|
||||
|
Глава 4. Ремонт и реставрация мебели Несомненно, предметы мебели, в том числе и встроенные, играют ведущую роль в интерьере любого жилища. Иногда им требуется некоторое обновление и ремонт, т. к. мебель подвергается механическим воздействиям, естественным процессам старения и т. п. В результате теряются эксплуатационные и эстетические качества мебельных изделий. Также со временем могут проявиться какие-либо скрытые дефекты склеивания или отделки. Порча мебели может возникнуть по разным причинам. Обычно ремонт проводится для тех изделий, которые не обладают высокой художественной ценностью и рассчитаны на определенный срок эксплуатации. В процессе реставрации, помимо всех видов ремонта, используются специфические приемы и технологии, целью которых является сохранение высокохудожественных предметов мебели и их дальнейшая эксплуатация. При этом мастер, занимающийся реставрацией в домашних условиях, должен не только вернуть изделию первоначальную форму, но и максимально сохранить все ее детали с частичной заменой безвозвратно утраченных или разрушенных. Следовательно, нетрудно догадаться, что выполнение реставрационных работ требует немалых знаний в области искусствоведения, а также высокого мастерства и умения подобрать необходимые материалы. Немаловажно владение специальной технологией. От всего этого будет зависеть успех проводимых реставрационных работ. Дефекты мебели и способы их устранения Факторы, способствующие появлению на мебельных изделиях дефектов, могут быть разделены на несколько групп. К числу основных причин можно отнести нарушение правил хранения мебели: ее местонахождение в помещении с излишней сыростью или, наоборот, сухостью воздуха, повышенной температурой; непосредственная близость к отопительным приборам; установка изделий друг на друга без прокладок; превышение количественных норм при укладке изделий одно на другое; небрежное обращение с мебелью при переносе, расстановке и укладке на складе. Возникают повреждения мебели и при неправильной ее транспортировке, например при отсутствии мягких прокладок в местах ее соприкосновения с тарой или связочными веревками, а также из-за неосторожной погрузки и разгрузки, сопровождающейся ударами мебели. Также может отрицательно воздействовать на мебель тара, изготовленная из древесины влажностью выше 20 %. Мебель может испортиться в результате попадания на нее влаги. Нередко причинами порчи являются старение клея в связи с эксплуатацией мебели на протяжении длительного времени при отсутствии своевременных работ для предупреждения этого; стирание древесины в местах соприкосновения ее подвижных частей по той же причине — длительное пользование; износ облицовочного материала на мягких элементах при отсутствии тщательного ухода и свое — временной чистки при длительном эксплуатационном сроке; остаточная деформация пружин и просадка пористого материала, вызывающие появление морщин и вмятин на мягких элементах изделий; моль, повреждающая мягкую мебель; расположение мебели вблизи отопительных приборов, в связи с чем образуются трещины деталей, происходит коробление узлов. Помимо небрежного и невнимательного обращения, отрицательно сказываются на состоянии мебели и использование ее не по назначению, неаккуратная перестановка, отчего могут появиться вмятины, отколы, отщепы на лицевой поверхности. Дефекты покрытий лицевой поверхности мебели, возникшие в связи с длительным сроком эксплуатации, можно разделить на две подгруппы. К первой относятся дефекты прозрачных покрытий, причинами появления которых может быть длительный эксплуатационный срок без своевременного ухода за лицевой поверхностью и предупредительных мер. Вследствие этого начинается разрушение верхнего слоя отделочного покрытия из-за резкой разницы температур и относительной влажности воздуха или старения пленки. Начальная стадия может проявляться в виде волосяных трещин, которые могли возникнуть из-за потери механической прочности пленки в связи с ее старением. В процессе разрушения могут появиться растрескивания, когда происходит не только старение пленки, но и деформация древесины под слоем лака в результате сильного напряжения в лаковом слое. Отрицательно сказываются попадание на пленку горячей воды, одеколона, ацетона, а также воздействие солнечных лучей на покрытия. Непрозрачные покрытия также подвержены появлению дефектов, которые могут возникнуть в результате длительного срока эксплуатации без своевременного ухода за лицевой поверхностью, небрежного обращения с мебелью и использования ее не по назначению, а также резкого перепада температур и относительной влажности воздуха, старения пленки и потери механической прочности, прикосновения горячих или раскаленных предметов, попадания на пленку горячей воды. Дефекты древесины могут быть вызваны ее поражением насекомыми-вредителями (мебельный жук-точильщик, домовой усач, пестрый точильщик). Дефекты могут иметь вид отверстий различной величины (0, 1–2, 3 мм) с выступающей из них буровой мукой. Для предупреждения подобных поражений нужно регулярно проводить профилактические меры, например постоянно тщательно проветривать помещение, проводить его уборку, не загромождать помещение чрезмерным количеством мебели и других вещей. Перед проведением ремонта нужно сразу определить дефекты мебели, подлежащие устранению. Их лучше сразу разделить по характеру повреждения: ослабленные или разрушенные шиповые соединения; изношенные и поломанные детали и узлы; дефекты фанерования и облицовки полимерных покрытий; износ лакокрасочного покрытия; порча обивочного материала; износ мягких элементов; поломка пружин, фурнитуры и комплектующих деталей. В этой главе будут подробно описаны наиболее часто встречающиеся неисправности и дефекты мебельных изделий. Ремонт может быть мелким, средним и крупным (капитальным), что определяется степенью повреждения изделия, а также столярным и отделочным, что определяет характер имеющегося повреждения. К первому относятся такие операции, как замена отдельных деталей изделия, установка дополнительных креплений, переклеивание и т. д. Отделочный ремонт включает действия по обновлению декоративной отделки мебели. Наиболее распространенным можно назвать столярный ремонт, т. к. в его задачи входит восстановление первоначальной формы изделия, его целостности. В процессе работ изделие разбирается, а утраченные или поломанные детали восстанавливаются вновь, после чего мебельное изделие собирают и осуществляют окончательную его отделку. Разборка производится в том случае, когда вышедшая из строя деталь нуждается в обработке на верстаке, станке или в полной ее замене. Если же нет необходимости в разборке изделия, ремонт производится при собранном виде изделия. Если старые прочные узлы не поддаются разборке, с чем часто приходится сталкиваться при ремонте, их обрабатывают паром или горячей водой. На клеевой шов нужно наложить плотную чистую ткань с хорошими впитывающими свойствами, смочить узел горячей водой и для лучшего пропаривания накрыть полиэтиленовой пленкой. В результате под воздействием пара и воды узел можно разобрать без особых трудностей. После удаления гвоздей и шурупов его очищают от остатков старого клея и грязи. При частичной утрате детали можно подклеить недостающую часть из соответствующего материала. Если имеются повреждения синтетической облицовки кромок деталей щитовой мебели, то будет проще заменить поврежденную пленку, а не всю панель. Облицовку, потерявшую свой внешний вид из-за различных дефектов и повреждений, можно удалить с кромки панели горячим утюгом, настроив его на режим «шелк». Во избежание загрязнения его подошвы клеем следует воспользоваться бумажной прокладкой. При помощи шпателя или лезвия ножа снимают остатки облицовки вместе с размягченным клеем, остатки которого потом можно счистить при помощи шлифовальной шкурки. Для того чтобы кромка не закруглилась, нужно пользоваться во время этого направляющим бруском-прокладкой. Для облицовки торцов панелей используется специальный материал, выпускаемый в виде полос в рулонах различной ширины и расцветки. Выбирать следует полосу большей длины и ширины ремонтируемой поверхности. При наклеивании под утюг должна быть подложена защитная прокладка из тефлона или алюминиевой фольги. Медленными движениями утюга (со скоростью 10 мм в секунду) новая облицовка проглаживается в одном направлении. Лишние концы материала обрезаются после остывания облицовки, полка при этом находится в вертикальном положении. Свесы удаляются при помощи резака или другого специального инструмента. Углы кромок для округления обрабатывают шлифовальным утюжком, имеющим вид деревянного бруска, обернутого мелкозернистой шкуркой. В мебельном изделии нередко происходит расшатывание шипов. Причинами могут быть использование некачественного клея, влажной древесины, а также воздействие большой нагрузки на соединение в процессе эксплуатации. Для проведения ремонта изделие нужно разобрать, а после зачистки мест соединения снова склеить. Вата, марля или бинт могут играть роль уплотнителя. Если же в результате какого-либо механического воздействия изменилась структура материала или шип сломан, то он должен быть заменен. На месте старого шипа нужно сделать глухое отверстие и посадить на клей новый шип соответствующей формы и размера. Из-за ослабления крепления петель может наблюдаться перекашивание дверных полотнищ, дверок шкафов и других изделий. Причины этого — неправильный способ крепления петель, коррозия шурупов и неаккуратное обращение с мебелью. Чтобы устранить перекос, нужно заменить испорченные петли или только шурупы. Сначала снимают петлю, а потом вбивают колышек в старое гнездо и завинчивают новый шуруп. Таким образом рекомендуется поменять вышедшие из строя петли или шурупы, даже не снимая дверки целиком, если нет такой необходимости. С течением времени может произойти сначала расшатывание, а потом выскакивание шурупов и петель из гнезд на мебельных дверках из древесно-стружечных плит с креплением комбинированных четырехшарнирных петель. Возможен даже раскол дверцы в месте установки петли, если дверца будет открыта слишком широко. Однако можно и не менять всю дверцу. В этом случае можно просто отремонтировать дверцу путем восстановления разрушенного гнезда с помощью деревянных вкладышей из древесины твердых пород. Требуется вкладыш трапециевидной формы, длинной стороной обращенный в глубь детали. Его толщина зависит от ремонтируемой детали, изношенный участок которой должен полностью перекрываться размерами данной заготовки. После этого выполняют разметку выборки под вкладыш при помощи карандаша, обводя им по контуру заготовку. Затем делают выборку в дверке, причем предпочтительнее воспользоваться фрезерной машиной. Упор для ограничения глубины фрезерования нужно выставить так, чтобы оставшаяся толщина стенки составляла не менее 2 мм. Подгонка вкладыша выполняется путем примерки его к выемке. Клей наносится на обе поверхности, которые должны быть склеены. Ему дают подсохнуть, после чего детали нужно сжать и положить под пресс до тех пор, пока клей полностью не схватится. Чтобы не нарушить облицовочный слой, под губки струбцины или пресса лучше подложить прокладки. Когда клей окончательно высохнет, просверливается глухое отверстие под петлю. В завершение ремонта дверцы отремонтированный участок подвергается шлифовке. Также нужно подкрасить его в тон мебели. Чтобы замаскировать различные мелкие дефекты (царапины, трещины, углубления), их можно заделать замазкой из клея и мелких опилок. Сначала поврежденные места зачищаются и заполняются данным составом (замазкой), а потом обрабатываются шлифовальной шкуркой. Их нужно также подкрасить и покрыть лаком. Если имеются небольшие трещины, то их очищают от пыли и грязи, а затем в трещину заливается горячий столярный клей. Далее ремонтируемая деталь выдерживается под прессом до высыхания. При наличии небольших вмятин проводят их обработку паром, предварительно сделав на поврежденной поверхности несколько надрезов или царапин. Далее к ней прижимают горячий утюг, под который подложена мокрая салфетка. Под воздействием тепла и влаги волокна древесины расширяются, и происходит выравнивание нарушенной поверхности. После просушки проводятся шлифовка и лакировка. Можно также устранить отщепы и сколы путем подклеивания их столярным клеем. При этом нужно выдержать подклеенное место до того времени, как клей затвердеет, а потом зачистить поверхность шкуркой. Окончательно снять отслаивающуюся часть можно с помощью облицовочной фанеры. Если облицовочный шпон начал отслаиваться, то поврежденное место нужно прогладить горячим утюгом, под который подложена промасленная бумага. При отсутствии должного результата отставший шпон можно прорезать и ввести в него горячий раствор столярного клея с помощью нагретого шприца. После этой процедуры облицовочный материал следует плотно притереть к основе и оставить на некоторое время под грузом с прокладкой из промасленной бумаги. Выдержав материал достаточное время под этим прессом, отремонтированный участок отделывают в тон всему изделию. Если возникла необходимость отремонтировать пружинный матрас, то это лучше делать на улице, т. к. при его разборке неизбежно появится большое количество пыли и мусора. Матрас располагают на какой-нибудь подставке обратной стороной вверх, снимают покровную ткань и вынимают все гвозди, при помощи которых она крепилась к деревянному каркасу. Затем матрас переворачивают и удаляют ватный или рогожный настил и мягкий валик, закрывающий край деревянного каркаса. И настил, и валик должны быть изготовлены заново. Гвозди тоже нужно извлечь. Далее срезается обвязка пружин и вытаскиваются те гвозди, с помощью которых шнур был прикреплен к каркасу. Все пружины, подлежащие ремонту (шатающиеся, сломанные), нужно выставить по вертикали и жестко прикрепить к рейкам гвоздями. Пружины должны выступать над каркасом на 80–100 мм у спального матраса и на 120–140 мм у дивана, находясь строго на одном уровне. Если пружины закреплены ремнями, проделывают аналогичные действия — старые ремни заменяют на гвозди. Если необходимо установить пружины на тканые ремни, то вместо последних предпочтительнее поставить рейки сечением 20 x 75 мм и необходимой длины. Сначала нужно с помощью карандаша разметить расположение ремней на каркасе, удалить гвозди и испорченные элементы. Реек должно быть столько же, сколько было поперечных ремней. Рейки крепятся с помощью гвоздей или шурупов, для чего на продольном бруске каркаса нужно выпилить пазы по ширине данных реек. Затем можно разметить и прибить пружины, а гвозди загнуть с обоих концов. Для обвязки пружин потребуется крепкий и мягкий шнур (диаметр 2–5 мм и длина 50–70 м), лучше всего пеньковый. Не рекомендуется использовать жесткий, т. к. его трудно вязать и он недолго прослужит по назначению. Против каждого ряда пружин следует вбить 50–60-миллиметровые гвозди на 2/3 их длины и загнуть их наружу плоскогубцами таким образом, чтобы получились крючки для шнура. Чтобы обвязать спальный матрас с ровной поверхностью, нужно проделать следующие действия. Шнур нужно закрепить за гвоздь первого поперечного ряда, привязав его к верхнему витку пружины так, чтобы упругие элементы, крайние к деревянному бруску, располагались слегка под уклоном к каркасу. На каждой пружине нужно завязать по два узла при горизонтальном шнуре. Последняя пружина, подобно первой, должна быть наклонена к каркасу. Выполняя обвязку, нужно следить, чтобы пружины не соприкасались друг с другом, т. к. в дальнейшем они будут скрипеть. Когда будет закончен первый ряд, то шнур крепится к соответствующему гвоздю и аналогично перевязываются все поперечные ряды. Провязывая продольные ряды, шнур нужно крепить и к пружинам, и к поперечным шнурам. По окончании продольной и поперечной обвязки производится диагональное крепление под углом 45°. При этом должна образовываться ровная плоскость с небольшим скосом к каркасу. В завершение гвозди забиваются полностью. Обвязанные пружины следует накрыть тонким брезентом или мешковиной, оставив напуск в 300–350 мм, а края подвернуть и прибить мебельными гвоздями к каркасу. В случае их отсутствия можно воспользоваться обычными с подложенной канцелярской кнопкой или кусочком кожи. Материал должен лежать плотно, без морщин; углы складываются косынкой. Для того чтобы край матраса был мягким, требуется валик, который можно изготовить из ваты и ветоши, уложенной на полоску ткани шириной 250–300 мм. Края сшиваются. Длина валика соответствует периметру матраса. Он должен быть не слишком рыхлым, но и не жестким. К покрывающей ткани его пришивают двумя швами. Для изготовления настила можно использовать ватин, пенополиэтилен, поролон или старое ватное одеяло. Составные части настила нужно сшить между собой и прикрепить к покрывающей ткани, а целиком он должен перекрывать всю поверхность матраса. Чтобы придать матрасу форму, края следует прошить толстой капроновой ниткой, тем самым выделив борта по периметру изделия. В завершение отделки нужно подобрать плотную обивочную материю, так чтобы она гармонировала с отделкой других деталей кровати. Накрыв ею матрас и подогнув края, а углы сложив косынкой, ее крепят к нижней части каркаса. Для лучшего натяжения — тугого и вместе с тем равномерного — материал рекомендуется слегка увлажнить. Для подкладки с нижней стороны можно использовать старый подматрасник или любой другой материал. Таким же образом производится ремонт пружинных диванов, но обвязка выполняется так, чтобы получилась слегка полукруглая поверхность. Преимущество пружин непрерывного плетения перед конусными заключается в том, что они обладают большей эластичностью, а также не требуют большого расхода материала и существенно облегчают вес изделия. Такие пружины изготавливаются в виде блоков или матов, отчего ручные трудоемкие процессы (установка и переплетение пружин шпагатом) облегчаются и уменьшается количество набивочного и настилочного материала. При ремонте мягких элементов мебели нужно помнить, что все съемные части изделий должны легко устанавливаться и выниматься, а также необходимо сохранять конструктивное взаимодействие отдельных элементов мебели с возможностью дальнейшей разборки и сборки. Пружинящая часть должна иметь достаточную прочность и эластичность, сохраняя форму изделия. При натягивании облицовочной ткани не должно быть каких-либо морщин или складок, бугров, вмятин. Рисунок облицовочного материала должен располагаться симметрично по отношению к изделию. Важно, чтобы крепление пружин и покровной и облицовочной ткани было прочным, углы, сиденья и спинки тщательно обиты, а гвозди забиты до предела. Наверняка мебельному изделию может потребоваться отделочный ремонт лакокрасочных покрытий. При нарушенной поверхности непрозрачной отделки нужно сначала удалить старые слои краски, а затем произвести ее грунтовку и шпатлевку. Новую эмаль подбирают под цвет старой и покрывают ею деталь. Для того чтобы удалить старое лакокрасочное покрытие, можно воспользоваться следующими составами: водный раствор нашатырного спирта; водный раствор едкого натра (350 г на 1 л воды, иногда с добавлением до 100 г крезола); водный раствор щавелевой кислоты (50–100 г на 1 л горячей воды); эмульсия из 2 частей нашатырного спирта и 1 части скипидара. Во избежание изменения натурального цвета древесины после того, как старый лак или политура будут удалены, поверхность изделия нужно обмыть бензином или скипидаром. Далее ее следует тщательно промыть водой и высушить. Поскольку в результате смывания старых лакокрасочных покрытий с облицованных деталей прочность клеевых соединений может уменьшиться, то температура смывочных растворов должна быть не более 25° С. На старые полиэфирные покрытия, обладающие большой прочностью, растворение действует плохо, и их удаляют химическим или тепловым способом. При первом способе на обновляемую поверхность нужно предварительно в виде клеток нанести глубокие царапины на расстоянии 15–20 мм друг от друга, стараясь не повредить при этом облицовочный слой, а затем нанести смывки. В таблице на стр. 166 приведены составы смывок, обладающие наибольшей эффективностью и доступностью, применяемые для удаления лаковых покрытий с поверхности деревянных и древесных материалов. Для приготовления щелочных смывок требуются бура, сода, поташ и едкий натр, которые поочередно вводятся в воду, после чего их надо перемешать. При работе с едкими веществами необходимо соблюдать меры предосторожности, используя защитные очки, резиновые перчатки, фартук, стеклянную или чугунную посуду с деревянными мешалками. Щеткой нужно нанести готовую смывку на горизонтальную поверхность изделия, стараясь не делать пропусков и особенно тщательно обрабатывая загрязненные места. Когда начнется отставание покрытия, его следует снять металлическим шпателем, а затем, придав обрабатываемой детали вертикальное положение, промыть ее теплой водой при помощи щетки. Поверхность должна быть вытерта насухо. Далее нужно нейтрализовать щелочь, одновременно выполняя отбеливание 5 %-ным раствором щавелевой кислоты. По окончании этой процедуры деталь еще раз промывается водой и просушивается в течение нескольких часов при комнатной температуре. Чтобы приготовить смывки С-7 и С-8, нужно поместить емкость, воск или парафин в необходимом количестве, налить бензол, после чего нагреть на водяной бане при температуре 60–70° С. Это следует делать осторожно, непрерывно помешивая состав, пока он не приобретет однородной консистенции. Далее следует добавить ацетон и снова тщательно перемешать. Поскольку данные вещества обладают способностью легко воспламеняться, то категорически запрещается находиться вблизи открытого огня во время приготовления и использования данных смывок. При применении всех вышеописанных смывок нужно пользоваться кистью и наносить их густым слоем. После этого они некоторое время выдерживаются на обрабатываемой поверхности при комнатной температуре: на масляных покрытиях — 12–15 минут, на нитроцеллюлозных — 8–12 минут, на полиэфирных — 1–2 часа. За это время покрытие успеет набухнуть, и его можно без труда удалить при помощи шпателя. После этого нужно промыть деталь ацетоном при помощи щетки и насухо вытереть. Далее можно производить грунтование, лакирование для придания поверхности окраски под цвет старой. Полиэфирное покрытие можно удалить путем тепловой обработки. Для этого на поверхность детали нужно поставить утюг, нагретый до температуры 110–115° С. Его держат до тех пор, пока пленка не отслоится полностью или хотя бы не размягчится, что обычно происходит по истечении 5–10 минут. После удаления старого покрытия выполняют шлифовку детали, очищая ее также от пыли и грязи. При наличии на полированной поверхности белых следов от горячих предметов их можно удалить смесью парафина и воска. Предварительно покрыв обрабатываемое место чистой холстиной, к нему прижимают теплый утюг. Когда белые пятна окончательно исчезнут, поверхность можно отполировать суконкой для полного восстановления блеска. Если на полированной поверхности имеются какие-либо мелкие дефекты (царапины, сколы и др.), то их устраняют следующим образом. После шлифования поврежденного участка мелкой шкуркой его нужно залить полиэфирным лаком ПЭ-231-Л. Когда лак высохнет, поверхность снова шлифуют шкуркой (№ 6 или № 5) и удаляют пыль. Затем участок полируется пастой № 290 в смеси с керосином и уайт-спиритом при помощи фетра. Кистью или тампоном данный состав наносится на поверхность тонким слоем. После этого остатки пасты удаляются, а поверхность протирается до блеска сухой чистой тканью фланелью. В результате невнимательного отношения к мебели, незнания правил эксплуатации ее древесину может повредить грибок. При наличии пораженных мест их нужно обработать теплым раствором, состоящим из 4 частей воды, 1 части железного купороса и 1 части поваренной соли (по массе). Если на поверхности мебели были обнаружены отверстия, возникшие в связи с поражением ее насекомыми-вредителями, то нужно провести обработку изделия специальным дезинсекционным раствором. Используя шприц, нужно ввести во все отверстия раствор фтористого натрия, им же протерев и всю поверхность мебели. Когда она просохнет, в те же отверстия заливается расплавленный парафин в смеси с пигментом по цвету отделки изделия. Следует учитывать, что фтористый натрий является сильноядовитым веществом. Во время работы с ним и при хранении нужно обязательно строго соблюдать все меры предосторожности. Реставрационные работы Реставрационные работы являются процессом, требующим немалых знаний и умений. Поэтому, прежде чем за них браться, нужно приобрести специальную литературу, а также рекомендуется проконсультироваться у специалистов-реставраторов. Многие работы проводятся вручную с использованием древесины ценных пород (груши, дуба, бука, грецкого ореха, красного дерева). Реставратору нужно также уметь выполнять такие операции, как замена и изготовление мягких элементов мебели, золочение, серебрение, бронзирование, выполнение утраченной фасонной детали, художественная отделка мебели. Реставрационные работы производятся главным образом по двум принципам: консервация и реконструкция. Под консервацией понимается принятие необходимых мер для приостановления процесса разрушения предмета мебели, обладающего художественной и исторической ценностью. Целью консервации является поддержание образца в том состоянии, в котором он находится на настоящий момент. К данному методу относятся очищение изделия от пыли и различных загрязнений, проведение дезинфекции, укрепление каркаса и отдельных узлов, а также защита от дальнейшего воздействия внешней среды, отрицательно влияющего на состояние изделия. Реконструкция представляет собой реставрационные работы по воссозданию памятников по каким-либо сохранившимся описаниям или изображениям. При этом безвозвратно утраченные или разрушенные элементы, участки облицовки и декоративных покрытий должны быть изготовлены заново с максимальным сохранением стиля данного изделия. Однако подлинные предметы имеют большую ценность, сохранив свой первоначальный вид, поэтому предпочтительнее метод консервации. Отдельные виды реставрационных работ могут быть выполнены и дома, например укрепление шиповых соединений, восстановление участков облицовки или несложных узлов. Но часть работ возможно произвести только в специализированных мастерских со специальным оборудованием. Начинающему мастеру нужно знать те правила, которые неизменно соблюдаются опытными мастерами-реставраторами. Так, подлинные элементы мебели должны быть по возможности сохранены, а введение новых ограничено. Желательно, чтобы старая деталь была восстановлена. Шпон следует заменять только в том случае, если он полностью поврежден. Если деталь все-таки заменяется на новую, то старая может быть использована для ремонта мелких видимых частей. Необходимо стараться так выполнять реставрацию, чтобы избежать повторного ее проведения. Этого можно добиться, не используя каких-либо материалов и технологий, не применявшихся ранее при восстановительных работах и не прошедших тщательной проверки. Разборку предмета лучше не проводить при отсутствии такой необходимости, иначе потом будет довольно сложно возвратить изделию прежний вид. Это особенно важно в отношении мебели с облицовкой из шпона или мозаикой. С предметами, имеющими декоративно-художественную отделку, нужно обращаться особенно бережно. Не следует забывать, что естественное старение антикварной вещи тоже имеет ценность. Поэтому не нужно подвергать удалению налет на поверхности дерева и металла, поскольку изделие утратит свою ценность вместе с исчезновением следов ее старения. Это правило распространяется и на следы более ранней реставрации, также являющиеся подтверждением возраста предмета. В случае необходимости восстановления утраченных деталей необходимо попытаться использовать те же материалы, что и в оригинале. Поскольку сложно выполнить реставрационные работы так, чтобы они были абсолютно незаметны, то главное при этом — не нарушить облика и гармонии старинного изделия чересчур заметными следами восстановительных работ. Самое главное правило — не стремиться изменить стиль мебели, радикально ее переделать, поскольку ремонт — это только малая часть реставрационных работ. Для реставрации используется главным образом дерево. При исправлении каких-либо дефектов применяется та же порода древесины, что является материалом для реставрируемой детали. В реставрационных работах используются как отечественные породы дерева, так и импортные, экзотические: черное, красное, лимонное и розовое дерево, тик, ванона, палисандр, сандаловое дерево. Реставратор может получить эти породы древесины только как строганый шпон, применяемый для реставрации наборного декора в маркетри и интарсии. Иногда используют их имитации: древесину груши — под черное и эбеновое дерево, березы — под серый клен или красное дерево. Клей, используемый в реставрационных работах, обычно естественного происхождения: костный, мездровый, казеиновый и осетровый (рыбий). Для соединения деталей каркаса можно воспользоваться и синтетическим клеем ПВА. Рыбий клей, как правило, используется при самых ответственных работах. Чтобы приготовить его, нужно залить чешуйки холодной кипяченой водой и оставить на 6 часов набухать. Полученную массу следует размять, до приобретения сметанообразной консистенции. Затем необходимо разогреть клей на водяной бане, и, добавив антисептик, профильтровать через марлю с отжимом. Данный концентрированный клей подвергается просушке в неглубокой посуде с настилкой из полиэтиленовой пленки. Для работы используют 20 %-ный раствор рыбьего клея, разогрев его на водяной бане. Рыбий клей, в связи с его эластичностью, можно с успехом использовать для склеивания таких разнородных материалов, как дерево и кость, пластмасса и т. д. Оптимальной температурой склеивания является 20° С. Однако поскольку рыбий клей не обладает таким качеством, как водостойкость, он используется только при реставрации мебели для жилых помещений. Другие клеи применять не рекомендуется, чтобы не нанести этим вред изделию. Особенно это касается работ по облицовыванию и ремонту мозаичных наборов. Так, после применения эпоксидных клеев, действие которых необратимо, дальнейшая реставрация уже невозможна. В первых главах описывались различные материалы, инструменты и порядок отделки древесины. Данная глава расскажет об особенностях реставрационных работ старинной мебели. Нередко могут потребоваться такие природные материалы, как панцирь черепахи, перламутр, кость и др. Однако чаще всего их заменяют имитациями из пластмассы или различных составов, которые будут описаны ниже. Перламутр — материал, хорошо поддающийся распиливанию, шлифованию и полировке. Он получается при обработке раковин моллюсков. Подкрашенный перламутр достаточно часто применялся старыми мастерами при изготовлении мебели. Перламутровым деталям возможно придать различные оттенки. Так, чтобы получить зеленый цвет, можно воспользоваться 2 %-ным раствором азотнокислого серебра (ляписа) в дистиллированной воде. Данный состав хранится в темном месте. После обезжиривания необходимо на сутки поместить в него перламутровые детали, которые через некоторое время приобретут зеленый цвет. Для получения синего оттенка перламутровые детали выдерживают в течение часа в 10 %-ном водном растворе карбоната калия (поташа) при температуре 60° С. Промыв в проточной воде, их помещают в раствор соответствующего цвета анилинового красителя. Для его приготовления 1, 5 части анилинового красителя растворяется в 130 частях этилового спирта, после чего состав выдерживается в течение 12 часов при температуре 25° С. Затем добавляется 1, 3–1, 5 л дистиллированной воды. Полученный раствор процеживают. Такой материал, как слоновая кость, недоступен, вследствие чего мастера создают ее имитацию. Для этого куски белого желатина помещают в раствор сернокислого или уксуснокислого глинозема. По истечении некоторого времени желатин, насыщаясь глиноземом, увеличивается в объеме и приобретает плотность. Высохнув и затвердев, масса по внешнему виду, напоминает слоновую кость. Данный материал хорошо поддается обработке и не теряет первоначального цвета длительное время. Для получения материала под кость можно воспользоваться и другим способом. Так, необходимо взять сухие порошкообразные цинковые или свинцовые белила, растереть их в воде, а затем смешать со светлым раствором костного клея. После этого раствор разливается в формочки, предварительно смазанные свиным жиром, причем толщина слоя залитой смеси должна быть в два раза больше требуемой. Налив тонкий слой раствора желатина, емкости сверху накрывают смазанным жиром стеклом. Дождавшись легкого подсыхания смеси, ее нужно сильно сжать и достаточное время выдерживать под прессом, пока она не высохнет полностью. Возможно также изготовление искусственного перламутра. Для этого нужно залить в формочки светлый раствор костного клея и посыпать его сернокислым магнием. При помощи мягкой кисти на образовавшийся слой кристаллов наносится мелкая рыбья чешуя, смешанная с раствором клея. Все это заливается тонким слоем желатина, а затем помещается под груз до полного высыхания. Если возникла необходимость в малахитовом камне, можно изготовить пластинки, имитирующие его. Раствор клея необходимо разделить на три части и окрасить хромовой зеленью различных тонов. Далее уже окрашенный клеевой состав тонкими слоями заливается в формы соответствующих размеров, причем каждый последующий слой заливается после легкого загустения предыдущего. Полученные слои смешиваются таким образом, чтобы образовавшаяся структура имела вид структуры малахита. После затвердения пластинки достают из формы и, нанеся прозрачный слой клея, сушат под прессом. Имитацию янтаря можно получить, залив в форму несколько слоев желатина и пересыпав их мелкомолотой золотистой слюдой. При этом слои наносятся до тех пор, пока не будет достигнута требуемая толщина заготовки. Перед нанесением каждого последующего слоя предыдущий должен слегка подсохнуть. В завершение подсохшая масса покрывается клеевым раствором, окрашенным в вишневый цвет. Для имитации бронзы на слегка остывший клеевой состав в форме наносятся бронзовая пудра и раствор желатина, после чего пластинам дают подсохнуть и помещают под пресс. Чтобы придать повышенную водостойкость всем вышеописанным искусственным материалам, их рекомендуется покрыть раствором танина, квасцов или подвергнуть обработке парами формалина. При выполнении реставрационных работ начинающему мастеру понадобится не только обычный столярный инструмент, но и инструмент резчика, инкрустатора, гравера, мозаичника. Реставрация деталей мебели из массива древесины Процесс реставрационных работ можно условно подразделить на несколько этапов: предварительное исследование изделия; просушка и выдержка предмета перед началом работ; разборка при необходимости; дезинфекция и последующая выдержка; устранение нарушенных отделочных покрытий с необходимой выдержкой; восстановление конструктивных, декоративных элементов и фурнитуры; реставрация отделочных покрытий и мягких элементов; сборка изделия; окончательная отделка; ретушь. Однако продолжительность и сложность реставрационных работ зависят от каждого конкретного случая, от того, в каком состоянии находится предмет. При первом осмотре необходимо определить состояние мебельного изделия, подлежащего реставрации, и необходимость тех или иных мероприятий, требующихся для приостановки процесса разрушения предмета и придания ему первоначального вида. Немалое значение также имеет определение, в результате каких причин на изделии появились дефекты и повреждения того или иного характера. В числе основных факторов, ведущих к порче мебели, можно назвать следующие: неправильная эксплуатация (например, отсутствие должного ухода за мебелью, неблагоприятные условия); естественное старение материала или износ изделия в результате долгого эксплуатационного срока; некачественный материал; низкая квалификация изготовителя; непрофессиональное проведение предыдущих реставрационных работ. Нужно внимательно осмотреть мебельное изделие и проверить его на наличие гнили или плесени, а также установить, не повреждена ли древесина насекомыми. Помимо этого, при более тщательном осмотре выявляется состояние отдельных деталей, шиповых соединений, направляющих брусков, выдвижных ящиков, опор, а также комплектность и целостность всей конструкции. Далее определяется тип лакокрасочного покрытия, состояние облицовки, наличие всех необходимых декоративных элементов, объем предыдущих реставрационных работ. По окончании осмотра мастер должен представлять, выполнение каких операций необходимо в данном случае. Также он должен понимать, какие средства и способы будут для этого использоваться. Нередко мебель портится из-за несоблюдения нормальных условий для ее эксплуатации. После хранения в неотапливаемом помещении с резкими перепадами температуры и влажности ее нужно некоторое время выдержать в помещении с соответствующими условиями, иначе дальнейший труд мастера будет напрасным из-за возможного коробления и растрескивания. Если требуются тщательная дезинфекция, укрепление древесины с наличием повреждений насекомыми, грибковыми заболеваниями, восстановление облицовочного слоя и декоративной отделки, то можно частично или полностью разобрать изделие. Самыми первыми нужно снимать те детали, что не имеют жесткой связи с каркасом, потом — фурнитуру и с особой осторожностью — декоративные детали. Если возможно обойтись без дальнейшей разборки корпусной мебели, она не выполняется. Обычно при разборке используют клинья, иногда — стамеску и долото. При этом должны быть удалены все имеющиеся гвозди и шурупы, а также остатки клея. Для облегчения этого, если клеевой шов трудно разъединить, можно залить в него некоторое количество этилового спирта и подождать несколько минут. В домашних условиях обычно применяют такие дезинфицирующие препараты, как пентахлорфенол, фтористый натрий и пентахлорфенолят натрия. Противогрибковые препараты также доступны. Процесс обработки аналогичен описанному в первых главах. Детали, которые покрыты позолотой или краской, дезинфицируют с применением этилового спирта или его смеси с техническим ацетоном (1: 1). Укрепление таких покрытий выполняется смесью скипидара и горячего столярного клея или воскосмоляного состава (2 части светлого пчелиного воска и 1 часть канифоли). Мягкая мебель подвергается обработке инсектицидными препаратами (против моли). Отделочное покрытие следует удалить, если оно имеет слишком сильные повреждения или же создает определенные трудности в выборе материала для его восстановления, а также не соответствует первоначальному виду изделия. Удаление отслужившего покрытия было описано в ремонтных работах. Шлифование проводят только для растрескавшихся и шелушащихся поверхностей. Циклевание в реставрационных работах практически не используется, поскольку данная операция нарушает поверхностный слой древесины. Нужно соблюдать очередность проведения работ при восстановлении элементов разобранного мебельного изделия. Если не проводилась полная его разборка, то сначала следует укрепить шиповые соединения, потом заделать трещины в массиве и различные поверхностные повреждения. Далее производится изготовление утерянных элементов. Реставрационные работы выполняются для каждой детали изделия отдельно, так же как и отделочные. Только после этого его можно собирать заново. Такие декоративные элементы, как карнизы, раскладки, пилястры, снимаются до ремонта и последующей за ним реставрации. Работа над ними также выполняется отдельно. В некоторых случаях возможно укрепить клеевые соединения, обойдясь без разборки изделия. При этом нужно впрыснуть клей в соединения деталей и сильно сжимать до тех пор, пока он не схватится. Для дополнительного крепления можно воспользоваться металлическими или изготовленными из фанеры угольниками а также бобышками, устанавливаемыми внутри царгового основания, и нагелями, вставляемыми в места шиповых соединений (рис. 19). Рис. 19. Дополнительное крепление конструкции: а — угольниками; б — бобышками; в — нагелями Если же шиповые соединения все-таки были разобраны, то нужно очистить их от следов старого клея при помощи сухой жесткой щетки или размочить водой. Восстановленные элементы соединения можно склеить вновь. Если шипам требуется наращивание по длине и ширине, это нужно сделать с использованием материала, соответствующего данному предмету. При наличии трещин в шипах следует распилить их лобзиком, вклеив в образовавшееся пространство дополнительный клинышек. При замене сломанного шипа новым делается выемка (рис. 20). Причем последний должен быть изготовлен из той же породы дерева, что и предыдущий, а направление волокон должно совпадать. Рис. 20. Ремонт шипового соединения: а, б — укрепление шиповых соединений вставками; в — замена ящичного шипа; г — замена рамного шипа На рис. 21 показаны способы крепления соединений на гладкую фугу. При ослаблении соединения в шпунт или гребень его можно уплотнить, приклеив вставку из шпона, а гребень срезается и заменяется новым из соответствующего материала. Рис. 21. Крепление соединений на гладкую фугу: а — шпонками; б — вставными шипами; в — вставными пластинами шпона Нередко на плоских деталях короблению сопутствуют трещины и расколы. Их можно заделать клиньями, рейками или брусками, подобрав аналогичный материал. Чтобы образовалась полость необходимой конфигурации, ее расширяют при помощи стамески. Изготавливаемая вставка должна слегка выступать над поверхностью, в которую ее помещают, осаживая при помощи легких ударов киянкой. Выступающие излишки срезаются и зачищаются. Это делается после того, как клей схватится. При сквозных трещинах их нужно пропилить ручной пилой, вставив затем встречные клинья (рис. 22). При наличии трещины, имеющейся в дне ящика, видимую сторону шпатлюют, а другую заклеивают брезентом. Рис. 22. Заделка трещин: а — в щитовом элементе; б — в филенке из массива древесины При односторонней облицовке бывает гораздо сложнее устранить коробление. Поскольку время усыхания облицованной лицевой стороны больше, чем тыльной, видимая сторона становится выпуклой. Во избежание этого необходимо сделать несколько параллельных пазов с тыльной стороны, причем практически дойдя до лицевой поверхности. После выпрямления детали нужно вставить длинные и узкие полоски шпона или клинья из липы, осины. Насколько качественно это будет сделано, зависит от размера клиньев, усилия при их запрессовке и др. После выравнивания в некоторых случаях дополнительно применяются поперечные клиновидные шпонки. Однако во всех случаях тыльная сторона оклеивается шпоном. Утраченные части воспроизводят методом копирования при помощи подробного эскиза, снятого с параллельного элемента. Очищенный старый остаток наращивается способом «на ус» или «косой замок». С невидимой стороны наиболее важные участки можно дополнительно укрепить пластинами, бобышками или угольниками. Разрушенные или сильно испорченные участки древесины рекомендуется заменить. Детали из массива древесины, не поддающиеся восстановлению, соединяют встык вставными шипами. При наличии трещин и других разрушений материала применяют вставки (рис. 23). Рис. 23. Сращивание брусковых деталей: а — на вставной шип; б — параллельными вставками; в — одной промежуточной вставкой Реставрация облицованных поверхностей Довольно часто при реставрации мебельного изделия бывает нужно устранить различные дефекты поверхностей, облицованных шпоном. Они могут возникнуть вследствие длительной эксплуатации мебели. Более подробно это было описано в начале главы. Однако в реставрационных работах существуют некоторые особенности. Если поверхность повреждена достаточно сильно, то лакокрасочное покрытие удаляют, снимая также и шпон, который пригодится в дальнейшем. Если он слишком тонкий и хрупкий и использовать его невозможно, то под него изготавливают черновую «рубашку» из нового материала. Чтобы облицевать криволинейные участки, используют сыпучие цулаги в виде мешков с песком, а также резиновые обвязки. С помощью сыпучего наполнителя на облицовываемую поверхность производится равномерно распределенное давление. При этом также применяют наиритовый клей, который надежно склеивает сопрягаемые плоскости массива и шпона, схватываясь почти мгновенно. Обычно строганая мебель оклеивалась пиленым шпоном, имеющим большую толщину, чем строганый. Поэтому рекомендуется по возможности приклеить под облицовку вторую пластину из такого же материала в качестве выравнивающей прокладки. Это можно выполнить при небольших вставках; если же поверхность имеет значительную площадь, нужно будет изготовить пиленый шпон. Отпиленные пластинки зачищаются при помощи небольшого рубанка. Шпон при этом закреплен на ровной поверхности. Восстановление набора из кусочков шпона разных пород дерева — маркетри — проводится либо с восстановлением отдельных участков вставками, либо их заменой. Работы выполняются в той же последовательности, что и при облицовке. Исправляемые дефекты подобны тем, что возникают на поверхностях, облицованных шпоном (отслаивание, вмятины, отщепы, царапины). При наличии таких разрушений, как отслаивание на больших площадях набора, растрескивание, коробление, прежде всего удаляют лаковое покрытие. Практически невозможно исправить крупные повреждения, но небольшие дефекты реставратор-любитель способен устранить без особых трудностей. Например, несложно сделать вставку, скопировав аналогичную ей с соседнего фрагмента, или поставить взамен утраченной детали новую соответствующих размеров. Помимо крашения шпона, в старину был широко распространен обжиг его в горячем песке, который можно заменить утюгом, паяльником, газовой горелкой. Впрочем, должный эффект можно получить только с помощью раскаленного до 150–200° С песка. Этот способ довольно прост в применении. Для этого нужно поместить заготовки шпона в нагретый мелкий речной песок и выдержать до появления желаемого цвета. Если нужно получить плавный переход между тонами, заготовку следует расположить в вертикальном положении. При этом нижние ее участки будут обожжены сильнее, поскольку они лучше прогреются. При необходимости равномерной окраски заготовка располагается в песке горизонтально. При обжиге учитывается, что шлифование частично осветвляет поверхность. Обычно обжиг используют при наборе орнамента с элементами растительности, тем самым добиваясь выразительности и объема определенных фрагментов. Из-за схожести техник интарсии и инкрустации приемы, использующиеся при их реставрации, аналогичны. Инкрустацией называется украшение деревянной мебели вставками деталей из камней, металла, кости или перламутра, пластинки которых врезаются в основу заподлицо с поверхностью изделия. Интарсия тоже украшение, но с использованием пород древесины, отличающихся от основного материала текстурой и цветом. Если реставрационные работы выполняются на элементе мебели, инкрустированном костью, то прежде всего нужно устранить грязевые наслоения, провести дезинфекцию и консервацию. После этого нужно заделать различные механические повреждения — сколы, выбоины, трещины и др., а потом приступить к реставрации декоративной части. Гнезда, в которых располагались элементы из кости, нужно очистить от грязи, пыли и следов старого клея. Вставка из натурального или искусственного материала изготавливается в соответствии с размером выемки. Если нужно размягчить старые покоробленные детали, можно опустить их в крепкую уксусную или фосфорную кислоту и выправить затем под прессом. Изготовленная вставка приклеивается на соответствующее место, а излишки клея удаляются. При небольших размерах элемента целесообразнее не ставить материал под кость, а воспользоваться смесью разбавленного клея ПВА и алебастра, зашпатлевав гнездо. Изделия из кости нередко гравировали, но в домашних условиях лучше не пытаться осуществить гравировку, не обладая должными навыками для этого. Такая работа под силу лишь художнику-профессионалу. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|