|
||||
|
Глава 5И ВСЕ-ТАКИ ОСТРОВ! Военные и политические деятели всех времен и народов любили подчеркивать свою способность изменять географию планеты. В начале XVIII века французский король Людовик XIV авторитетно заявил, что Пиренеев больше не существует. В 1940 году его последователем стал рейхсмаршал Геринг, высказавшийся на тему того, что Англия — больше не остров. Подразумевалась при этом, естественно, мощь Люфтваффе, которая, по мнению Геринга, свела на нет значение Ла-Манша как водной преграды на пути наступавшего вермахта. Рейхсмаршал был одним из активных сторонников вторжения на Британские острова, в котором его подчиненным предстояло сыграть весьма значительную роль. Конкретно перед авиацией были поставлены две задачи: до начала собственно вторжения очистить Ла-Манш от британских кораблей, а небо над южной Англией — от британских самолетов. Если выполнению второй задачи предшествовала достаточно тщательная подготовка, то к первой приступили сразу же после разгрома Франции. Несмотря на довольно потрепанное состояние, в котором пребывали эскадры пикировщиков, передышки им практически не предоставили. Для борьбы с британским судоходством был создан специальный пост командующего войной в канале, командный пункт которого располагался на вершине мыса Кап Блан. На этот пост был назначен полковник Финк, командир 2-й бомбардировочной эскадры. В его задачи входил полный контроль над британским побережьем от Портсмута до Дувра. Одним из основных инструментов в руках Финка были соединения пикирующих бомбардировщиков. Как писал в своих мемуарах Кессельринг, «своими действиями мы достигали еще одной, быть может, более важной цели — отрабатывали свои будущие действия и помогали командованию сформулировать принципы воздушной войны над морским пространством и побережьем». Всего на 2 июля 1940 года к операции против британского судоходства были привлечены части 2-го авиакорпуса (две группы из состава 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков и 1-й учебной эскадры), дислоцированные в районе Па-де-Кале, и части 8-го авиакорпуса (1-я, 2-я и 77-я эскадры пикировщиков), размещенные в Нормандии. Позднее к ним присоединилась 3-я эскадра пикировщиков. 3 июля 90 пикировщиков из состава 2-й эскадры нанесли первый мощный удар британскому судоходству. Воздушная разведка обнаружила в Ла-Манше конвой OA-168, следовавший из Атлантики. Из состава конвоя были потоплены четыре судна общим водоизмещением 16 тысяч тонн и повреждено еще девять общим водоизмещением 40 тысяч тонн. Капитан парохода «Энеус», ставшего одной из первых жертв пикировщиков, вспоминал: «Они бросились на нас прямо сверху. Самолет начал атаку с высоты около 3000 футов и пикировал почти вертикально. По фотографиям я почти наверняка опознал Ju-87. Первая бомба врезалась в левый борт и сделала пробоину диаметром около 6 дюймов, однако она отскочила в море и там взорвалась. Взрыв сильно встряхнул судно, и оно загорелось. Вторая бомба попала позади трубы. Корабль получил крен около 25 градусов на правый борт. Затем еще одна бомба упала примерно в 100 ярдах на правом траверзе. Я видел, что они твердо решили покончить с нами, поэтому я немедленно сложил секретные документы в специальную сумку с грузом и выкинул ее за борт. На палубе лежали несколько раненых. Я отдал приказ подготовить шлюпки, и мы положили раненых в шлюпку правого борта. Когда мы спускали шлюпку с левого борта, нас атаковал еще один самолет, однако он промахнулся. Я не беспокоился, что корабль может опрокинуться, хотя он продолжал крениться. Но вице-коммодор сказал, что пора покидать судно. Паропровод лопнул, но, хотя я понимал, что сделать ничего нельзя, я не хотел оставлять корабль. Весь экипаж уже находился в шлюпках, и мне кричали, чтобы я спускался, но я сказал, что еще раз пройду по кораблю, разыскивая пропавших. Я обошел все судно, внимательно прислушиваясь, не стонет ли кто-нибудь. Но я не услышал ничего и был удовлетворен тем, что мы никого не оставили. Только тогда я покинул судно». Кроме того, одна из трех участвовавших в налете групп пикировщиков нанесла удар по гавани Портленда, причинила значительный ущерб портовым сооружениям и потопила еще два корабля. Потери эскадры составили всего один Ju-87, сбитый зенитной артиллерией. Причина такой безнаказанности заключалась в том, что днем ранее командование Королевских ВВС в категорической форме проинформировало Адмиралтейство о том, что все имеющиеся в его распоряжении истребители нужны для обороны Британии и не могут использоваться для защиты судоходства. В итоге единственным противником «Штук» оказался вспомогательный корабль ПВО «Фойлебенк», располагавший восемью 102-мм орудиями, двумя счетверенными установками 40-мм скорострельных орудий и четырьмя 20-мм «Эрликонами», а также радарной установкой. Несмотря на внушительное количество стволов, корабль достаточно быстро пал жертвой пикировщиков. Разгром конвоя вызвал настоящий шок у британских политиков и военных. Черчилль в ультимативной форме приказал командованию ВВС прикрывать конвои истребителями. Кроме того, все атлантические конвои с этого момента надлежало направлять в северные гавани, находившиеся вне радиуса действий германских пикировщиков. 7 июля пикировщики совершили вылет в район Портсмута. Основной целью было вызвать на бой англичан, поэтому «Штуки» прикрывало большое число истребителей. Однако спровоцировать британских летчиков не удалось. В итоге пикировщики, не найдя достойных целей, атаковали береговую батарею на острове Уайт. 9 июля в районе Сандуича пикировщики потопили корабль «Кеннет Хоксфилд». Однако это было совсем не то, что ожидалось от «Штук». Ju-87 вынуждены были в основном довольствоваться незначительными целями. Утром 11 июля пикировщики атаковали небольшой конвой в районе Портленда, однако были оттеснены британскими истребителями и не смогли уничтожить ни одного корабля. Всего за этот день «Штукам» удалось потопить лишь вооруженную яхту «Уорриор II», потери составили два самолета. Правда, при этом огнем самих пикировщиков был уничтожен один из британских истребителей. Серьезно ограничивала деятельность пикировщиков и погода, которая в эти недели отличалась крайней неустойчивостью. Стоит отметить, что в боях с британскими истребителями, особенно со сравнительно неуклюжими и тихоходными «Харрикейнами», Ju-87 вовсе не были беззащитной жертвой. Довольно приличная для бомбардировщика маневренность позволяла особо азартным пилотам «Штук» вести с английскими истребителями бой на виражах, а большой запас живучести обеспечивал высокий иммунитет против пулеметов винтовочного калибра, которыми были вооружены в то время «Харрикейны» и «Спитфайры». Пилоты пикирующих бомбардировщиков постоянно совершенствовали приемы борьбы с кораблями. Гельмут Мальке впоследствии вспоминал: «Мы всегда пытались пикировать прямо против ветра, учитывая снос бомбы после сброса тем, что вводили поправку 2–3 градуса по зеркальному прицелу. Но это порождало иную проблему. Мы никогда точно не знали направление ветра над самой водой в точке сброса бомбы. Если ветер на разных высотах менял направление (а это было совершенно обычным явлением над морем), самолет, летящий против ветра, должен был после входа в пике чуть доворачивать, чтобы постоянно следовать против воздушного потока. Но перед сбросом бомбы следовало держать самолет точно на линии прицеливания, иначе бомба пролетит мимо, следуя инерции, полученной во время вашего поворота. Именно в таких условиях была проведена атака 11 июля примерно в полдень, когда возле английского побережья был обнаружен корабль. Незадолго до сброса бомб ветер на нашей высоте изменил направление, и нам пришлось доворачивать на цель. Мы сбросили бомбы во время поворота, и все они легли мимо. Мы были просто обескуражены, но сразу принялись работать над новой тактикой, чтобы это больше не повторялось. Мы нашли решение, по крайней мере против торговых судов и военных кораблей со слабым зенитным вооружением. Мы пикировали под большим углом (от 70 до 90 градусов), не обращая внимания на направление ветра далеко позади судна, следуя по линии его курса. На высоте примерно 1500 футов мы уменьшали угол до 40–45 градусов и ловили на прицел корму корабля. Мы обстреливали его из 2 курсовых пулеметов, что беспокоило зенитчиков и вынуждало их искать укрытия, когда пикировщик приближался. Мы летели прежним курсом, ведя огонь из пулеметов по палубе корабля, пока не возникала необходимость брать вверх, потому что на прицеле появлялась мачта судна. Как только мы видели, что наши пули попадают в воду перед носом судна, мы нажимали кнопку сброса. Таким образом мы гарантировали, что бомба попадет в корабль чуть позади мостика. В этом месте она наверняка не срикошетирует от палубы, так как врежется в надстройку и пройдет в глубь корпуса. Сбрасывая бомбы с такой малой высоты, мы были вынуждены ставить задержку взрывателя на 2–4 секунды. Поэтому двум другим самолетам звена приходилось следовать вплотную за ведущим, что они делали все время. В таких атаках самолет обычно нес одну 500-кг бомбу и четыре осколочные 50-кг бомбы. У торгового судна любых размеров практически не было шансов пережить такую атаку пикировщиков. Большинство из них после взрыва разламывались пополам и немедленно тонули. Экипажам пикировщиков, особенно третьего самолета звена, требовалось обладать железными нервами, потому что бомба ведущего взрывалась прямо под ним. Но вскоре мы выяснили, что обломки взорвавшегося корабля не долетают до самолетов из-за сопротивления воздуха». Против кораблей действовали и самолеты из 1-й учебной эскадры, которые во второй половине дня 14 июля атаковали конвой в районе Дувра и тяжело повредили (по другим данным — потопили) два транспорта. Пять дней спустя они атаковали гавань Дувра. Более серьезных результатов удалось добиться пикировщикам 2-й группы 1-й эскадры под командованием капитана Кайля. Во второй половине дня 20 июля они атаковали конвой «Боссум». Истребители сопровождения быстро оттеснили британских коллег, и «Штуки» могли действовать безнаказанно. Был потоплен угольный транспорт «Пульборо I», еще один транспорт поврежден. Незавидной оказалась участь обоих эсминцев прикрытия. «Брейзен» получил прямое попадание и затонул на следующий день. «Бигл» уцелел, но был поврежден близким разрывом. Англичане претендовали на уничтожение трех «Штук», однако в действительности подчиненные капитана Кайля потерь не понесли. Здесь необходимо подчеркнуть, что потеря эсминцев была для британского флота особенно болезненной. Дело в том, что именно корабли этого класса, ряды которых и так существенно поредели после Дюнкерка, должны были сыграть одну из главных ролей в отражении немецкого вторжения на острова. В итоге командование флота оказалось перед той же дилеммой, что и командование авиации, — поберечь силы, бросив судоходство в Ла-Манше на произвол судьбы, или рисковать ценными боевыми единицами. Основную тяжесть боев с пикировщиками несла на себе 4-я флотилия эсминцев, дислоцированная в Дувре. Во второй половине июля, когда над Ла-Маншем установилась стабильная хорошая погода, ее боевая работа стала намного более сложной. К тому же германская авиация начала действовать значительно более энергично. 21 июля на совещании в Каринхалле Геринг потребовал «смести конвои, начиная с торговых судов». В итоге к концу месяца в 4-й флотилии из девяти кораблей остался в строю всего один. Первым актом новой фазы боев стал разгром конвоя CW-8 25 июля. В состав конвоя входил 21 транспорт, прикрывали его два сторожевых корабля — вооруженных рыболовных судна. Конвой был атакован 57 «Штуками» из состава 1-й и 51-й эскадр. Их прикрывало значительное число истребителей. Первая же волна пикировщиков потопила два транспорта, повредила еще один и подожгла небольшой танкер, который ярким факелом горел еще целые сутки. Вслед за этим были уничтожены еще два транспорта. Многие корабли получили серьезные повреждения. Всего оказалось потоплено пять («Аякс», «Кокетдэйл», «Эмпайр Крусейдер», «Генри Мун» и «Саммите») и тяжело повреждено шесть кораблей. Британские истребители не смогли помешать «Штукам» — потери немцев составили всего лишь два пикировщика. Довершить разгром конвоя попытались германские катера, однако им навстречу вышли британские эсминцы «Бриллиант» и «Бореас», которые гнали противника почти до самого Кале. Это был весьма неосторожный поступок, поскольку на эсминцы незамедлительно обрушились две дюжины пикировщиков. Оба корабля чудом смогли вернуться в гавань, однако получили серьезные повреждения и нуждались в ремонте. Разгром CW-8 вынудил британское Адмиралтейство наконец-то признать очевидное и запретить проводку конвоев в Ла-Манше. Усилия пикировщиков сконцентрировались на гавани Дувра, их главной целью стали британские эсминцы. 27 июля в результате двух мощных налетов был потоплен эсминец «Кодрингтон» и серьезно поврежден «Уолпол», вынужденный выброситься на берег, чтобы не затонуть. После налета 29 июля, в котором участвовало 48 Ju-87 из 1-й учебной эскадры и 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков и результатом которого стало потопление эсминца «Делайт» и патрульного корабля «Галзер», эсминцы были выведены из Дувра, а Адмиралтейство запретило использовать их в Ла-Манше в светлое время суток. Таким образом, «Штукам» удалось добиться значительных успехов, хотя и не настолько радикальных, как хотелось бы командованию. После налета 29 июля в борьбе сторон наступила непродолжительная пауза. Британское руководство, понимая незаменимость судоходства в Ла-Манше, искало способы защитить конвои. В итоге корабли начали прикрывать аэростатами воздушного заграждения, усилили зенитное вооружение, а также истребительное сопровождение. Кроме того, для прикрытия конвоев направлялись новейшие эсминцы класса «Хант» с более совершенной системой ПВО. Наиболее опасный участок следовало проходить в ночное время. Первый конвой, организованный по новой схеме, прошел пролив без потерь. Однако следующему — двигавшемуся на запад CW-9 — повезло гораздо меньше. Утром 8 августа он был приведен в беспорядок атаками германских катеров и «Штук» из состава 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков. В середине дня мощь ударов возросла — в районе острова Уайт конвой был атакован 57 Ju-87 из различных эскадр. Они встретились с яростным сопротивлением британских истребителей, которым впервые удалось добиться достойного упоминания успеха, уничтожив восемь «Юнкерсов» и повредив еще несколько. Однако отразить налет они не смогли: было потоплено четыре и тяжело повреждено шесть транспортов, а также несколько малых судов. Потери привели к весьма серьезному анализу их причин с обеих сторон. Немецким истребителям были адресованы претензии в том, что они не обеспечивают достаточного прикрытия пикировщиков. Знаменитый ас Адольф Галланд, в том вылете командовавший истребителями прикрытия из состава 26-й эскадры, оправдывался, заявляя, что «Штуки» летают слишком медленно, и прикрывать их на всех высотах, а тем более в пикировании, нет никакой возможности. Наиболее уязвимым «Юнкерс» становился на выходе из пике, когда пикировщик пытался набрать высоту, одновременно находясь вне боевого порядка, где атака истребителей отражалась совместными усилиями. Однако потери Ju-87, хотя и превышали прежние показатели, все же не достигали опасных пределов. На 10 августа в составе эскадр пикирующих бомбардировщиков насчитывалось 316 машин. С другой стороны, британское командование было встревожено собственными потерями — тонуло или получало тяжелые повреждения каждое третье судно конвоя. На протяжении более или менее длительного времени терпеть такой ущерб было невозможно. К счастью для английских моряков, 13 августа началась новая фаза немецкого воздушного наступления — борьба непосредственно с авиацией противника. Последняя атака на конвой состоялась накануне — 22 «Штуки» из 1-й учебной эскадры добились попадания в два транспорта в устье Темзы. 13 августа, получившее от Геринга гордое наименование «День орла», должно было дать старт мощному воздушному наступлению на Британию. Ударами по аэродромам предстояло уничтожить Королевские ВВС на земле и в воздухе. Командование Люфтваффе недооценивало численность английских истребителей, считая, что основные их силы перемолоты во Франции, а уничтожить оставшиеся не составит труда ввиду количественного и качественного превосходства немцев. Первым препятствием на пути немецких эскадрилий стала погода, как назло, испортившаяся в этот день. В итоге «Штуки» стартовали только ближе к вечеру, и их вылеты завершились не слишком удачно. Более полусотни пикировщиков из 77-й эскадры должны были атаковать корабли и портовые сооружения в районе Портленда, однако не сумели этого сделать из-за сильной облачности. При этом пять машин было потеряно от атак «Спитфайров». 4-я группа 1-й учебной эскадры действовала более удачно, разгромив аэродром Берегового командования в Детлинге и уничтожив при этом 22 английских бомбардировщика без потерь со своей стороны. Аэродром Рокфорд, который должна была атаковать 2-я эскадра, был полностью затянут облаками, и «Штуки» даже не смогли сбросить бомбы. 15 августа погода несколько улучшилась, и германская авиация активизировалась. 2-я группа 1-й эскадры пикирующих бомбардировщиков и 4-я группа 1-й учебной эскадры нанесли удар по аэродромам Лаймпн и Хоукиндж. Первый из них был в итоге на два дня полностью выведен из строя. 1-я группа 1-й эскадры и 2-я группа 2-й эскадры нанесли отвлекающий удар в районе Портленда. Операция прошла без потерь во многом потому, что отвлечь внимание английских истребителей не удалось. Во второй половине дня самолеты 2-й эскадры нанесли удары по аэродрому Тангмер. В ходе этой атаки пикировщики впервые понесли тяжелые потери — девять сбитых и три поврежденных самолета. На земле было уничтожено 14 британских машин. Более удачным оказался удар по аэродрому британской морской авиации в Госпорте. Когда «Штуки» появились над летным полем, на нем рядами, как на параде, были выставлены совершенно не замаскированные самолеты. Германские пикировщики превратили эти стройные ряды в груды пылающих обломков. Еще одной важной целью для пикировщиков стали радарные станции, которые играли важную роль в координации действий британских истребителей против соединений Люфтваффе. 4 августа нападению подверглась станция в Уормейле, а 15 августа — в Хокинже и Лимпне. 16 августа пять «Штук» атаковали радарную станцию в Вентноре и вывели ее из строя. Двумя днями позднее пикировщики из состава 1-й группы 77-й эскадры нанесли удар по станции в Полинге и нанесли ей серьезный ущерб. Проблема заключалась в том, что эффект от этих атак был довольно кратковременный — уничтожить британскую систему раннего предупреждения «Штуки» не смогли. Станция в Вентноре, к примеру, заработала неделю спустя. 18 августа было последним днем масштабного применения пикировщиков в «Битве за Англию». В вылете участвовали 4 группы из состава 3-й и 77-й эскадр пикирующих бомбардировщиков — в общей сложности 109 машин. Главной целью были британские аэродромы и радиолокационная станция в Полинге. Сама атака прошла довольно успешно, неприятности начались на обратном пути. Возвращавшиеся после атаки Полинга самолеты были перехвачены британскими истребителями до того, как сумели сформировать оборонительный строй. В итоге из 28 «Штук» были уничтожены 12 и тяжело повреждены 6. В числе сбитых оказался и командир группы. Одновременно пикировщики двух других групп 77-й эскадры атаковали остров Торни и Форд. На земле было уничтожено и повреждено почти полсотни вражеских самолетов. Атаки оказались удачными, однако из 57 «Штук» было сбито 14 и повреждено еще 8. Самые тяжелые потери понесла 1-я группа 77-й эскадры, которую «Харрикейны» перехватили в момент атаки. «Большое количество англичан. Одно попадание за другим. Крылья как решето, фонарь кабины разбит, мой пулемет заклинило. Из двигателя — белое облако дыма. Нас атакуют еще два истребителя. К счастью, попадания только в крылья. Затем они пропадают. Мы все еще живы», — вспоминал бортстрелок одного из самолетов. «Я вижу, как два „Харрикейна“ атакуют самолет позади нас. Его бортстрелок своим огнем заставляет одного из них отвернуть, однако второй открывает огонь и попадает в топливные баки. Машину охватывает пламя, и она падает в море». Такие потери были слишком велики. Самое неприятное, что экипажи, сбитые над территорией противника, неизменно попадали в плен. Это было даже хуже, чем потеря самолетов. В боях с английскими истребителями и зенитчиками Люфтваффе потеряли в общей сложности 64 «Штуки» и почти 130 человек из их экипажей, в том числе двух командиров групп и пятерых командиров эскадрилий. Свою роль сыграло и то, что эскадры пикировщиков действовали без передышки с начала мая. Начало сказываться утомление экипажей. Среди пилотов росли нервозность и напряжение. А ведь «Штукам» предстояло сыграть главную роль в поддержке десантной операции. Поэтому Геринг принял решение вывести пикировщики из боя и дать им возможность отдохнуть и пополнить свои ряды на французских аэродромах. Тем более что к началу сентября в находившихся на побережье Франции группах насчитывалось лишь около полутора сотен «Штук», готовых к применению. Для сравнения — в середине июля их было 280. Воздушная битва продолжалась еще два месяца, однако уже в середине сентября стало ясно, что вторжение в Англию — по крайней мере в 1940 году — не состоится. Группы пикировщиков начали постепенно перебрасывать на другие театры военных действий. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|