|
||||
|
Сера как символ алхимиков
Сера издавна ассоциируется с Дьяволом, поэтому наше исследование было бы неполным без рассмотрения теорий алхимиков и того места, которое занимает в них сера. Сразу предупреждаем читателя: в современном мире есть тенденция рассматривать алхимию исключительно как предшественницу химии без научно-методологического подхода, и не более того. Такой подход является в корне неверным. Целью алхимиков[288] было освобождение духа через материю и материи через дух (не совсем наша терминология, но ладно). Следует оговорить то, что алхимия достигла своего расцвета в те времена, когда христианство прочно заняло свои позиции в умах, и многие аллегории связаны с христианскими понятиями. Это всего лишь условные ассоциации с привычным тому времени языковым кодом, не влияющие на суть тезисов. К тому же алхимия вообще самая туманная наука из всех, оставленных нам в наследство предками. Схоластика со своей тонкой аргументацией, теология с двусмысленностями и парадоксами, сложная, обширная и неоднозначная астрология — все это детские игрушки по сравнению с алхимией. Для того чтобы хоть что-то понять в алхимическом трактате, вы должны знать на очень высоком уровне психологию бессознательного, не говоря уж об собственно химии. Алхимики были кем угодно, только не последовательными мыслителями. Дело в том, что во времена алхимиков собственно химия была практически неизвестна, и область химии стала носителем проекций бессознательного алхимиков. Сами алхимики не понимали этого механизма, концепция бессознательного была разработана гораздо позже, но именно это обстоятельство и приводит к чистоте эксперимента — высказывания химиков следует рассматривать как психологические, высказанные химическим языком. Многие кажущиеся абсурдными с точки зрения химии как науки метания алхимиков[289] выглядят совершенно по-иному, если рассматривать их с точки зрения психологии, чем мы и займемся в этой главе. Алхимия впервые заявила о себе на земле Египта, в Александрии, где в эллинскую эпоху смешались эзотерические культуры Эллады, Халдеи и собственно Египта. С этого началась эпоха процветания алхимии, которая продолжалась вплоть до времени Лавуазье. Что же такое собственно алхимия? Алхимия, по словам Парацельса, это наука превращения одних металлов в другие. Сразу обратим внимание, что здесь металлы употребляются именно в герменевтическом, а не химическом смысле, и относятся к реальным химическим элементам так же, как и названия планет в астрологии к реальным космическим объектам,[290] то есть, более обобщенно: алхимия — это наука и искусство трансмутации, причем трансмутация понимается опять же метафизически. В основе теорий алхимиков лежит представление о единстве материи, которая принимает различные формы, комбинируясь между собой и производя множество новых форм. Первичная материя не есть какое-либо тело, определенная форма, но представляет все возможные свойства.[291] Вначале эту первоматерию разделяли на Серу и Ртуть,[292] позже добавили Соль, но она не имела такого значения.[293] Как видите, Сера изначально находится в числе двух Сил, аналогично системе Deus/Satanas, рассмотренной нами ранее. Как упоминалось, эти названия нельзя смешивать с общеупотребительными, они представляют известные качества материи: Сера — цвет, горючесть, твердость, способность к соединению, Меркурий — блеск, летучесть, плавкость, ковкость. Солью же называли некий принцип, соединяющий Серу и Ртуть в единое целое. Обратите внимание, что именно Сера считается активным началом, что соответствует концепции Satanas.
Сера, активное начало, формирующее материю и придающее ей вид посредством движения, которое есть Соль (Actiones). Что интересно, первичная материя чаще всего изображалась уроборосом, змеем, кусающим себя за хвост (о связи архетипа Сатаны со Змеем будет написано далее). Собственно говоря, мы не будем касаться Великого Делания с классической точки зрения алхимиков, поскольку тема исследования несколько другая, а сразу перейдем к интерпретации Серы с точки зрения психологии. Приведем еще лишь ряд применявшихся в трактатах синонимов Серы и Меркурия: можете продумать соответствие архетипу самостоятельно. Данные взяты из "Теорий и символов алхимиков" Альберта Пуассона.
Примечание: далее в главе широко используется работа K.G.Jung "Mysterium Coniunctionis" без точного указания ссылок. Кульминацией Великого Делания алхимиков является соединение в алхимическом браке противоположностей, объединение их в единое целое. Если для первоначал применялись термины Сера и Меркурий, то в этом случае чаще использовались термины Царь и Царица, Солнце и Луна — впрочем, однозначная взаимосвязь между ними очевидна. К примеру, Солнце, как золото,[295] содержит активную серу красного цвета, горячую и сухую. К тому же Сера тождественна огню: "Так знай же, что сера есть огонь, то есть Солнце" — трактат 1566 г. Ars chemica. Что интересно, алхимики были единодушны в том, что красный цвет золота придается примесями меди (Cuprum), которую толковали как Киприду (Венеру), что трактовалось, во-первых, как трансформирующая субстанция, а, во-вторых, демонстрирует содержание анимы в высшем мужском начале. Краснота, тепло и сухость являются классическими качествами египетского Сетха,[296] принципа зла, который, как и алхимическая сера, тесно связан с Дьяволом. Из сказанного о солнечной субстанции (Сера) следует, что в алхимии Солнце — это не столько определенная химическая субстанция, сколько vitrus, таинственная сила с воспроизводящим и трансформирующим действием, что, как легко видеть, полностью соответствует Satanas. Сера — это горячий, демонический принцип жизни на Земле, ignis gehennalis. Поэтому существует и Sol Niger, черное солнце, которое совпадает со стадиями nigredo и putrefactio, а также состоянием смерти. Как и Меркурий, Солнце в алхимии амбивалентно. Что интересно, алхимики замечали отношение Серы к человеку. Дорн писал: "С самого начала человек был серой", что показывает изначальность принципа Satanas в естественном человеке. Сера — это огонь, разожженный Sol Philosophorum, философским золотом. В общем, можно утверждать, что Солнце (Сера) и Луна — это изначальная пара противоположностей, сознательное и бессознательное соответственно. Характерно, что Сера (Satanas) относится именно к сознательному. Как уже писалось, одна из черт архетипа Сатаны — это разумность. Но здесь есть еще один оттенок: "предела не найти, в каком направлении не двигайся" — говорил о душе Гераклит. Сознание может познавать бессознательное, но не познать, так что предлагается: сознание может познавать бессознательное, что мы и видим в работах З.Фрейда, К.Юнга и других психологов, но обратный процесс — затопление подсознательным сознания до обретения самости — приводит к патологическим нарушениям мозговой деятельности. При этом для обретения самости необходимо взаимодействовать со своим бессознательным. Несколько не в тему, но в качестве иллюстрации приведем цитату:
Может возникнуть вопрос: а если соответствием архетипу Сатаны является еще и Солнце, то где вы там находите Тьму? А очень просто: светящаяся масса Солнца есть Sol et eius umbra, свет снаружи и темнота внутри. В источнике света хватит Тьмы на бесконечное множество проекций и теней, так как эго как раз вырастает из тьмы yuch. И цель самопознания (обретения самости по Юнгу) состоит в познании и объединении со своим бессознательным, слиянием с Тьмой, но никак не бесплодными попытками ее уничтожить, что эквивалентно подрыванию динамитом сука, на котором сидишь. Итак, мы проиллюстрировали алхимическую эквивалентность Сера = Солнце = золото. Но не менее интересен и аспект амбивалентности Серы: с одной стороны, она — это prima materia, и в этой своей форме она сжигает и разъедает, а потому «враждебна» материи, скажем, камня; с другой стороны, очищенная от всей грязи, она и есть материя камня. В целом, Сера является одним из синонимов prima materia в ее дуальном аспекте, то есть как и первоначального материала, так и конечного продукта. В силу своей двойственности Сера является как материальным и земным материалом (мир принадлежит Дьяволу), так и оккультным принципом (знание также принадлежит Сатане). В силу хтоничности она родственна дракону, а тот — змею. Интересно, что Парацельс в трактате Liber Azoth описывает Серу как linia vitae, четырехслойную (соответствующую четырем элементам, помните, что четверица — архетип целостности восприятия?), рождающую "дух жизни". Таким образом, психическим фактором, который проявляется в проекциях алхимических свойств Серы, как показано на перечисленных примеров, является бессознательное обретение самости. Для обычного человека с его мономышлением подобная концепция кажется абсурдом — как может в одном объединяться одновременно самое «высокое» и самое «низкое»? Но все дело том, что реальный мир многогранен, и у каждого объекта или субъекта есть как минимум две стороны, позволяющие противоположные трактовки восприятия.[297] Интересно, что «разлагающее» воздействие серы, ее активное начало, алхимики (не забывайте, что действовали они в условиях всеобщей христианизированности) понималось как способность к «развращению». Также сера именуется "разрушителем совершенства", "причиной присутствия тьмы в каждом действии", она обладает "порочной силой". Как писал Юнг (Mysterium Coniunctionis, p139): "Эти неблагожелательные оценки произвели столь сильное впечатление на одного из адептов, что на полях своего труда к словам causae corruptionis он приписал слово Diabolus. Эта ремарка говорит о многом: она указывает на многоплановость роли серы, ибо сера является «Люцифером» и «Phosphorus» (носителем света)…". И еще одно немаловажное значение Серы — это фактор мотива в сознании, активный движущий принцип, динамизм бессознательного, тяга к познанию, что изначально должно быть свойственно человеку. Однако вокруг легко видеть тех, кто формально принадлежит к людям, но не содержит в себе живительного тепла Серы, поскольку из-за неумения правильного обращения с внутренним огнем боятся пожара. Когда вы видите пустые глаза обывателя, живущего по принципу "родился сам — помоги другому" и удовлетворению желудочно-кишечного тракта, то в них нет ни огонька, ни искорки — там отсутствует элемент Огня, сущность Серы, принцип Satanas. Как писал Шри Ауробиндо: есть только две формы жизни — горение и гниение. Примечания:2 В данном случае можно условно считать, что архетип Сатаны — это «проекция» эгрегора на психику. 28 Для объективности: в то время умащивать себя благовониями перед битвой и т. п. было общепринято и это не являлось чем-то странным. Но Шива и тут выпадает из общепринятых клише. Он ведет существование не богемы, как Вишну, а отшельника. Его описывают либо в героическом обличье: в тигриной шкуре, со змеей, висящей на шее, с трезубцем (тут напрашивается ассоциация с иконографией Дьявола), луной в волосах (намек на темную сторону); либо в аскетическом: сидящим на местах сожжения трупов, покрытым пеплом. К сведению: в индуизме аскетизм понимается не в плане "умерщвления грешной плоти", как в христианстве. В своем многообразии содержит всякие варианты подвижничества. В одних случаях, плоть воспринималась, как часть существа, связанная непосредственно с Майей. И если она отощает до прозрачности, то и Брахман через нее станет виднее. В конечном итоге ставилась цель слиться с ним. Но в других случаях, как раз характерных для шиваизма, подвижнические подвиги были способом накопления личной Силы, а высшая цель — стать богом, а не выслужиться перед таковым. Смысл такой аскезы в жертвовании одним ради другого, ведь за все надо платить. Индуистские мифы содержат примеры, когда риши (мудрецы), наращивали могущество до такой степени, что становились вровень с богами. 29 Личная нравственность (если уж употребили термин) не имеет ничего общего с общепринятой моралью. Наиболее подходящим термином будет "личное достоинство". А этика, по выражению Бертрана Рассела, это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям. 288 Здесь и далее в главе рассматриваются именно герметические философы, имеющие собственные теории познания. Дело в том, что, помимо них, существовало куда большее количество так называемых алхимиков-суфлеров, у которых не было философской базы, а было просто желание обогатиться — именно они и принесли алхимикам славу шарлатанов, пытающих превратить свинец в золото. "Ложные алхимики ищут только способ делать золото, а истинные философы жаждут науки. Первые делают краски, поддельные камни, а вторые приобретают знание вещей" — Беккер, Physica Subterranea. 289 Например, поиск алкагеста — идеального растворителя, который будет растворять все. А в чем его тогда содержать? 290 Возможно, кто-то не в курсе: в астрологии знаки Зодиака не совпадают с астрономическими. Они используются как условные обозначения — астрология не завязана на звезды, как бы это парадоксально не звучало для не разбирающегося в предмете. Деление тропического Зодиака на знаки определяется не созвездиями, а точками равноденствий и солнцестояний. 291 Сравните с Великой Пустотой буддизма. 292 В трактатах писалось Меркурий, а не Ртуть, здесь переведено, чтобы не возникало вопроса, почему химический элемент сравнивается с планетой. 293 Была введена в качестве третьего начала тернера Василием Валентином, Кунратом и Парацельсом. Ранее о ней писал Роджер Бэкон, но мимоходом. Однако, после Парацельса, уделявшего Соли специальное внимание, ей стало уделяться гораздо меньшее влияние, что показывает архетипичность именно системы двух Сил. 294 Здесь в значении Соли. 295 Напоминаем: это не имеет прямого отношения к химическому элементу Aurum. 296 А так же греческого Тифона. 297 Не путайте это с диалектикой Гегеля. Многогранность восприятия не приводит к абсурду гегелевской концепции "А равно не-А". "Когда гегельянец впадает в явное противоречие, тогда он говорит: "Теперь мы приходим к тому моменту, когда понятие переходит в свою антитезу". Хорошо было бы, если бы и на суде можно было так изворачиваться!" — А. Шопенгауэр |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|