• Новый Азовский поход
  • Из Азова в Крым
  • Изучение Азовского моря
  • Глава 3

    Донская флотилия

    …История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество.

    (Н. М. Карамзин)

    Новый Азовский поход

    Прошло более двух десятилетий со времени подписания Прутского мирного договора, согласно которому Азовское море и Северное Приазовье остались в руках Османской империи и Крымского ханства. За этот период турки и татары со вершили немало набегов на русские селения и казачьи городки. Одновременно турецкое правительство развернуло большие инженерные работы по восстановлению Азовской крепости.

    В целях усиления обороноспособности южных рубежей строит укрепления и русское государство. Создается Украинская оборонительная линия протяженностью 268 верст, куда вошло 16 крепостей, в том числе крепость Святой Анны на Дону в двух километрах от Черкасска. Еще при Петре I начались работы по восстановлению Азовской военной флотилии, которые получили более широкое развитие при царствовании Анны Иоанновны[39]. Уже в начале 30-х гг. Россия стала усиленно готовиться к войне с Турцией, главная цель которой — выход на Азовское и Черное моря. Для борьбы с турецким флотом и совместных действий с сухопутными войсками 7 сентября 1733 года Сенат издает указ о создании Донской военной флотилии и постройке для нее судов. Главным начальником строительства на верфях в Таирове, Донце, Усмане, Битюге, Добром и Сокольске назначается вице-адмирал М. X. Змаевич[40]. В течение года на воду были спущены 15 прамов, 35 галер, 59 ботов и шлюпок.

    В сентябре 1735 года командующим флотилией и Главным начальником Тавровского адмиралтейства назначается контр-адмирал П. П. Бредаль[41], который, как и его предшественник ставит перед Адмиралтейской коллегией вопрос о выделений на строительство верфей и судов дополнительных средств. Если в январе 1735 г. коллегия выделила сверх ранее установленной сметы 59 986 рублен, то по ходатайству контр-адмирала Бредаля она ассигновала дополнительно еще 64 520 рублей.

    По требованию П. П. Бредаля, флотилия в короткий срок пополнилась офицерами, матросами, солдатами и гребцами. Пополнение офицеров и матросов осуществлялось в основном с Балтики, а солдатами и гребцами — за счет Крымской сухопутной армии генерал-фельдмаршала Б. К. Миниха[42] назначенного главнокомандующим этой армией 23 июля 1735 года. В августе он побывал на Дону, ознакомился с кодом строительства судов и формированием Донской флотилии, а в сентябре отправился в Полтаву, чтобы решить вопрос о направлении в Крым корпуса генерал-лейтенанта М. И. Леонтьева[43], возложив командование Донской экспедицией на генерала В. Я. Левашова[44]. Донскому корпусу совместно с флотилией предстояло изгнать турок из Азова, Таганрога и принять участие в сражениях в Крыму.

    19 марта 1736 года часть войск Донской армии в составе 6 пехотных, 3 драгунских полков и 3 тысяч казаков под командованием генерал-фельдмаршала Б. К. Миниха приступила к блокаде Азовской крепости, гарнизон которой состоял из 5900 человек.

    После взятия Каланчи и Лютика Миних отправился в г. Царичанка, где собиралась армия для наступления на Крым. Руководство Донской армией было вновь возложено на генерала Левашова.

    14 апреля, уже находясь в Царичанке, Миних писал императрице Анне Иоанновне: «Хотя капитан-паша из Царьграда к Азову отправлен и туда прибудет, только, надеюсь, что он будет свидетелем, а не помощником городу, как французы при Данциге, ибо Азов от 5 апреля по диспозиции моей кругом, как сухим путем, так и водою, уже осажден и никакой помощи получить не может, а наши войска с верхнего Дона ежечасно прибавляются, артиллерии с излишеством вскоре прибудет, также и морские суда 15 галер и 9 прамов. Я бы желал, чтобы турецкого войска было побольше туда отправлено, ибо через это силы неприятеля разделились бы, для крымской экспедиции немалая польза, а туркам напрасный убыток. На помощь Крыму большого турецкого войска придти не может, ибо отправление водой требует большого транспорта, которого скоро сделать нельзя, а на сухом пути предстоят четыре переправы через большие реки — Дунай, Днестр, Буг и Днепр, и турки должны будут пройти почти двойное расстояние против нашего. Что Порта хочет избегать с нами сражений и вести оборонительную войну, это нам выгодно, потому что развязывает нам руки против татарских орд…»[45].

    17 апреля в Царичанку прибыл генерал-фельдмаршал П. П. Ласси[46]. После встречи с Минихом он уже на другой день выезжает в Азов, где должен принять командование Донской армией на себя. Миниху предстояло немедленное выступление с Днепровской армией в Крым.

    В это время на галере «Приятельная» вниз по Дону спускался командующий Донской флотилией П. П. Бредаля. Обогнав по пути несколько прамов и галер, утром 9 мая он прибыл к недавно осажденному Азову. В этот же день подошло еще 10 галер.

    В разведывательных целях контр-адмирал Бредаль 13 мая на галере подошел близко к азовской крепости, из которой по русским был открыт сильный артиллерийский огонь. В ответ галера сделала 9 выстрелов из больших пушек и благополучно вернулась к основной стоянке флотилии.

    В последующие дни флотилия пополнялась другими судами. К концу мая под командованием П. П. Бредаля находилось уже девять 44-пушечных прамов, шесть 8-пушечных, 39 галер и 29 малых судов. В составе их команд было 2215 человек. К этому времени под азовскими крепостными стенами было сосредоточено около 28 тысяч сухопутных войск, в том числе несколько тысяч донских казаков. Около 4 тысяч донцов было направлено на Кубань против ногайцев с целью отрезать их от Азова. На вооружении русских имелось 146 орудий, большинство из которых были доставлены сюда Донской флотилией. Несколько сот пушек находилось на прамах и галерах.

    Первоначально флотилия П. Бредаля расположилась выше Азова у Каланчи, вблизи сухопутных войск, но потом, чтобы преградить доступ к крепости со стороны моря, шесть малых прамов под командой лейтенанта Костомарова были поставлены ниже Азова под прикрытием вновь построенных батарей.

    1 июня, но указанию командующего флотилией, напротив крепости были поставлены на якоря 44-пушечные прамы «Разгневный», «Северный медведь» и «Страшный», которые учинили, по сообщению Бредаля, «как батареям, так и строению немалый вред».

    На другой день контр-адмирал предпринял попытку высадить на Петровский остров на каиках и шлюпках десант, состоящий из 192 морских и сухопутных солдат и возглавляемый лейтенантом Апрелевым. Обнаружив высаживающихся на остров русских десантников, турки открыли но ним артиллерийский огонь, в результате которого было убито 3 человека. По распоряжению П. Бредаля, десант стал садиться на суда и отчаливать от берега. В это время четыре солдата получили ранения, а каик «Вергасня» и одна шлюпка были пробиты насквозь вражескими ядрами. Так как поврежденный каик буксировать вверх по Дону было нельзя, то с него сияли пушку, все припасы, мачты, паруса, якоря и вместе с командой перевезли на одни из прамов, а каик утопили.

    2 июня названные прамы продолжали бомбардировать Азов. В течение двух дней первый прам выпустил по крепости 741 снаряд, второй — 778 и третий — 661. Потерн на русских судах — один убитый и восемь раненых.

    Выполняя приказ командующего войсками П. П. Ласси, контр-адмирал переводит прамы «Разгневный», «Северный медведь» и «Страшный» к устьям Кутюрьмы и Каланчи, а прам «Сердитый» туда, где турки пытались переправиться на лошадях в Крымскую сторону.

    С 9 июня П. Бредаль организовал ежедневную бомбардировку крепости, в которой поочередно принимали участие прамы «Близко не подходи», «Гром и молния», «Дикий бык», «Спящий лев», «Небоязный». Артиллерийский огонь по крепости велся беспрерывно с рассвета до позднего вечера. Русские морские пушкари заставляли надолго замолкать вражескую артиллерию, наносили большой ущерб укреплениям и значительный урон в живой силе.

    Получив от перебежчиков известия о том, что среди осажденных ведутся разговоры о скорой сдаче крепости, генерал П. П. Ласси приказал усилить артиллерийский обстрел. 17 июня два прама вели огонь с 9 часов утра до 10 часов вечера, а в полночь вновь открыли по неприятелю огонь «с приумножением и без умолку».

    В этот же день крупный отряд полковника Ломана, поддерживаемый огнем с прамов и береговых батарей, взял часть окружавшего город палисадника и, перейдя ров, гнал турок до самых городских ворот. Близился час решительного штурма крепости. Поняв бесполезность дальнейшего сопротивления, азовский паша 19 июня объявил о капитуляции и сдал крепость русским войскам: все мусульманское население было отпущено в Турцию.

    При осаде и взятии Азова Донская армия потеряла около 200 человек убитыми и 1500 ранеными. Потери флотилий составили 22 убитыми и 77 ранеными.

    Непродолжительность осады и взятие сильно укрепленного Азова при незначительных потерях стали возможными в результате взаимодействия сухопутных войск и военной флотилии. Доно-Азовская флотилия доставила к Азову часть сухопутных войск, артиллерию и боеприпасы, продовольствие и Другие необходимые грузы. Артиллерийским огнем ее прамов были нанесены значительные разрушения в осажденной крепости: во время осады было выпущено но городу 8711 снарядов.

    Неоценимую помощь армии флотилия оказала благодари перекрытию подступов к крепости со стороны моря. Ее суда, расположившиеся ниже Азова, совершенно отрезали город от моря. Турецкая эскадра под командой капитан-паши Джаним Кадия, высланная из Константинополя, была не в состоянии оказать осажденным помощь, так как ее глубокосидящие корабли не могли войти в устья Дона, а мелким судам путь к крепости преграждали хорошо вооруженные русские прамы, галеры и казачьи лодки.

    Успешно велись боевые действия против неприятеля на правом фланге русско-турецкого военного театра. Днепровская армия генерал-фельдмаршала Б. К. Миниха 20 мая 1736 года штурмом овладела Перекопом, продвинулась далеко на юг и 17 июня заняла столицу Крымского ханства Бахчисарай. Однако из-за начавшейся эпидемии, недостатка продовольствия, фуража и воды армия Миниха вынуждена была вернуться на Украину, в места основной дислокации. Накануне возвращения, по указанию генерал-фельдмаршала, татарская столица была разорена до основания.

    За две недели до взятия Азова контр-адмирал П. Бредаль направил часть своей флотилии к Таган-Рогу. Не встретив здесь сопротивления, отряд русских солдат и моряков занял его и приступил к расчистке гавани и крепости. Вскоре сюда прибыл и командующий флотилией, чтобы изучить возможности гавани и верфи, ознакомиться с ходом очистных работ и подготовки гавани к приему флотилии на зимний период. О своих наблюдениях и выводах Бредаль сообщает Адмиралтейской коллегии. 10 ноября 1736 года ею было сделано представление Сенату, в котором говорилось: «…для содержания на Азовском море военных и прочих судов и закрытия от опасных случаев в прежней Таганрогской гавани… где заспособнее и безопаснее по рассуждению тамошних командоров и содержать их с гарнизоном, построить магазины для клажи припасов и провиантов, и нагрузку, и выгрузку судам имен, тамо»[47].

    Через два месяца последовал указ Сената о необходимости широкого развертывания в Таганроге восстановительных работ и гавани и крепости. В нем указывалось, что работы по восстановлению гавани следует проводить с учетом строительства более крупных, чем раньше, кораблей. По решению Сената, сюда была направлена специально созданная экспедиция, в которую входили инженеры по гидротехнике и фортификации, офицеры флота, представители Адмиралтейства и Военной коллегии. Руководство этой экспедицией было возложено по линии Адмиралтейской коллегии на вице-адмирала П. П. Бредаля и от Военной коллегии — на генерал-майора Дибриния.

    После тщательного изучения состояния гавани и крепости, руководители экспедиции представили на имя императрицы рапорт, в котором сообщали, что Таганрогская гавань «оказалась близ крепости разоренною и засыпана землею, а из моря всяким дрязгом занесена и через многие годы не чищена». По их данным глубина в гавани не превышает 5 футов, однако при определенных затратах на чистку дна и прокладку одиннадцатифутового фарватера она сможет принимать даже крупные корабли. Такая «пристань весьма нужна, — пишут Бредаль и Дибриний, — поэтому сюда следует для ремонта и строительства новых военных и торговых судов уже в ближайшее время направить всякие запасы леса и материалы из России». По мнению руководителей экспедиции, через Таганрог можно «учинить торги» с англичанами, французами и голландцами, имеющими торговые миссии в Константинополе.

    «Из Таганрога, — писали Бредаль и Дибриний, — российское купечество может иметь меньше и утраты, время в проезде, нежели из других мест, и в Россию немалый прибыток последовать может… А ежели комерса (торговли — А. К.) до Константинополя не иметь, то и Таганрогской гавани строить и трату делать не к чему, разве только надлежит починить крепость».

    Положительное заключение экспедиции по вопросу восстановительных работ в Таганроге способствовало их расширению. Город стал получать лес, железные изделия и другие строительные материалы. Постепенно возрастало количество присланных работных люден.

    В крепости велось восстановление каменных строений: жилых домов, казарм, складских помещений. В гавани шла очистка дна. Приводились в порядок молы и причальные слепки. В этих работах участвовали команды, созданные из солдат Донской армии и матросов флотилии. Руководство восстанови тельными работами осуществляли специалисты экспедиции. В результате возрождаемый город и его гавань смогли разместить часть сухопутных войск и флот. Однако большая их часть размещалась в Азове. Повсеместно проводились учения, приводились в порядок суда, вооружение, обмундирование. По Дону и суше поступали боеприпасы, продукты питания. В 1736 году для Азовской флотилии было построено свыше 500 больших лодок. Донская армия и Азовский флот готовились к новой кампании.

    Из Азова в Крым

    В кампании 1737 года Донская флотилия содействовала Донской армии генерал-фельдмаршала П. П. Ласси, направленной для боевых действий в Крыму. Взяв на свои суда 10,6 тысячи войск, боеприпасы и продовольствие, флотилия, состоящая из 449 лодок, 19 мая 1737 года вышла из Таганрога и направилась вдоль северных берегов Азовского моря на запад. В это же время прибывшие к Павловской крепости войска фельдмаршала П. Ласси соединились с корпусом генерала Дугласа и двинулись в сторону Крыма побережьем Азовского моря.

    30 мая, переправив через р. Кальмиус 14 пехотных полков, флотилия двинулась к Геническу, прикрывая армию с моря и доставляя ей провиант и снаряжение. В пути систематически проводились замеры глубин, съемки берега и кос, определялось расстояние между отдельными объектами. 9 июня флотилия достигла Генического пролива и стала на якорь. Чуть раньше сюда подошли войска, шедшие по побережью.

    Командующий Донской армией П. П. Ласси решил войти в Крым не через сильно укрепленный Перекоп, а по Арабатской косе. Для переправы через Генический пролив была использована флотилия. В своем донесении в кабинет ее императорского величества от 26 июня 1737 года П. Бредаль писал: «…Здесь в проливе Геничи по ордеру генерал-фельдмаршала для переправы конного войска и пехоты на другую сторону, на устьях сей проливы от берега до берега на 45 лодках сделан мост, и в бытность стояния нашего здесь прибыло к нам из Азова 5 больших ботов и 170 лодок с провиантом и артиллериею, и в провианте мы нужды не имеем, а через сделанный мост армия Вашего императорского величества перебралась И по силе данного мне от генерал-фельдмаршала ордера показано мне с 227 лодками немедленно следовать»[48].

    29 июня отряд русской флотилии из нескольких лодок, шедший из Геничи в Азов, был атакован у Федотовой косы во семью турецкими галерами и вынужден был сдаться после непродолжительного боя, а через несколько дней флотилия из 217 лодок под командой П. Бредаля, находившаяся в 35 километрах к югу от Геническа, при местечке Салсы-Денис, оказалась прижатой турецким флотом к Арабатской косе. Эскадра неприятеля состояла из двух кораблей, одного фрегата, пятнадцати галер и семидесяти мелких судов. Близился бой. Но неожиданно наскочивший шторм оказался страшнее турецкой артиллерии. Сутки подряд налетали огромные волны, нанося страшные удары по русским и турецким судам. Флотилия Бредаля за ночь потеряла 170 вымпелов — более трех четвертых своего состава. Многие корабли и суда были уничтожены бурей и в турецком флоте. Но как только ураган закончился, начался бой. К этому времени на берегу у русских выросла батарея из корабельных пушек. Четыре часа длилось сражение, пока турки не ушли «в великом замешательстве». Однако вскоре турецкие гребные суда вернулись и пытались подойти в этом месте к берегу. Метким огнем береговой и судовой артиллерии русские вынудили турок отказаться от высадки десанта. Во время боя ни одно из 47 оставшихся после бури судов не погибло. Отогнав неприятельские корабли и суда, отряд Бредаля снялся с якорей и поспешил на помощь сухопутной армии.

    В это время переправившаяся через Генический пролив на Арабатскую Стрелку 40-тысячная Донская армия продвигалась на юг к г. Арабат, расположенному у основания косы. Туда же с 60-тысячным войском двинулся крымский хан Менгли-Гирей. Узнав об этом, генерал Ласси направил к Арабату часть войск для демонстрации наступления, а сам с основными силами переправился через Сиваш против устья р. Салгир и вошел в Крым. Менгли-Гирей, полагавший, что главные силы русских направляются к Арабату, выслал навстречу армии Ласси лишь 15-тысячный конный отряд, который 12 июля атаковал авангард русских войск на р. Салгир. К середине дня к месту сражения подошли главные силы Донской армии, состоящие из 10 кавалерийских и пехотных полков, и разбили противника. Оставив на поле боя до 600 убитых и раненых, татарское войско обратилось в бегство. Через два дня русские войска вошли в город Карасубазар, ставший после разгрома Бахчисарая войсками Миниха столицей Крымского ханства.

    В то время, как Донская армия, форсировав Генический пролив, двигалась в Крым по Арабатской Стрелке, Днепровская армия под командованием генерал-фельдмаршала Б. К. Миниха 2 июня штурмом овладела турецкой крепостью Очаков, а затем и Кинбурном. Помогавшая ей Днепровская гребная флотилия под командой вице-адмирала Н. А. Сенявина после взятия этих крепостей в основном вела оборонительные действия, так как выход из Днепровского лимана блокировала сильная турецкая эскадра, стремившаяся не допустить проникновения русских кораблей в Черное море.

    К сожалению, оторванность от баз, недостаток продовольствия, фуража, воды, эпидемические болезни заставили Ласси прекратить военные действия и оставить Крым. Отступление его войск в район реки Молочной было осуществлено при помощи казачьих лодок через Сиваш и Чонгарский полуостров, а остатки флотилии вернулись к Геническу прежним путем, вдоль Арабатской Стрелки. Принимая решение о возвращении армии на свою территорию, Ласси приказал придать огню и вторую столицу Крымского ханства — Карасубазар.

    В канун боев в Крыму возникла необходимость направления с воинскими грузами части судов Азовской флотилии в г. Азов. Транспортный отряд был сформирован в Геническе в составе палубного бота и 10 больших лодок. 7 июля 1737 года отряд, возглавляемый капитаном 2 ранга Петром Дефремери[49], двинулся в направлении Азова. В инструкции, данной ему вице-адмиралом Бредалем, указывалось на ценность груза и предписывалось «…неприятелю, каков бы он силен не был, ни под каким видом отнюдь не отдаваться и в корысть ему ничего не оставлять… Впрочем имеете поступать по регламентам Ее Императорского Величества и по прежней своей должности, как честному и неусыпному морскому капитану надлежит».

    При выходе из Геническа отряд встретил сильный встречный ветер и быстрое течение. Чтобы не задерживать движение всех судов, Дефремери приказал гребным лодкам идти самостоятельно. 10 июля около 17 часов оставшийся в одиночестве бот был застигнут в 20 милях от Федотовой косы турецкой эскадрой в составе 1 линейного корабля и 30 галер. Пользуясь преимуществом в скорости, турки отрезали русским морякам путь к отступлению и погнались за ботом. Когда Дефремери убедился, что до наступления темноты уйти от неприятеля не удастся, он собрал команду и объявил ей свое решение: «Всем сойти на берег, а бот сжечь». Выбрав наиболее подходящее место, капитан поставил судно на мель. По его приказу, команда разлила по палубе горючую смолу и посыпала ее порохом. После этого, взяв с собой личное оружие, она перебралась на берег. На борту бота остались только Дефремери и отказавшийся покинуть судно боцманмат Руднев[50].

    Тем временем, подойдя к боту на дистанцию орудийного выстрела и увидев реющий российский флаг, турки открыли по кораблю огонь. Добравшиеся до берега моряки, возглавляемые мичманом М. Рыкунковым, видели, как капитан Дефремери и помощник боцмана Руднев разрядили по противнику все 4 корабельных орудия, а когда вражеские суда подошли близко к боту, они хладнокровно подожгли рассыпанный под ногами порох. Бот охватило мощное пламя, а через некоторое время раздался сильный взрыв, разломивший судно надвое. Так мужественно погибли офицер и боцманмат русского флота. Пропал без вести кинувшийся к месту взрыва бота мичман Михаил Рыкунков, пытавшийся вызволить тела погибших от турок.

    Вице-адмирал П. П. Бредаль в рапорте царице, сообщая о мужественном поступке Петра Дефремери, просил ее наградить мужественного капитана, который предпочел смерть вражескому плену. Ценой своей жизни он спас жизнь экипажу мортирного бота и большой группе раненых солдат и офицеров, которые направлялись на нем для лечения в азовском госпитале. К сожалению, просьба адмирала не была услышана. В течение длительного времени имя Дефремери было в забвении. Лишь недавно оно появилось на страницах «Морского сборника». Немало строк посвятил ему в романе «Слово и дело» Валентин Пикуль.

    Потерпев серьезные поражения на суше, турки стремятся добиться победы на море. Их эскадры все чаще и чаще бороздят воды Азовского моря. Они настойчиво добиваются встречи с Донской флотилией. Так 29 и 30 июля русская флотилия из 120 лодок, под командой вице-адмирала Бредаля, стоявшая у Федотовой косы под защитой устроенной на берегу батареи, была атакована турецкой флотилией из 62 судов, среди которых были 2 корабля и 1 фрегат. Бой длился несколько часов, после чего неприятель отступил. В этом сражении русские потеряли 14 лодок.

    Отразив атаки турецкого флота, Доно-Азовская флотилия 26 августа 1737 года возвратилась в Азов для зимней стоянки. В течение нескольких месяцев проводился ремонт судов, замена негодного вооружения, ветхой оснастки. К весне флотилия была и полной боевой готовности.

    18 апреля 1738 года флотилия из 100 лодок, приняв свежее воинское пополнение, боеприпасы, продовольствие и другие грузы, вышла из Азова к Геническу для содействия армии П. Ласси.

    В начале июня 16 турецких кораблей пытались окружить русскую флотилию у Федотовой косы. Однако под прикрытием казачьего отряда и береговых батарей матросы прорыли через косу ров, перевели по нему большую часть лодок и продолжили путь к Геническу. Обогнув косу, турецкая эскадра настигла флотилию Бредаля на подходе к Геническу, но атаки ее были успешно отбиты. Ценный груз, солдатское пополнение для Донской армии были доставлены вовремя и в сохранности.

    Как только прибыла Азовская флотилия, фельдмаршал П. Ласси вторично совершил обход через Сиваш в тыл противника, овладел Перекопом, взял форт Чиваскула и крепости Op-Капу и Чуфут-Кале.

    Как и год назад, Азовская флотилия прикрывала Донскую армию со стороны моря, обеспечивала ее боеприпасами, провиантом, фуражом, водой, переправляла через Генический пролив и Сиваш войска, орудия, различное армейское имущество. И все это под постоянной угрозой нападения вражеского флота. Только с 17 по 19 июня русская флотилия из 119 лодок, возглавляемая вице-адмиралом П. Бредалем и находившаяся к северо-востоку от Геническа, была три раза атакована турецким флотом из 129 судов, среди которых находилось 7 кораблей и 13 галер. Несмотря на жестокий огонь турок, русские не потеряли ни одного судна. С помощью береговых батарей турецкий флот вынужден был отступить и ушел в сторону Керченского пролива.

    Однако менее чем через месяц, многочисленный турецкий флот вновь появился в районе Геническа. После продолжительного боя, в котором перевес был на турецкой стороне, вице-адмирал П. П. Бредаль отдал приказ сжечь свои лодки. Забрав орудия, русские моряки сухим путем вернулись в Азов.

    Отсутствие флотилии лишило Донскую армию связи с базой, ухудшилось ее снабжение, и русские войска вынуждены были вновь оставить Крым.

    Своеобразно разворачивались события на западном участке русско-турецкого фронта. Вступившая во второй половине 1737 года в войну на стороне России Австрия терпела от турок одно поражение за другим. Чтобы обеспечить взаимодействие с австрийскими войсками, Днепровская армия Б. К. Миниха развернула наступление в Молдавию и добилась перелома в войне. В августе 1739 года она разгромила турецкую армию в Ставучанском сражении. Вскоре после этого, по просьбе представительной депутации, Молдавия была принята в русское подданство.

    Угроза нападения со стороны Швеции и выход из войны союзницы России Австрии вынудили ее заключить с Турцией Белградский мирный договор 1739 года.

    Изучение Азовского моря

    С азовскими и крымскими походами периода русско-турецкой войны 1735–1739 годов связаны многочисленные описные, съемочные и гидрографические работы, нашедшие свое отражение в дневниках, донесениях, журналах, планах и картах.

    Так, уже в октябре 1736 года от командующего Донской флотилией контр-адмирала П. П. Бредаля в Адмиралтейств-коллегию поступил рапорт, в котором он подробно излагает ход обследования низовьев Дона и Таганрогского залива, приводит данные о глубинах, состоянии фарватера. В рапорте он указывает, что шхерботы, кончебасы и казачьи большие лодки свободно проходят в море, «а прочие суда, которые глубже в воде ходят, оные проходу в море иметь не могут».

    Рассмотрев присланный Бредалем рапорт, Адмиралтейская коллегия направила ему указ, в котором предлагала выяснить, в какое время года фарватер бывает глубоководнее, насколько меняется уровень воды при восточных и западных ветрах, как проходили в море корабли в прежние времена, имея до 10 футов осадки, и, наконец, объяснить, как могут проходить в море груженые шхерботы, с осадкой до 4,5 фута, если, по указанию контр-адмирала, глубина фарватера в отдельных местах не превышает 3 футов.

    В этот период по заданию П. Бредаля, лейтенантом Крив новым составляются подробные описи и карта Дона и его при токов. Особенно тщательные исследования были проведены в районе Кочетовки, так как здесь предполагалось построить новые верфи. 2 февраля 1737 года Адмиралтейств-коллегия на своем заседании рассмотрела подготовленные Кривцовым материалы, дала им высокую оценку и постановила снять с карты нижнего Дона точную копию.

    Вопрос о выборе на Дону нового места для корабельной верфи не сходит с повестки дня. Об этом свидетельствует донесение Адмиралтейств-коллегии императрице от 1 июля 1737 года. В нем говорится: «…Для обыскания по Дону к строению адмиралтейства удобного места, вместо вице-адмирала Бредаля, определить имеющегося ныне в Таврове генерал-кригс-комиссара князя Голицына[51] с прежде посланным ради того осмотра от флота лейтенантом Кривцовым… Ехать по Дону на судах до показанных по описи оного Кривцова мест немедленно и иметь всевозможные с крайним прилежанием старание, не явится ль к тому и кроме тех других удобных мест, и ежели явится, то обстоятельно с положением мест и глубины воды описать…, особливо то место, что по течению Дона в правой стороне на острову, который между реками Доном и Сухим Донцом, где имеется казачья станица, называемая Кочетов, и учинить тому месту особливую ланд-карту с показанием длины и ширины и глубины воды и прочих удобностей и при том какие строения хотя на первый к начатию того адмиралтейства, что возможно будет, ежели поведено будет, судовое строение иметь»[52].

    На донесении за подписью кабинет министров от 6 июля 1737 года имеется резолюция: «Какие суда впредь строить, которые бы на Азовском море могли способны быть, о том иметь Адмиралтейской коллегии рассуждение и представить свое мнение, ибо сие дело до оной собственно касается».

    В соответствии с инструкцией, присланной Адмиралтейской коллегией вице-адмиралу П. Бредалю, надлежало провести изыскания у реки Берды, где предполагалось строительство шанца, а также в районе Таганрога, Миуса и Кальмиуса на предмет устройства тут гаваней.

    Выполняя указания коллегии, П. Бредаль производит тщательные промеры в указанных и других местах Таганрогского залива и моря. В своих донесениях в Петербург он сообщает, что глубины на выходе из Таганрогского залива в море составляют от 4,5 до 6 футов и что плавание по Азовскому морю опасно не только из-за мелководья, но также из-за сильных ветров. Бредаль указывает на то, что от берегов в море выступают «великие косы-мели», которые на имеющихся у него картах отсутствуют. «Идучи от Таганрога до Миуса, — пишет вице-адмирал, — в 20 верстах от последнего имеется коса, называемая Беглицкой, которую мы обходили по 4–5 футам, а от берега были больше десяти верст…, а прошел Миус верст с 30 имеется коса, называемая Кривая, которая от берега вышла на полдень… и от настоящего кряжу (берега — А. К.) обходили мы ее не меньше 20 верст в море, по глубине 5–7 футов. Да и в реках Миус и Кальмиус вход весьма неспособен, ибо в Миусе на устье глубина воды 3,5 фута, а когда северный ветер бывает и до 2,5, а в Кальмиус ход самый узкий и мелкий понеже по обе стороны устья вышли две косы в убыли воды видные, а ширина устья реки не больше 10 сажен, глубина 3 и 2,5 фута»[53].

    В донесении кабинету Ее Императорского Величества от 26 июня 1737 года П. П. Бредаль сообщает о расстоянии между отдельными географическими объектами, дает краткое описание Кривой, Белосарайской, Бердинской, Виссарионовой (Обиточной) и Федотовой кос. «А пошед от Берлинского озера, — пишет он, — всегда впереди меня подле берега следовали шлюпки и лодки для осмотра мелей и сыскания рек, только кроме сей проливы, в которой нынче стоим, рек глубиною наших лодок ходу и проливов удобных к безопасности от ветров стоянию судов не сыскано, да и от самого Таганрога и до сего места к безопасному стоянию судов гавани нигде не имеется, понеже все прошедшие мною места от западных и полуденных ветров не закрыты, а в реки, в кои входил, ход весьма мелок. А сия пролива, где мы ныне стоим, для таких судов, какие ныне при нас, хороша, и то только подле правого берега, а для глубоководных за мелководностью неспособна, и называется сия пролива Геничи»[54].

    В донесениях на имя императрицы и Адмиралтейств-коллегий, посланных П. Бредалем в августе и сентябре 1737 года, сообщается о Красных горах, расположенных между Федотовой и Виссарионовой косами, об очень удобной для стоянки судов бухте, находящейся между Арабатской Стрелкой и Казантипской косой, а также вновь о чрезмерной мелководности Азовского моря, рек Миуса, Кальмиуса, Мертвого Донца и других рек.

    Неудовлетворительные данные для строительства гаваней у северных берегов Азовского моря заставили П. Бредаля по слать группу офицеров к восточным берегам, где были произведены подробные прибрежные промеры, обследованы устья рек, одновременно уточнены данные по Таганрогскому заливу и реке Мертвый Донец. Найденные ими глубины в 9–11 футов позволили вице-адмиралу прийти к выводу, что наиболее удобным местом для гаваней являются берега кубанской стороны.

    Итогом работы по изучению Азовского моря в период русско-турецкой войны 1735–1739 годов, проведенной под руководством и при личном участии вице-адмирала П. П. Бредаля, явились карты под названием «Ландкарта Азовского моря» и «Плоская карта Азовского моря». (Эти и последующие оригиналы карт хранятся в картографическом отделе библиотеки АН). На первой из них имеется заглавие: «По попечению Его превосходительства вице-адмирала Бредаля, сочинена сия карта Азовского моря капитаном флота Герцен Верхом в бытность его в том море в разные годы, а именно в 1736, 38, 39 годах вместе с подлежащими берегами, мелями, островами. М. 10 верст». На ней более подробно изображены северные и северо-восточные берега Азовского моря и совсем отсутствуют западные берега и Арабатская Стрелка, за исключением самого северного ее конца. У Должанской косы показано пять низменных островов, которые далеко протянулись в западном направлении. Реки северной и восточной частей моря изображены лишь устьевыми участками. Во многих местах указаны глубины, в том числе у Федотовой косы от 4 до 26 футов; у Бердянской — от 6–9 до 18–26 футов; у Кривой косы — 3–10 футов. Вдоль всего восточного берега показаны глубины в 4,5–6 футов и лишь в одном месте они достигают 11–13 футов. Эти данные не согласуются с показателями текстовых отчетов П. Бредаля, в которых указывается, что глубина у кубанских берегов во многих местах составляет 9–11 футов. Вполне очевидно, что первоначально промеры глубин у восточных берегов производились при нагоне воды западными ветрами.

    При составлении этой карты Верхом был допущен ряд ошибок: почти вдвое увеличено расстояние между Таганрогом и Миусом, завышены размеры кос и более чем на 150 километров увеличена длина моря. Отсутствие на карте западной части моря не может быть поставлено в вину автору, так как эта территория находилась в руках крымских татар и съемки здесь из-за краткого пребывания русских производиться не могли. Там же, где Бредаль и его помощники производили съемки и опись необходимое время, их данные, как правило, отличаются довольно большой точностью и подробностью, позволившие исправить недостатки и ошибки предыдущих исследователей.

    Вторая карта, составленная по материалам экспедиции П. Бредаля, во многом походит на первую и является своеобразным ее дополнением. На ней отсутствуют южные берега и Керченский пролив, острова у Долгой косы, значительно меньше показано промеров. Но зато она более точно изображает Миусский полуостров с Золотой и Беглицкой косами, полностью показывает Гнилое море, указывает широту Азова, равную 47°10′ северной широты.

    Одновременно с исследованиями, которые велись на море и в устьях рек офицерами Азовской флотилии, геодезические и картографические изыскания на суше между Доном и Днепром проводились штабными офицерами Донской армии генерал-фельдмаршала П. П. Ласси и Днепровской армии генерал-фельдмаршала Б. К. Миниха.

    В связи с походами этих армий в свет вышли две карты под названием «Карта военных действий на Дону и Днепре… в 1736 году» и «Карта предпринятых в 1736 году от армии против турок и татар победоносных военных действий между Доном, Днепром и при оных реках».

    Дополняя друг друга, карты имеют в то же время очень серьезные недостатки, особенно значительные на первой. Наиболее существенные из них: искаженность конфигурации Азовского моря, косы показаны широкими полуостровами, вместо одной реки Молочной показаны реки Молочные воды и Молочная.

    Используя дополнительные геодезические и картографические материалы, полученные во время походов русских армий в 1737 году, в названные карты были внесены значительные исправления и дополнения. В итоге появились еще две карты под названием «Театр войны 1737 года, которую вела армия русской императрицы против турок и татар» и «Точное описание Херсонеса Таврического или Крыма с прилегающими к нему областями и с указанием маршей русской армии 1736 и 1737 гг.».

    В приложенных к картам «Изъяснениях», носящих военный характер, содержатся краткие физико-географические сведения о Северном Приазовье. В них приводятся данные о ширине и глубине рек, характере берегов и грунтов, качестве воды, наличии растительности, рыбы и др. Эти данные могли иметь немаловажное значение при подготовке и проведении последующих военных походов, поскольку указывали места и качество воды, корма для конницы, переправ и пр.

    Согласно «Изъяснений», Морской Чулек имеет мало воды, занесенное песком устье, по берегам довольно много корма и мало леса. Не глубока, но с «изрядной» водой река Замбек или Асламбек. Устье ее также занесено песком. По берегам находятся луга и изредка лесная растительность.

    В Миусе чистая вода, а по берегам хороший корм. В 12 верстах от Павловского редута отмечается прутняк, а в 20 верстах от него — лес, состоящий из дуба, клена, бука и других деревьев. «В устье сия реки, — говорится в „Изъяснениях“, — только такие суда могут пройти, которые с небольшим на три Фута в воде ходят». Наличие леса указывается по берегам реки Еланчик, в которой, как и в Миусе, хорошая, здоровая вода.

    Далее сообщается о неглубоком до 3 футов Кальмиусе и его притоке Холчике (Калчике), имеющих чистую «добрую» воду и довольно много рыбы. Каменистым грунтом, широким устьем, занесенным песком, сильным течением и бедностью кормов характеризуется река Берда.

    Аналогичные характеристики даются другим рекам Северного Приазовья. В «Изъяснениях» указывается на быструю меняемость качества воды в реке Молочные воды, приводятся глубины Генического пролива, равные 5–7,5 фута, которые по мере приближения к Гнилому морю становятся меньше.

    Проведенные в период русско-турецкой войны 1735–1739 годов работы по изучению Азовского моря и прилегающих к нему районов намного расширили знания об этом крае и явились значительным вкладом в гидрографию и картографию того времени.

    * * *

    Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы. После Прутского договора Россия постоянно держала в поле зрения Приазовский край, выжидая удобного момента и выгодного для себя соотношения политических сил в Европе для возвращения этого богатого и важного в стратегическом отношении района в состав своей империи.

    Исключительную роль в освобождении Азова и Приазовья сыграло то, что русское командование, как и при Петре Ι, вело боевые действия против турок и татар на двух на правлениях — Крымском и Азовском — с использованием многочисленной и мобильной Доно-Азовской флотилии, а через год и Днепровской гребной флотилии, причем основные боевые операции против неприятеля Донской и Днепровской армиями проводились почти одновременно. Наличие двух фронтов не давало возможности врагу сконцентрироваться на одном направлении, распыляло его силы, способствовало их разгрому.

    В военных успехах Донской армии, освобождении ею в короткий срок и при минимальных потерях Азовской крепости огромная заслуга Донской флотилии, которая не только прикрывала Азов со стороны моря, но и участвовала своей артиллерией в разрушении его укреплений и уничтожении живой силы противника.

    При движении сухопутных войск генерал-фельдмаршала П. П. Ласси по северному побережью Азовского моря и при наступлении на Крым Донская флотилия перевозила воинов, вооружение и боеприпасы, обеспечивала их продовольствием, фуражом и питьевой водой.

    В результате совместных действий Донской армии и флотилии военное искусство обогатилось опытом форсирования сложных водных преград.

    Турецкий флот в Азовском море противодействовал наступлению русских войск, широко используя не только галеры, но и крупные парусные корабли, вплоть до линейных, имевших сильное артиллерийское вооружение. Русские гребные суда не раз вступали в бой с турецкими кораблями, но добиться ощутимого успеха не могли, так как противник имел значительное превосходство в силах.

    Однако наличие большого количества мелкосидящих маневренных судов: ботов, каиков, шлюпок и лодок, действовавших в непосредственной близости от берегов, способствовало своевременной доставке Донской армии необходимых грузов. Доступ сюда крупных турецких кораблей был невозможен, а с мелкими вражескими судами русские моряки справлялись сами, да к тому же им на помощь нередко приходила войсковая артиллерия. Таким образом, если Доно-Азовская флотилия прикрывала армию со стороны моря, то и армия своими батареями постоянно охраняла флотилию, отгоняя своим артогнем вражеские корабли и суда.

    Форсировав с помощью наплавных мостов из лодок и пустых бочек Генический пролив и Сиваш, русская армия совершила обход сильно укрепленных позиций противника на Перекопе и разгромила татарское войско на реке Салгир. При проведении этой операции русское командование умело сочетало действия авангарда и главных сил, хорошо организовало взаимодействие пехоты, конницы и военной флотилии. Немаловажное значение для разгрома врага имели дезориентация его, внезапность и превосходство в силах на главном направлений.

    Помимо непосредственных военных действий против турок на море, перевозок вооруженных сил, снаряжения и продовольствия Доно-Азовская флотилия, руководимая вице-адмиралом П. П. Бредалем, провела большие работы по промерам, изысканию мест для гаваней и съемкам восточных, северных и частично западных берегов, в итоге чего появились карты Азовского моря, которые по своему качеству превзошли все предшествующие, в том числе и карты, составленные по материалам армий П. П. Ласси и Б. К. Миниха.

    Боевые действия русской армии и флота на юге продолжались до сентября 1739 года, когда в Белграде был подписан мирный договор с Турцией, по которому Россия, возвращая ей Очаков и Кинбурн, получала небольшие территории на Правобережной Украине, а также право построить Черкасскую крепость на Дону. По условиям договора России возвращался также Азов, но без права возводить в нем укрепления. Оставался за Россией и Таганрог, но при условии уничтожения крепости. Начатые здесь восстановительные работы были не только прекращены, но все, что успели сделать за эти годы, подвергалось уничтожению в присутствии турецких комиссаров.

    По Белградскому договору России запрещалось иметь на Азовском и Черном морях флот, строить на них гавани и верфи, вести на своих кораблях торговлю. В соответствии с договором Донская военная флотилия, которая к этому времени уничтожила большую часть судов, была расформирована.

    В целом Белградский мирный договор был невыгоден для России. Он, по существу, ликвидировал военные завоевания России и лишал ее выхода к Черному морю.


    Примечания:



    3

    Перипл — морской путеводитель, подобие лоции.



    4

    Караулов Н. А. Сведения арабских географов IX–X вв. по Р. X. о Кавказе, Армении и Азербайджане. Тифлис. 1901. С. 35, 36



    5

    Святослав (?-972), великий князь киевский. Сын князя Игоря. Совершал походы из Киева на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и на Балканы; освободил вятичей от власти хазар, воевал с Волжской Болгарией, разгромил в 965 г. Хазарский каганат. В союзе с венграми, болгарами и др. вел русско-византийскую войну 970–971 гг. Укрепил внешнеполитическое положение Киевского государства. Убит печенегами у днепровских порогов.



    39

    Анна Иоанновна (1693–1740), российская императрица с 1730 г., племянница Петра I, герцогиня Курляндская с 1710 г. Возведена на престол Верховным тайным советом Фактическим правителем при ней был Э. И. Бирон.



    40

    Змаевич Матвей Христофорович, адмирал (1727), из западных славян, на русскую службу вступил в 1710 г. Был сначала послом в Константинополе, затем командовал галерным отрядом во время войны со Швецией. С 1720 г. заведовал постройкой галерной гавани в Санкт-Петербурге, а в 1725 г. назначен управляющим Балтийским галерным флотом. В 1728–1735 гг. начальник воронежских и донских верфей. Умер в 1735 г.



    41

    Бредаль Петр Петрович, вице-адмирал (1737), выходец из Норвегии. На русскую службу был принят в 1703 г., по рекомендации адмирала К. И. Крюйса, унтер-лейтенантом гребного флота. С 1705 г. один из приближенных Петра I. В 1710 г. участвовал в осаде Выборга. В 1711 г. капитан шнявы на Азовском море. Участник Гангутского сражения (1714). В 1715 г., командуя эскадрой, пленил три шведских корабля близ Виндавы. С 1730 г. — главный командир Ревельского порта, с 1733 г. — Архангельского. В 1735–1739 гг. командующий Донской флотилией. Умер в опале в 1756 г.



    42

    Миних Бурхард Кристоф (1683–1767), граф, русский военный и государственный деятель, генерал-фельдмаршал (1732). Служил военным инженером в разных армиях Западной Европы. В 1721 г. перешел на рус скую службу в должности инженер-генерала. В 1728–1732 гг. — губернатор Ингерманландии, Карелии и Финляндии. С 1732 г. президент Военной коллегии. В 1735–1739 гг. — командующий русскими войсками в Крыму и Бессарабии. В 1742 г. сослан Елизаветой Петровной в ссылку, откуда возвращен Петром III в 1762 г.



    43

    Леонтьев Михаил Иванович (1697–1753), племянник царицы Натальи Кирилловны, участвовал в Крымских походах русско-турецкой войны (1735–1739). В 1736 г. овладел Кинбурном, а в 1737 г. участвовал во взятии Очакова. В 1740 г. в чине полного генерала назначен киевским губернатором.



    44

    Левашов Василий Яковлевич (1667–1751), генерал, государственный деятель. В 1700 г. поручик, принимал участие в Северной войне и в персидских походах. После занятия русскими войсками Дербента, Баку и провинций Гилян, Мазандеран и Астрабад был оставлен там и вернулся в Россию только в 1734 г. Принимал участие в русско-турецкой войне 1735–1739 гг. и в войне со Швецией.



    45

    Морской сборник. 1990. № 3. С. 77.



    46

    Ласси Петр Петрович (1678–1751), русский генерал-фельдмаршал (1736). Ирландец. На русской службе с 1700 г. Участник Северной войны 1700–1721 гг. В русско-турецкую войну (1735–1739) командовал Донской армией. В 1737–1738 гг. дважды вторгался в Крым по Арабатской Стрелке и разбил татар и турок. Успешно командовал русской армией в русско-шведской войне 1741–1743 гг. С 1744 г. — генерал-губернатор и командующий войсками в Лифляндии.



    47

    ЦГА ВМФ. Дела Адмиралтейской коллегии по Донской и Таганрогской экспедициям. Ф212. Д. 5, л. 13.



    48

    ЦГА ВМФ. Ф. Дела вице-адмирала Бредаля. 1737 г., д. 78.



    49

    Дефремери Петр — капитан 2 ранга. Француз. На русскую службу принят лейтенантом в 1721 г. В 1726–1727 гг., под руководством Ф. И. Соймонова, составил опись восточного побережья Каспийского моря и открыл вход в залив Кара-Богаз-Гол, за что произведен в капитан-лейтенанты. После этого служил на Балтийском море, командуя линейными кораблями. В 1734 г., будучи командиром вновь построенного корабля «Митау», направлен к Данцигу на соединение с русской эскадрой. По пути получил приглашение на французский флагманский корабль и был арестован. Через 2 месяца «Митау» был возвращен России, а его командир предстал перед судом по обвинению в умышленной сдаче корабля. Лишь через длительное время его оправдали и восстановили в звании и должности.



    50

    Боцманмат Руднев — предок командира легендарного крейсера «Варяг» капитана 1 ранга В. Ф. Руднева (1855–1913 г.).



    51

    Голицын Михаил Михайлович (1681–1764), генерал-адмирал (1756). В 1708–1717 гг. обучался морскому делу в Голландии. С 1717 г. участвовал в Северной войне (1700–1721). В 1726–1731 гг. — советник Адмиралтейств-коллегий. С 1732 г. генерал-кригс-комиссар и член Адмиралтейств-коллегий. В 1737–1740 гг. ведал строительством флота на Дону (в Таврове), затем губернатор Астрахани, посол в Персии. В 1749–1756 гг. главнокомандующий русским флотом. С 1756 по 1761 гг. — президент Адмиралтейств-коллегий.



    52

    ЦГА ВМФ, Ф, 212. Дела Адмиралтейств-коллегий, 1737. № 17.



    53

    Материалы для истории русского флота. Ч. 6. СПБ. 1877. С. 162.



    54

    ЦГА ВМФ. Ф. Дела вице-адмирала Бредаля. 1737. Д. 78.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх