Глава б ОСУЖДЕНИЕ В РИМЕ


Через год после того как Калиостро поселился в Риме, его арестовали. Прошло еще больше года, и только тогда граф предстал перед судом — настолько трудно было сфабриковать против него достаточно убедительные обвинения. За те полгода, что Калиостро прожил в Риме, во Франции разразилась гроза революции, своими громами переполошившая старую Европу. События развивались стремительно. Кончилось время предвосхищений и смутных ожиданий, пришла пора свершений, пора жестоких политических битв. Развитие и углубление революции вело к решительному размежеванию и поляризации общественных сил. Подымалась, собиралась с силами и ожесточалась идеологическая реакция, в чем, разумеется, католическая церковь играла далеко не последнюю роль.

Маленький «шарлатан» с громким европейским именем стал жертвой ожесточенных католических иерархов, вчера еще смотревших на его проделки сквозь пальцы. Папа Пий VI лично наметил жертву и распорядился учинить суд и расправу без всяких послаблений.

Калиостро был судим в обеих своих ипостасях: мага и Великого Кофта. Относительно первой инквизиторы колебались, — то ли обвинять Калиостро в занятиях черной магией и, следовательно, в связи с нечистой силой; то ли считать его лжемагом, а значит, мошенником. В конце концов, его обвинили и в том, и в другом: и в мошенничестве, и в связи с нечистой силой. Объявив, что под личиной графа Калиостро скрывается «Бальзамо», суд получил основание обвинять его в безнравственности. Об этом «Бальзамо» папские ищейки выведали все, что только было возможно, и, по-видимому, еще и приписали ему кое- что, чего за ним не водилось. «Бальзамо» представал беспардонным негодяем, с отроческих лет приохотившимся к разного рода жульническим махинациям, не брезговавшим и кражами и еще приторговывавшим своей собственной красавицей женой.

Заметим, что прошлое графа Калиостро так и осталось не выясненным до конца. Скорее всего, его действительно звали Джузеппе Бальзамо. Но если это и так, остается загадкой история превращения бродячего маляра в того импозантного чародея, каким вдруг объявился он в 1777 году в Лондоне. Эту часть его биографии даже следователи Ватикана не сумели раскопать.

Римский «Компендий» (книга следственных материалов о деле Калиостро) переполнен сведениями о том, какой необычный успех «отъявленный мошенник» имел объясняли отпадением от истинной веры, каковое, в свою очередь, приписывалось ими в основном проискам масонских лож. На Калиостро указывали как на самый яркий пример масонских злостных заблуждений, масонской безнравственности. Изъятый у него при аресте вместе с корреспонденцией список разбросанных по всей Европе лож «египетского ритуала» фигурировал в качестве доказательства его «заговорщической деятельности», направленной будто бы против церкви и освященных ею порядков.

Калиостро пробовал защищаться от обрушившихся на него обвинений, говорил, что его масонская деятельность, как и его магическая практика, имела целью восславить Господа — его обрывали, требуя, чтобы он не кощунствовал, не примешивал Бога к чернокнижию и к масонству. Он пытался уверить, что он добрый христианин — его уличали в том, что он путается в самых элементарных молитвах и не в состоянии перечислить семь смертных грехов. Особое раздражение у инквизиторов вызывало то, что Калиостро в свое время предсказал созыв Генеральных штатов и падение Бастилии. В их глазах сей пророк выглядел прямо революционером и чуть ли не виновником названных событий.

Хотя сохранились в высшей степени разнообразные и многочисленные сведения, относящиеся практически ко всей жизни этого замечательного и несчастного человека, все же о его последних десяти годах и о его смерти не известно ничего определенного, кроме одной лишь легенды, что он умер в тюрьме. Некоторые фрагменты, недавно опубликованные итальянским ученым Джованни Сфорца, из частной корреспонденции Лоренцо Просперо Боттини, римского посла республики Лукка в конце прошлого столетия, отчасти восполняют этот большой пробел. Это переписка с генеральным канцлером республики, Пьетро Каландрини, начавшаяся в 1784 году. Но действительно интересная информация появляется только в 1789 году, в письме, датированном 6 июня этого года, но даже из него мы узнаем не так уж и много.

В нем сообщается о «прославленном графе ди Калиостро», который недавно прибыл из Трентона через Турин в Рим. Люди говорят, что он уроженец Сицилии и удивительно богат, но никто не знает, откуда его состояние. У него было рекомендательное письмо от епископа Трентона к епископу Олбани. До сих пор его ежедневные занятия, также как и его личный статус и общественное положение, не подлежат никаким упрекам. Многие хотят встретиться с ним, чтобы услышать из его уст подтверждение того, что о нем говорят. Из другого письма мы узнаем, что Рим оказался неблагоприятным городом для Калиостро. У него было намерение обосноваться в Неаполе, но этот план не был осуществлен. Ватиканские авторитеты, которые до тех пор оставляли в покое графа, внезапно наложили на него свою тяжелую длань. В письме от 2 января 1790 года, то есть через год после прибытия Калиостро, утверждается, что Предмет рассмотрения этим тайным советом оставался неизвестен, но слухи утверждали, что он был созван по причине внезапного ареста в ночь с субботы на воскресенье графа ди Калиостро, его жены и капуцина Фра Джузеппе Мавриджио. Граф был заключен в форт Сен-Анджело, графиня — в монастырь св. Аполлония, а монах — в тюрьму Арачели. Этот монах, который называл себя «отцом Свиззеро», считался сообщником знаменитого мага. В число преступлений, в которых его обвиняли, включено было обвинение в некой книги неизвестного автора, осужденной на публичное сожжение и озаглавленной «Три Сестры». Цель этой «стереть порошок три определенные персоны знатного происхождения».

Книга, о которой идет речь, толкуется церковниками совершенно неправильно. Это была работа по алхимии, а «три сестры» символически обозначают «три принципа» в своем двойном символизме. В оккультной химии они «распыляют» тройной ингредиент, используемый в процессе трансмутации металлов; в духовном плане они уничтожают три «низших» персональных «принципа» в человеке, — это объяснение, которое должен понять любой теософ.

Но не более ли правдивым является то, что именно связь Калиостро с восточной оккультной наукой, его знание многих секретов, нежелательных для идеологии церкви, и спровоцировало сначала преследования иезуитами, после — суровые меры со стороны церкви? Честность Калиостро сделала его слепым по отношению к недостаткам тех, о ком он заботился, и заставила его поверить двум таким мошенникам, как маркиз Аглиато и Оттавио Никастро, в результате все грехи этих двух героев, впоследствии казненных за гигантские надувательства и убийство, иные историки стали приписывать графу. Однако точно известно, что Калиостро и его жена в 1770 году остались без средств в результате бегства Аг- лиато со всеми их денежными сбережениями и были вынуждены просить милостыню во время своего пребывания в Пьемонте и Женеве.

Не выдерживают никакой критики упреки и обвинения в «безбожии». Будучи уроженцем Сицилии, Калиостро, естественно, появился на свет в римско-католической семье и был взят к себе монахами доброго братства Кастильонского, как рассказывают многие его биографы. Следовательно, ради спокойной жизни он должен был внешне исповедовать верования церкви и оказывать ей уважение.

Однако Калиостро обвинили в том, что он был самым ловким и удачливым обманщиком и шарлатаном своего века; его обвинили в том, что он принадлежал к отделению иезуитского ордена в Клермонте во Франции; в том, что он появился в церковном облачении в Риме. И все же этот «ловкий обманщик» был подвергнут испытанию и приговорен — усилиями тех же самых иезуитов — к постыдной смерти, которая впоследствии была заменена на пожизненное заключение лишь из-за таинственного вмешательства или воздействия, которое было оказано на Папу.

«Монах Свиззаро» был осужден на десятилетнее заключение, а графиня Калиостро была выпущена на свободу, но только для того, чтобы ее снова заключили в монастырь по новому обвинению в ереси.

Решением трибунала святой инквизиции 7 апреля 1791 года граф Калиостро был приговорен к смерти. Суд обвинил его в том, что он был масон, иллюминат, чародей, занимавшийся запрещенными изысканиями; в том, что он высмеивал святую веру римско-католической церкви; в том, что обладал большими суммами денег, полученных неизвестными способами. Приговор, вынесенный Калиостро, был жесток, так как «показательная смерть» — так называлось тогда публичное сожжение, давно уже к тому времени не применявшаяся мера, — должна была послужить уроком для всего христианского мира. В лице Калиостро церковь осудила любое отступление от ортодоксии, любое кокетничанье с опасными идеями, равно как и увлечение оккультизмом и прочими ересями.

После того как приговор был зачитан, все документы графа, дипломы от иностранных дворов и обществ, масонские регалии, семейные реликвии, инструменты, книги, в том числе его собственные труды по истории масонства, были с особой торжественностью сожжены палачами на площади Пьяцца делла Минерва при большом скоплении народа. Осталось предать смерти самого еретика, но тут от Папы Римского пришло распоряжение заменить смертный приговор пожизненным тюремным заключением, для чего приказывалось в полной тайне препроводить осужденного в замок св. Льва, неприступную крепость на вершине отвесной скалы. Там магистр герметических наук провел несколько лет до даты своей предполагаемой смерти — 26 августа 1795 года.

Отметим крайне важное обстоятельство. Когда после вынесения приговора личные вещи осужденного были сожжены, обвинение зачитано, а сам Калиостро должен был перейти в руки гражданского трибунала для приведения в действие смертного приговора, некий чужестранец появился в Ватикане и потребовал личной аудиенции у Папы, передав через секретаря-кардинала Его Святейшеству некое тайное слово. Чужестранец немедленно был принят и покинул Папу лишь тогда, когда тот отдал приказ об отмене смертной казни. Там, где не подали руку помощи высокородные друзья и почитатели, которых у Калиостро было великое множество, у последней черты жизни ему помогли наставники из его тайного братства. Необычный парламентер явил Папе Римскому, главе противоборствующей стороны, знак такого знания и могущества, перед которым поникло высокомерие непогрешимого наместника Бога на земле.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх