|
||||
|
ГЛАВА 18ДЕТСКИЙ АКВАРИУМ С какого возраста можно доверить детям ведение собственного аквариумного хозяйства? 5 – 6 лет – самый подходящий возраст для церемонии посвящения. В качестве детского аквариума может быть выбран сосуд любой формы, начиная с классических прямоугольных и до экзотических сфер. Вместимость его зависит от площади детской комнаты, финансовых возможностей, целей. Оптимальная емкость – от 60 до 100 л. В более тесных аквариумах вряд ли удается создать красивую картинку и поддерживать стабильный режим, в результате ребенок чаще будет сталкиваться с локальными катастрофами, нежели с успехами на ниве аквариумистики. Основными критериями подбора оборудования должны служить целесообразность его использования, максимально возможные механическая прочность и электрическая безопасность, простота в управлении. Освещать аквариум лучше люминесцентными лампами. Дело здесь даже не в экономичности, а в том, что излишне любознательный ребенок не обожжется, коснувшись их корпуса (температура колбы во время горения не превышает 35 – 40 °С, в то время как у ламп накаливания она переваливает за 80 – 90 °C). Обогреватели предпочтительнее использовать кабельные, лишенные самого хрупкого элемента – стеклянной оболочки. Терморегулятор – электронный. Для контроля температуры идеально подходят жидкокристаллические градусники. Аквариум оснащают фильтром – стаканчиком. Не рекомендуется использовать эрлифтные фильтрационные системы: они могут не справиться со своими задачами. Вряд ли уместны и наружные фильтры – для детей они слишком сложны в обслуживании. Наличие микрокомпрессора с биологической точки зрения не является необходимым. С другой стороны, воздушные пузырьки, идущие от распылителя, очень привлекают юных аквариумистов. Стиль оформления аквариума выбирают в зависимости от возраста ребенка. Надо учитывать, что самые юные воспринимают аквариумистику не столько умом, сколько глазами. Поэтому на начальном этапе предпочтение отдают ярким колерам. Нарядные рыбы, сочной раскраски растения, контрастные грунты – вот то сырье, из которого лепят радующую детский глаз подводную картинку. На этом этапе ребенка знакомят с основами ухода за аквариумом, доверяя ему такие несложные процедуры, как кормление рыб, чистка стекол, может быть, даже подмена воды (если речь идет о небольших объемах). Подводный сад формируют из наиболее неприхотливых представителей гидрофлоры – элодей, валлиснерий, некоторых видов эхидорусов, анубиасов. У подрастающего ребенка появляются и новые обязанности, в том числе уход за подводным садом: посадки и прореживание растений, контроль за их состоянием, подкормка, управление режимом освещения водоема. Причем желательно, чтобы теперь его действия носили не механический, а достаточно осмысленный характер, т. е. следует постепенно увеличивать интеллектуальную составляющую аквариумистики – объяснять, что, зачем и почему. Главное звено аквариума – рыбы – в детском аквариуме должны быть яркими, динамичными, вроде мелких харациновых, радужниц, живородок. Последние особенно привлекательны, поскольку имеют способ воспроизводства, похожий на человеческий, а потому и более понятный: заметное набухание брюшка самки во время «беременности», моментальное появление на свет мальков (минуя стадию икры, которая для детей, по крайней мере дошкольников, большого интереса не представляет, так как они не вполне осознают биологическую сущность «бусинок»). Уместны в детском аквариуме и рыбы, способные в той или иной степени ухаживать за своим потомством. Ребятишки с удовольствием наблюдают, как строят гнездо петушки или лялиусы. А уж прогулка пары попугаев со своим потомством – источник неописуемого восторга. Нелишним будет в этой компании анциструс, подбирающий со дна несъеденные рыбами частички корма и очищающий поверхности водоема от некоторых водорослей. В подборе рыб главное – их биологическая совместимость как между собой, так и в отношении растений и возможность создать в аквариуме бесконфликтное сообщество. Не перенаселяйте аквариум: мутная вода и постоянно дохнущие рыбы – не самый хороший фон для приобщения к таинствам подводного мира. Не лучше и другая крайность – держать в водоеме 1 – 2 рыбки. В этом случае гибель даже одного питомца слишком ощутима для ребенка и может нанести его неокрепшему организму серьезную психологическую травму. А застраховаться от ухода рыбешек в мир иной нельзя даже при самом аккуратном ведении хозяйства. Не нужно устраивать в аквариуме слишком плотные заросли, в дебрях которых рыба может найти надежное убежище от постоянно ищущих детских глаз. Это вызывает у ребенка совершенно ненужное беспокойство, желание проверить, а не там ли сидит пропавший любимец. Оптимальным можно считать такой уровень озеленения, когда аквариум хорошо просматривается, а засаженные участки занимают не более 20 – 30 % от объема сосуда. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|