|
||||
|
ПРИМЕЧАНИЯ А. Габричевского1. В действительности Тициан родился в 1477 г. от Грегорио Вечелли и Луччи, венецианской гражданки. 2. Антонио Вечелли. 3. Джованни Беллини (1430-1516), крупнейший венецианский живописец, завершитель стиля XV века, во многом уже выразитель новых классических тенденций. Пребывание Тициана в его мастерской документально ничем не доказывается, хотя и очень вероятно. Другой источник (Дольче) называет в качестве первого учителя Тициана мозаичиста Себастьяна Дзуккато, от которого он якобы перешел к Джентиле Беллини, а от него уже к Джованни. 4. О Джорджоне см. его биографию и примечания к нему. Ранние вещи Тициана настолько близки Джорджоне, и многие произведения до сих пор поочередно приписываются то одному из них, то другому. 5. Якопо Пальма Старший (1480-1558), венецианский живописец того же круга. 6. Джованни Антонио Сакки да Порденоне (1483-1539), исследователь Джорджоне и раннего стиля Тициана. 7. Согласно хронологии Вазари, в 1498 г., что неправдоподобно, если, как утверждает Вазари, Джорджоне выдвинулся лишь в 1507 г. 8. Не сохранился. 9. Работа Джорджоне и Тициана над этим фасадом была закончена в 1508 г. От фресок не сохранилось ничего. Уже в XVII веке они были почти не видны. Судить можно о них только по описанию и по грубым гравюрам XVIII века. Характерно отрицательное суждение Вазари в его биографии Джорджоне. 10. По всей вероятности, Вазари имеет в виду большое полотно, хранящееся ныне в Эрмитаже. 11. Не сохранилось. 12. Вазари, по-видимому, говорит о большой картине, изображающей Христа перед Пилатом в образе Аретино, действительно происходящей из семьи Данна, но подписанной 1543 г. Она находится в Вене. 13. Не сохранилась. 14. Датировка Вазари ошибочна: вещь эта, и поныне находящаяся в церкви св. Марцилиана (или Марциала) в Венеции, несомненно, по стилю своему относится к концу 30-х гг. 15. Если, как гласит другой источник (Ридольфи), гравюра эта воспроизводит фрески Тициана в его Падуанском доме, то она относится не к 1508, а к 1511 г., когда Тициан был в Падуе. 16. О Себастьяно дель Пьомбо см. биографии Джорджоне, 29 и Микеланджело, 80. 17. Рафаэль. 18. Микеланджело. 19. Фреска не сохранилась. Тициан был сначала в Падуе и потом в Виченце. 20. Не сохранилось. 21. Три фрески: 1) Чудо говорящего младенца, 2) Ревнивый муж убивает жену, 3) Исцеление юноши (остальные сцены не Тициана), написанные Тицианом, сохранились до сих пор, а также фрески в Scuola delle Carmine в том же городе с изображением Иоакима и Анны, не упоминаемые Вазари. Вещи эти относятся к 1511 г. 22. Вещь эта ныне находится в церкви S. Maria della Salute. Если верить Вазари, картина относится к 1512 г.; некоторые датируют ее раньше. 23. Сгорело в 1577 г. Согласно другому источнику (Ридольфи), Тициан закончил картину Джорджоне, а не Беллини. 24. Sensale означает посредник, подрядчик. Должность, так сказать, «придворного живописца» была пожизненной, но могла быть отчуждаемой в случае неисполнения обязанностей. Цифры, указываемые Вазари, ошибочны и преувеличены. Содержа живописца, дож в свою очереди был обязан оставить республике: 1) свой портрет, 2) картину, на которой он изображен на коленях перед Мадонной, 3) свой герб. Тициан получил эту должность и 1516 г. после смерти Беллини, который занимал ее до него. 25. Доссо Досси (1479-1542)-феррарский живописец, близкий к Джорджоне и молодому Тициану. Упомянутые здесь вещи не сохранились. 26. Картина эта, написанная Дюрером в Венеции в 1506 г. и изображающая венчание Богоматери (Das Rosenkranz- fest), попала в конце XVI в. в Прагу, где и находится и наше время. Церковь Сан Бартоломео в Венеции была местом погребения немецкой колонии этого города. 27. Ныне в замке Alnwick (Алник) в Шотландии. 28. Написана в 1519 г. Находится в музее Прадо в Мадриде. 29. Написана в 1518 г. Упоминаемая Вазари фигура амура на предыдущей картине. 30. Знаменитейшая и всюду воспроизводимая вещь находится в Дрездене и относится к 1514-1515 гг. Девизом на монетах Феррарского герцогства значилось: «Богу-богово, кесарю-кесарево». 31. Портрет этот, подаренный Карлу V, не сохранился, повторение (или копия?), относящееся к 1537 (через три года после смерти герцога), находится во Флоренции в галерее Питти. 32. Ни одного достоверного портрета Лауры Дианти не сохранилось. Некоторые предполагают, что таковой является женщина с мужчиной и зеркалом в Лувре. Женщина с негритенком в берлинском частном собрании является, может быть, копией с такого портрета. 33. О Людовико Ариосто см. биографию А. Мантенья (в наст. издании опущена), 52. Известно, что Тициан писал с него портрет, до нас не дошедший, но послуживший оригиналом для гравюры на дереве, приложенной к феррарскому изданию Orlando Furioso 1534 г. (воспроизведен в книгеHauvette, L'Arioste. 1927). Неправильно за изображение Ариосто выдается портрет мужчины в лондонской Национальной галерее. 34. … ЕTiziano che onora 35. Non men Cador, che quei Venezia e Urbino… 36. Находится ныне в Лондоне в галерее Бриджуотер и носит название «Три возраста». Вазари действительно не упоминает старика на заднем плане и младенцев на переднем плане справа. 37. Эта знаменитая картина находится на месте, в церкви «Фрари» (Santa Maria dei Frari). Она написана в 15 18 г, на дереве; Вазари, таким образом, ошибается, говоря, что она исполнена на холсте. 38. На том же месте, в церкви S. Maria dei Frari, написана в 1526 г. 39. Написана в 1523 г. Ныне в Риме в Ватиканской Пинакотеке. Верхний полукруглый край был обрезан, чтобы по формату картина соответствовала «Преображению» Рафаэля. 40. На том же месте. Эта сильно попорченная вещь приписывается самим Вазари Джорджоне в биографии Джорджоне и в первом издании биографии Тициана, Большинство современных критиков склоняются кимени Джорджоне. Сохранился рисунок Ван Дейка, воспроизводящий центральные фигуры, с надписью: Джорджоне. Ср. биографию Джорджоне. 41. Этот первый портрет, написанный Тицианом со знаменитого гуманиста и мецената кардинала Пьетро Бембо, до нас не дошел (см. примеч. 118). Упомянутое Вазари приглашение последовало в 1513 г. Тициана отговорили венецианские гуманисты, которые не хотели упустить такого художника. 42. Ныне в Академии. Относится к концу 40-х гг. 43. Антонио Гримани был дожем в 1521-1523 гг. Видимо, Тициан несколько раз писал его портрет. До нас дошли 3 экземпляра, которые все сильно попорчены, так что трудно определить степень их подлинности, а также который из них был официальным портретом, написанным для Большого зала. Портреты эти находились в частных собраниях в Падуе (Джустиниани), в Вене (Розенберг) и в Венеции (Морозини-Геттерсберг). 44. Леонардо Лоредано был дожем с 1499 по 1521 г. Портрет до нас не дошел, и не сохранилось о нем никаких документальных данных. 45. Из двух сохранившихся экземпляров в Падуе (собр. Джустиниани, и в Париже (Лувр) второй – лучший и наиболее известный. Тициан писал короля в 1538-1539 гг. 46. Об Андреа Гритти см. биографию Микеланджело, 49. Картина, о которой говорит Вазари, погибла в пожаре 1577 г. Портрет Гритти сохранился, однако в нескольких экземплярах, приписываемых с разной степенью вероятности Тициану. Два из них в частных собраниях в Венеции и Падуе, третий в собрании Черни в Вене и четвертый в Эрмитаже. 47. Пьетро Ландог был дожем с 1539 г.; Франческо Донато – с 1546 г.; Марк Антонио Тревизани – с 1553 г.; Франческо Веньер – с 1554 г. Все эти портреты погибли в пожаре 1577 г. Повторение портрета Тревизано имеется в частном собрании в Вене. 48. Не Паули, а Приули. Дожи Лоренцо Приули (с 1526) и Джироламо Приули (с 1559) заказывали свои портреты Тинторетто. 49. Пьетро Аретино (1492-1557), знаменитый сатирик, публицист и критик. 50. Якопо Татти-Сансовино (1486-1570) -архитектор и скульптор, самый яркий представитель Высокого Возрождения в венецианской архитектуре. Тициан, Аретино и Сансовино были связаны дружбой и составляли тесный «кружок» (Cenacolo), имевший большое влияние в делах искусства. 51. Написано в 1528-1530 гг. на конкурс, устроенный между Порденоне, Пальмой и Тицианом, из которого последний вышел победителем. Оригинал сгорел в 1867 г. На месте, в церкви Сан Джованни Паоло, находится старая копия. 52. Заказ был исполнен в 1537 г. Картина сгорела в 1577 Сохранились: 1) уменьшенная, хорошая копия во Флоренции в Уффици, 2) гравюра Джулио Фонтана, сделанная с оригинала, 3) рисунок Рубенса с рисунка или с эскиза Тициана (Вена, Альбертина). Картина эта изображала битву при Кадоре, в которой венецианцы одержали победу над императорскими войсками. Вазари по ошибке (может быть, повторяя венецианскую шутку) говорит о битве при Кьярададде, в которой венецианцы потерпели поражение. Тициан написал битву на фон реального пейзажа своей родины Кадоре, что, может быть, и заставило Вазари говорить о том, что вещь написана с натуры. 53. Погибло в пожаре 1577 г. 54. Прекрасная вещь в Лувре (Христос в Эммаусе) является, по-видимому, повторением упоминаемой Вазари, но пропавшей картины. Правда, стилистически она вернее всего относится к 50-м гг. 55. 1538-1540. Находится на месте – в Академии, которая как раз занимает бывшее помещение общины. 56. О том, как Тициан трактовал эту тему, можно судить по трем его вещам: 1) в Милане, 2) в Лувре, 3) в Турине. 57. Портрет этот был поясным. Он был еще известен в середине XIX века, но пропал бесследно. Карл V первый раз позировал Тициану не в 1530 г., как говорит Вазари, а в 1533 г. К этому времени относится портрет во весь рост с собакой, находящийся в Мадриде, 58. 1533 г. На месте. 59. Эта вещь, написанная в 1537 г. и подаренная не Карлу V, а императрице Изабелле, погибла в Испании. Сохранилась гравюра Коральо. 60. Первый: Флоренция, галерея Питти, второй не сохранился. 61. Вазари, по-видимому, имеет в виду аллегорический портрет полководца Альфонсо д'Авалоса маркиза дель Вас- то, изображенного Тицианом перед его отбытием в турецкий поход. Аллегория изображает прощание его с женой. Но лицо, там изображенное, не похоже на подлинный, Тицианов же, портрет маркиза, находящийся в Мадриде (см. примеч. 88). Сохранились три экземпляра: лучший – в Лувре и два других – в Вене. 62. Этот первый портрет Аретино не сохранился (см. примеч. 81). 63. Предположительно – портрет мужчины с собачкой в Мадриде. 64. Не сохранился. 65. Джулио Романо (1492-1546), ученик Рафаэля, плодовитый и виртуозный декоратор, расписавший загородный герцогский дворец (palazzo del Те) в Мантуе, о котором здесь и идет речь. 66. Работа относится к 1547 г. Оригиналы пропали. Сохранились частично копии работы Кампи и Агостино Карраччи, а также гравюры Заделера. 67. Картина эта, относящаяся, вероятно, к 1559 г., находится на месте в кадорской церкви, но это едва ли собственноручная работа Тициана. 68. 1543 г. 69. Первый пропал, второй ныне в Неаполе. Из многочисленных реплик можно упомянуть одну – в Эрмитаже и другую – в Неаполе. 70. Портрет Франческо Мария делла Ровере герцога Урбинского, а также портрет его супруги Элеоноры Гонзага написаны в 1537 г. и находятся во Флоренции в Уффици. 71. Se il chiaro Apelle con la man dell'arte Rassemplo d'Allessandro il colto e il petto… 72. Сохранился ряд женских портретов Тициана, относящихся к этому времени и, несомненно, напоминающих черты Элеоноры Гонзага (см. примеч. 69). Из них наиболее известны знаменитая «Красавица» («La Bella») во Флоренции в галерее Питти и также «Красавица» в Вене и в Эрмитаже. Возможно, что Вазари имел в виду эти вещи. 73. Знаменитая лежащая «Венера» в Уффици во Флоренции Черты лица опять-таки напоминают герцогиню Урбинскую (см. примеч. 69). 74. 30-е гг. Флоренция, галерея Питти. Позднейший вариант, относящийся к 60-м гг., находится в Эрмитаже (см.примеч. 111). 75. Упоминаемые здесь портреты до нас не дошли. О портретах Карла V, Франциска I и папы Павла III см. соответствующие примечания. 76. Вещи не опознанные. Донато, т. е. Донателло (1386 1466), флорентийский скульптор (см. его «Жизнеописание». 77. Ныне в Санта Мария делла Салюте, куда эта картина (так же как 3 плафонных картины с изображением Авраама и Исаака, Каина и Авеля, Давида и Голиафа) была перенесена после разрушения церкви Сан Спирито. Все четыре вещи были заказаны в 1514 г., но по стилю «Сошествие Св. Духа» – значительно более поздняя вещь; может быть 60-х гг., см. примеч. 83. 78. На месте. 1522 г. 79. На месте. Начало 40-х гг. 80. По всей вероятности, Тициан писал портрет посла в 1540 г. Предположительно, Вазари говорит о портрете, ныне находящемся во Флоренции в галерее Питти. 81. В собрании Сальвадоро в Триенте (1548). 82. Флоренция, галерея Питти, 1545. Портрет, написанный для Марколини, друга Аретино и издателя всех его сочинений, пропал. 83. Этот посмертный портрет написан в 1546 г. Тициан пользовался маской, снятой с покойника рукой Джулио Романо. Джованни Медичи делле Банде Нере (Предводитель Черных отрядов), знаменитый кондотьер, отец герцога Козимо, умер от раны в 1526 г. Аретино был его личным секретарем (Флоренция, Уффици), 84. Ныне в Санта Мария делла Салюте. 1543-1544 (см. примеч. 76). 85. Из автопортретов Тициана наиболее известны и достоверны два – 90-х гг. в Берлине и во Флоренции в Уффици – и один – 90-х гг. – в Мадриде. 86. Ныне в Неаполе. К этому же времени относятся два портрета кардинала Алессандро Фарнезе, сына папы Павла III, в Неаполе и в Риме в галерее Корсини. 87. До нас не дошла. 88. Неаполь, 1545. Позднее, в 50-х гг., Тициан вернулся к этой теме по заказу Филиппа II. Сохранилось несколько вариантов, из которых лучший в Мадриде и два других в Вене и в Эрмитаже. 89. Мадрид, Прадо. Тициан закончил картину в 1541 г., но после своего возвращения из Рима, как пишет Вазари. Картина сильно попорчена и реставрирована. 90. См. примеч. 95. 91. Короля католического – Филиппа II, короля испанского. Из многих вариантов три лучших, относящихся к началу 50-х гг.: 1) в Мюнхене, собр. Ленбах, 2) в Мадриде, 3) в Неаполе. 92. Может быть, Вазари имеет в виду «Благовещение», находящееся ныне в церкви Сан Рокко и относящееся к 40-м гг. Вещь, однако, написана на холсте. 93. Сгорела в 1867 г. 94. Обе вещи на месте, но относятся к 90-м гг. «Благовещение» подписано Titianus fecit fecit, два раза повторяя слово «написал», Тициан как будто отвечает на отрицательную критику и этим, может быть, опровергает рассказ Вазари о том, что он сам считал эти вещи неудачными. 95. В 1548 г. Тициан был в Аугсбурге при дворе Карла V, с которого он писал портреты. До нас дошли два экземпляра: конный портрет в Мадриде, в ознаменование победы императора при Мюльберге, и портрет императора, сидящего в кресле, в Мюнхене. 96. См. примеч. 90. 97. Эти вещи до нас не дошли, если не считать портрета Фердинанда в частном собрании (Барбариго) в Падуе, который сильно попорчен. 98. Портрет пленного курфюрста Иоганна Фридриха Саксонского написан в Аугсбурге в 1545 г. (см. примеч. 95) и находится ныне в Вене. Портрет королевы Марии пропал. 99. Упоминаемые здесь портреты не опознаны. 100. Вещь эту, законченную в 1545 г., император перевез с собой в монастырь св. Юста и, действительно, как говорят, держал ее перед глазами до самого момента своей кончины. Обычно картина эта называется «Торжеством св. Троицы». Карл V называл ее «Страшным судом». Она находится в Мадриде в Прадо. Известна гравюра Корто 1566 г. 101. 1549 г. Сохранились только сильно попорченные «Прометей» и «Сизиф» в Мадриде, которые, по мнению некоторых, не оригиналы, а копии, сделанные испанцем Коелло. 102. 1544 г. По заказу Филиппа IV. Мадрид, Прадо. Существует несколько повторений, из которых лучшее в Лондоне. 103. 1550-е гг. Лондон, собр. Уоллес. 104. г. Тоже по заказу Филиппа. Лондон, собр. Бриджуотер. 105. г. Ныне в Бостонском музее. 106. 1560 г. Мадрид. Реплика в Лондоне. 107. 1558г. Париж. Лувр. Более поздний вариант 70-х гг. в Мюнхене. 108. До нас не дошла. 109. 1561 г. Ныне в анконском музее. 110. 1560-е гг. На месте. 111. 1563 г. На месте. 112. Сохранилось несколько реплик этого второго (1561) варианта Магдалины (см. примеч. 73), лучший – в Эрмитаже; остальные – в Неаполе и в частных собраниях в Англии. 113. Не сохранилась. 114. Не сохранилась. 115. Не сохранилась. 116. Ирена Шпилимберг, умершая двадцати лет в 1559 г., была знаменита своей красотой и талантами. Тициан написал портрет после ее смерти, а также сестры ее Эмилии. Обе вещи находятся в Маниаго. 117. Не сохранился. 118. Якопо да Понте Бассано (1510-1592), очень плодовитый художник, применявший приемы больших венецианских мастеров к изображению сельских жанровых сцен и животных. 119. Предположительно портрет 1540 г. в Риме во дворце Барберини. 120. Не сохранилась. 121. Не сохранилась. 122. Не сохранилась. 123. Не сохранилась. 124. Не сохранилась. 125. Не сохранилась. 126. Предположительно, картина 1560-х гг. в Мадриде. 127. Не сохранилась. 128. Не сохранилась. 129. Ben veggo, Tiziano in forme nuove L'idolo mio, che i belli occhi apre egira… 130. 1564 г. Мадрид, трапезная Эскориала. Вещь сильно пострадала; не говоря о реставрации, она по прибытии в Испанию была обрезана, так как не умещалась на предназначенном ей месте. 131. Вазари посетил Тициана в 1566 г. В1567 г. картина была действительно послана в Испанию и по сию пору находится в Эскориале. 132. Не сохранились. 133. Может быть, большая картина, на которой Гримани склонил колено перед аллегорической фигурой Веры. Вещь эта, начатая в 1555 г., почему-то оставалась в мастерской художника до его смерти и была закончена учениками. Ныне во Дворце дожей в Венеции. 134. Три картины аллегорического характера (судя по гравюре Корта с одной из них, на которой был изображен Вулкан с кузнецами) были отправлены в 1568 г. в Брешию, где они сгорели в 1575 г. 135. Художник, упоминаемый автором в биографии Гарофало. 136. Судя по описанию Вазари, это композиция 1560-х гг., сохранившаяся в двух вариантах: неоконченная в Риме, во дворце Дориа, и в Мадриде под названием «Испания приходит на помощь Вере». 137. Не сохранилась. 138. Это, вероятно, картина, написанная в 1559 г., посланная испанскому королю венецианским правительством в 1572 г. и ныне находящаяся в Мадриде. Ср. также «Свободную республику» в Вене. 139. Не сохранилась. 140. Судя по датировке, Вазари, может быть, видел автопортрет, находящийся в Мадриде (см. примеч. 81). 141. Не сохранилась. 142. Не сохранилась. 143. Тициан умер 27 августа 1576 г. от чумы. Он похоронен в церкви Фрари. Последнее его произведение – «Снятие со креста» в Венецианской академии – написано в год его смерти и закончено Пальмой Младшим. Заключительная часть биографии Тициана в настоящем издании опускается, поскольку она посвящена другим художникам и никаких больше сведений о Тициане не содержит. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|