределах этих вышеназванных шести финансовых учреждений имел не только свой собственный банк, но и основные интересы в Первом национальном банке, а также разделял с Рокфеллером контроль над «Нэшнл Сити Банк». Морган также контролировал следующий крупнейший банк – «Банкерс Гаранти Траст». Эти четыре банка, в которых Морган имел полный или разделённый контроль через корпоративные руководства и владение пакетами акций корпорации, стоили ошеломительную сумму 22 миллиарда доллара. Откровения Пуджо, однако, как отмечалось, отнюдь не были искренней или серьёзной попыткой бросить вызов власти Денежного Треста, что было в пределах конституционных полномочий Конгресса. Вместо этого они стали расчётливой уловкой, прямо поддержанной Денежным Трестом, чтобы предоставить популистскую убедительность вновь избранному демократическому Конгрессу и протолкнуть версию демократов закона о национальном банке – Закон Оуэна-Гласса о Федеральной резервной системе 1913 года. Вопреки замыслу Линдберга расследование Пуджо оказалось уловкой Денежного треста, чтобы протолкнуть через демократический Конгресс желательный банкирам банковский закон. Иными словами, чтобы за него проголосовали те же самые демократы, предвыборные кампании которых во многих случаях без особой помпы финансировались тем же самым Денежным трестом. {76} Слушания Пуджо использовались для манипуляции общественным мнением, чтобы снова протащить роковую Шестнадцатую поправку к Конституции, разрешающую федеральному правительству, в противоречии с Конституцией, собирать прямой персональный подоходный налог, то, что позже окажется решающим в финансировании американского вступления в Первую мировую войну. Определённо, эти слушания и организованная подача их в прессе также использовались для того, чтобы устроить фальшивые дебаты, которые вынудили Конгресс принять почти дословно частный план, набросанный банкирами на острове Джекилл. Чтобы усугубить обман, юрист Комитета Пуджо Унтермайер, которому дружественная пресса создала образ антимонополиста и «друга маленького парня», получил задачу составить проект текста Закона о Федеральной резервной системе 1913 года. Закон прокрался через Конгресс в овечьей шкуре реакции демократов на план банкиров-республиканцев – закон Олдрича. Волки с Уолл-Стрит получили своё. Закон Оуэна-Гласса был в значительной степени спроектирован юристом-демократом Самюэлем Унтермайером, главным штатным исследователем Комитета Пуджо. Республиканский План Олдрича раскритиковали в подконтрольной Моргану прессе, а Закон Оуэна-Гласса о Федеральной резервной системе восхвалялся как справедливая демократическая альтернатива, предположительно способная ограничить влияние нью-йоркского Денежного Треста. {77} На деле всё было точно наоборот. Банкиры-республиканцы покупают демократов, чтобы совершить переворотК 1910 году Дж. П. Морган и Денежный Трест решили, что необходимо иметь свою собственную версию мошенничества, которое проделал частный Банк Амстердама. Разница была в том, что гарантировать это мошенничество будет не город Амстердам, а доверие и уважение федерального правительства США. Учитывая широко распространенную неприязнь к Денежному Тресту среди общественности и в Конгрессе, особенно среди демократов, таких как Чарльз Линдберг, и некоторых прогрессивных республиканцев, такие как Роберт Ла Фоллетт, потребовался лживый фарс, чтобы продвинуть схему центрального банка, придуманную Варбургом под видом нападок на национальную Денежно-кредитную комиссию сенатора Олдрича и сам План Олдрича как «помещающий решающее влияние на исход голосования в крупные банки». {78} Осуждение Плана Олдрича оставило незамеченным то, что «план центрального банка» собственно Закона о Федеральной резервной системе конгрессмена Гласса точно выполнял функции такого же центрального банка под частным контролем Денежного Треста. Он был тем же, что Варбург обрисовал в общих чертах на острове Джекилл в 1910 году. План Варбурга и План Олдрича были абсолютно идентичны. Не удивительно, что Полу Варбургу доверили задачу составления «альтернативного» проекта текста закона для Гласса и Белого дома Вудро Вильсона с помощью юриста с Уолл-Стрит Самюэля Унтермайера. {79} Акции нового Федерального резервного банка принадлежали бы частным акционерам, которые тогда могли использовать пункт о доверии и уважении правительства Соединённых Штатов к своей частной выгоде. ФРС, предложенная Глассом, управляла бы национальной валютой и кредитованием в прямом противоречии с Первой статьёй Конституции США, которая наделяла такой прерогативой исключительно американский Конгресс, первоначально задуманный как самая представительная из трёх ветвей властей. Кроме того. Федеральная резервная система, как предложил Гласс, стала бы «эмиссионным банком», что означало, что она могла выпускать деньги в обращение «из ничего» и могла финансировать правительство, мобилизуя кредит «в военное время». По сути, Федеральная резервная система уступала право Конгресса печатать деньги легализованному картелю частных банков, аффилированных с банками лондонского Сити, прежде всего с «Н. М. Ротшильд и К°» при посредстве Рокфеллеров, Куна, Лёба и Дж. П. Моргана. {80} В итоге Закон Картера-Гласса дал возглавляемой Морганом клике частных банкиров тотальный монопольный контроль над эмиссией банкнот, над деньгами. Не удивительно, что Закон Оуэна-Гласса о Федеральной резервной системе 1913 года обрел тёплое одобрение Ассоциации американских банкиров, факт, преуменьшаемый в массовой прессе. В 1910 году республиканцы оказались в меньшинстве в американской Палате представителей, а на всеобщих выборах 1912 года они уступили демократам контроль и над Сенатом и над Белым домом. Избрание в 1912 году Вудро Вильсона было работой небольшой группы людей, которые спроектировали раскол в Республиканской партии, финансируя третью партию – Прогрессивную партию, созданную для своего кандидата в президенты, бывшего президента-республиканца Тедди Рузвельта. {81} Именно Морган и деньги Рокфеллера привели в 1912 году «реформатора»-демократа Вудро Вильсона в Белый дом. С 1898 года, когда Вильсон был президентом Принстонского университета, он продвигался в национальную политику сильной группой банкиров, возглавляемой Кливлендом Доджем из «Фелпс Додж Коппер», бывшем тогда директором «Нэшнл Сити Банк» Моргана-Рокфеллера. Вильсон был на такой короткой ноге с Доджем, что писал письма ему письма, обращаясь «Дорогой Клив». {82} Когда группа Моргана решила, что Вильсон с большей вероятностью примет весьма республиканский закон о национальном банке, чем это сделал бы республиканский президент, они организовали национальную кампанию в СМИ вокруг Вильсона. Все газеты, которыми управляла группа Моргана, восхваляли Вильсона, который тогда был губернатором Нью-Джерси, как «либерального реформатора». Выдвижение Вильсона было куплено и оплачено «Нэшнл Сити Банк» Доджа, Сайрусом Маккормаком из «Интернешнл Харвестер К°» и Джейкобом Шиффом, старшим партнёром инвестиционного банка «Кун, Лёб и К°». {83} Другими словами, избрание Вильсона было куплено и оплачено кликой с острова Джекилл. И он не разочарует своих покровителей. 23 декабря 1913 года, в день перед Сочельником, Закон о Федеральной резервной системе, также известный как Закон Гласса-Оуэна, прошёл в Конгрессе почти без обсуждения. Управляемый республиканцами Сенат протолкнул этот закон в тот момент, когда большинство членов американского Конгресса были дома на рождественских каникулах. Президент-демократ Вудро Вильсон подписал его через час после этого. ФРС была устроена как независимый центральный банк. Хотя президент США назначал председателя и управляющих Федеральной резервной системы, и это назначение должно было быть одобрено Сенатом, управляли системой президенты 12 частных резервных банков, и никто из них не был более влиятельным, чем президент Нью-йоркского Федерального резервного банка, первый среди равных. Ключевое положение Закона о Федеральной резервной системе предусматривало, что решения ФРС не должны ратифицироваться ни президентом или кем-либо ещё из исполнительной ветви правительства Соединённых Штатов, ни Конгрессом. Вместо этого погребённым в ворохе пунктов оказалось предоставление в действительности тотальной власти над кредитно-денежной политикой всех американских банков частному Нью-йоркскому Федеральному резервному банку и его директорам, носящим самые влиятельные имена в Денежном Тресте. Акция, которая не принадлежит банку-члену ФРС, не должна была принимать участие ни в одном голосовании. Этот пункт гарантировал, что никто посторонний не вознамерится покупать акции в Федеральной резервной системе. Это был строгий инсайдерский клуб или Клуб старых приятелей, управляемый Денежным Трестом. {84} Спустя несколько месяцев после принятия Закона о Федеральной резервной системе 1913 года, вновь назначенный президент Нью-йоркского Федерального резервного банка, человек Моргана Бенджамин Стронг, на пару с директором Федеральной резервной системы и автором закона Полом Варбургом двинулись в Белый дом и Конгресс, чтобы успешно привести доводы в пользу принятия поправки к оригинальному Закону. Поправка позволяла вновь учрежденному центральному банку уничтожать деньги так же, как и создавать их. С нею для Федеральной резервной системы и частных банкиров, управляющих её политикой, была расчищена дорога, чтобы создавать периоды экономического бума, мобилизовывать экономику для войн и создавать дефляционные спады и депрессии, каждая из которых проводилась с такой жестокостью, что превосходила любые ранние инциденты, сотворенные руками частных банкиров из Денежного Треста в течение века до создания ФРС. Получающимся колебаниям от экономического бума до банкротства дали псевдонаучное объяснение, названное теорией «деловых циклов», словно эти явления были так или иначе неизбежны. Но они не были неизбежностью. Наиболее существенной полезной встроенной ценностью новой Федеральной резервной системы, однако, было то, что она позволила частным банкам, особенно Дому Моргана и его союзникам идти на ранее невообразимые риски. Предпринимаемые ими действия независимо от того, насколько они опасны, теперь были застрахованы «пунктом о доверии и уважении» правительства Соединённых Штатов Америки и их невольных налогоплательщиков. Первый тест новых обширных полномочий третьего с 1787 года национального банка Америки не заставил себя долго ждать. Совсем скоро, в 1914 году, Англия и Франция обратятся в США за массивным кредитованием, чтобы финансировать свою войну с германским Рейхом и Австро-Венгрией, процесс, который стал известным как Первая мировая война. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|