|
||||
|
Каббала
Глава об иудаизме была бы неполной без упоминания Каббалы. Сразу скажем, что образ Сатаны в Каббале в явном виде не используется. Однако при этом каббалистическое понимание бога гораздо более глубоко и многогранно, чем религиозное. Как мы писали в начале главы, иудейский единый бог в ответе за все — и за «добро», и за «зло», так что проявления архетипа Сатаны следует искать в нем самом. Для начала отметим, что буква, соответствующая Сатане, «син» (ש), как написано в одном из древнейших каббалистических трактатов, "Сефир Йецире", входит в тройку «букв-матерей», самых основных, наравне с «алеф» (א) и «мем» (מ). Каждой букве алфавита, согласно каббалистам, ставится в соответствие один из архетипов состояния сознания, при этом ש соответствует "дух бога" (не путать со "святым духом" в христианстве). В Каббале "дух бога" — это активное начало, производящее изменения. Согласно учению Каббалы, бог имеет двойственную сущность, как мужское, так и женское начало, что соответствует андрогинности Сатаны. Кстати говоря, эта трактовка куда более логична, чем традиционная христианская, т. к. как мог Элохим создать мужчину и женщину по своему образу и подобию, не будучи сам и мужчиной, и женщиной (женский аспект бога называется в Каббале Шекиной[103])? Дальнейшее развитие эта концепция получает в виде Адама Кадмона. Вселенная согласно Каббале вообще создана на принципах пола и секса (в метафизическом понимании), т. е. на основах гармоничного союза двух противоположностей — мужчины и женщины, соединяющихся с целью сотворения новой жизни,[104] включающей свойства их обоих, но отличной от них. Но не думайте, что в Каббале все так прогрессивно. Скажем, материальный мир для каббалистов — «зло», так как, по их мнению, материя стремится только получать, а не отдавать (интересна психология стереотипа: "получать [от меня] — зло", "отдавать [мне] — добро". В основе — все то же стремление получить на шару…). Вообще, ход мыслей каббалистов часто весьма странен. Рассмотрим Эц Хайим, Древо Жизни. Нас интересует в первую очередь левая колонна. Она носит также название «Наказание» в противопоставление правой ("Милосердие"), которая, как и средняя ("Умеренность"), к сатанизму явно не относятся, и олицетворяет с точки зрения Каббалы, как ни странно, пассивные женские качества (не видно связи). Сефирот[105] третий, Бина — Понимание (развитие). Олицетворяет то, что вмещает Хокму (второй сефирот, мужское активное начало), а также то, из чего все происходит (рождается). Для нас интересным является то, что одним из символов Бины является Сатурн, который отождествляется со всепоглощающим Кроносом. В египетском пантеоне ассоциируется с Маат. Сефирот пятый, Гебура — Наказание, Сила, Суровость.[106] Также и Правосудие и Страх. Ассоциируется с богом войны Марсом, в египетском пантеоне — с Сетхом. Этот сефирот — огонь, способный как разрушать, так и созидать. Интересно, что противостоит ему сефирот Хесед — Милосердие, и одной из важнейших функций Гебуры является ограничение милосердия Хесед. Сефирот восьмой, Ход — Величие. Отождествляется с Меркурием (Гермесом, см. стр. 19), в египетском пантеоне — с Анубисом. Ход — вместилище интеллектуальных способностей человека. Противостоит же этому сефироту Нецах, который символизирует инстинкты и эмоции, групповое сознание; это исключительно иллюзорный уровень. Правда, показательно?
Именно в Ход инстинкты Нецах перерабатываются и переходят в действие. Кроме того, в практической Каббале Ход — сфера магии. Символично то, что Путь на Древе Жизни, символизирующийся XV-м Арканом, соединяет Ход и Тифарет и олицетворяет "разум возобновляющий". Ход описан выше — воображение, фантазия, интеллект. «Дурной» стороной Ход есть "сдерживающий аппарат, накладываемый воспитанием и обучением". Так вот, движение по Пути, символизируемым XV-м Арканом, приводит к центральному сефироту Тифарет — Красота, гармония и жизненная сила, Солнце, а в психологическом плане — разум, достигший наивысших своих способностей. Это максимум, который может быть достигнут в неизмененном состоянии сознания. Как видите, «темный» левый столб Древа Жизни во многом соответствует архетипу Сатаны. Интересно отметить еще один малоизвестный факт: в Эц Хайим есть скрытый сефирот Даат — Знание.[107] Согласно каббалистике, когда космическая энергия изливается из Кетер (первого сефирота), ее сила не полностью стабилизирована и из этого излишка энергии возникают враждебные сефироты, или клифот.[108] К'лифот (или к'липот, קלימוה) — множественное число от к'лифа (или к'липа, קלימה); а слово к'липа[109] — это что-то вроде антонима слова к'душa (קדושה) — святость. Соответственно получается система сефиротов, противоположных Эц Хайим — несбалансированных[110] и хаотических. Но это согласно каббалистам. Трактовать же можно совершенно иначе: бог как сдерживающая Сила пытается упорядочить Изначальный Хаос, создавая этим Древо Жизни, а "древо инфернальных сфер" — это изначальная система, не отвергающая Хаос, которая неподвластна богу. Интересно, что согласно Каббале первые две сферы, соответствующие Кетер и Хокма, "пусты и неупорядочены", а соответствующая Бина трактуется как "вместилище мрака". При этом Кетер соответствует Самаэль, "ангел смерти", напрямую ассоциирующийся с Сатаной. Таким образом, очевидно, что "пустота и мрак" в инфернальных сферах существует только для тех, кто смотрит со стороны Света, сами же inferni прекрасно себя в них чувствуют. Из Тьмы хорошо видно, что происходит на Свету, но из Света Тьма непроницаема; поэтому люди, принадлежащие Свету, всегда боятся Тьмы, но никогда — наоборот.
И совсем уж недвусмысленно выглядит такая каббалистическая трактовка: инфернальное древо рассматривается как чудовище Левиафан, как змей, занесший свое жало над Малкут — сефиротом материального мира, мира людей. Здесь Древо — еще и "карта психики" человека, где клипот — бессознательное, сефирот — осознаваемое. В завершение главы отметим забавное обстоятельство — использование ЛаВеем имени Шемхамфораш. Это "страшное сатанинское заклинание" обозначает не что иное, как "разделенное имя божие" в Каббале. Оно зашифровано в книге Исход[111] 14:19–21. На языке оригинала каждый из этих стихов состоит ровно из 72 букв. Если записать все три стиха один над другим, причем средний — в обратном порядке, то получится 72 столбца по три буквы в каждом. Каждая такая комбинация представляет собой трехбуквенное имя Б-га. Это и есть шемхамфораш, или разделенное имя бога, считающееся в Каббале весьма могущественным инструментом. Представляем, как ухохатывался Антон Шандор, слушая повторения "сатанинского заклинания" всяческими "адептами сатанизма". А ведь он честно предупреждал во вступлении к "Сатанинской Библии": "Здесь вы увидите правду и фантазию". С нашей точки зрения, использование "шемхамфораша[112]" наглядно показывает, что ЛаВей ни в коем разе не писал СБ как "священную книгу" и даже встроил в нее противоядие против такой трактовки. Примечания:1 Есть такое соедение, как фенилтиомочевина. Часть человечества (это генетически обусловлено) считает, что она имеет интенсивно горький вкус, часть же, напротив, полагает, что абсолютно безвкусна. Вот и попробуйте объяснить тому, кто воспринимает ее горькой, что она безвкусна (и наоброт). А то, что могут быть разные и равноправные точки зрения на одно и то же, понимать начинают лишь с определенного уровня развития. Для подавляющего большинства чел-овечества изостеническое понимание недоступно по простейшей причине: непониманию разницы между реальностью (бытием) и действительностью. Также см. "Отступление по поводу словарных определений" в «Гомогенезе» (книга тех же аторов). 10 Обратите внимание на этот аспект, так как любые историко-мифологические данные можно трактовать множеством способов. Здесь мы рассматриваем проблему только с этой стороны, поэтому у специалистов-историков может возникнуть некоторое недоумение по проблемам, не относящимся к теме книги. К примеру, осознанная идея Сатаны не возникала в восточных культурах, а мы рассматриваем индуизм в качестве иллюстрации. Здесь, разумеется, исследуется вовсе не мировоззрение индуистов as is, но анализ неосознанных проявлений архетипа Сатаны даже в восточной культуре. Посмотрите на один из четырех эпиграфов к работе, взятый из даосизма: если он идеально подходит к тексту, но это не значит, что даосы были сатанистами — просто они воспринимали один из аспектов (в этом конкретном высказывании) архетипа, используя его в своем мировоззрении. 11 С другой стороны, социум и культура чаще всего исследуются именно изнутри, более того, очень часто культуролог просто обязан "пропустить через себя" соответствующие постулаты культуры, чтобы формулировать приемлемые модели и прогнозы, а эта книга вполне может расцениваться и как культурологическое исследование. 103 Значение корня «шин-кап-нун» весьма объемно. Прежде всего, оно означает «обитать», «присутствовать». Этот корень не только в слове «шекина» (в современном иудаизме — "присутствие Божие"), но и в слове «скиния» (мишкан), то есть «жилище». В Пс.54:7 (Т`hеллим.55:7) этот же корень присутствует в "успокоился бы", когда успокоение ассоциируется уже с обретением истинного "жилища". 104 Мелкая, но интересная деталь: иудаизм не знает таких извращений, как монастыри или культ девственности. 105 Вообще говоря, правильнее «сефира» — женского рода. «Сефирот» — это множественное число. Но в русском устоялось «сефироты», а не «сефиры», поэтому мы будем придерживаться такого написания. 106 Сразу заявляем, что мы не понимаем, как эти черты можно отнести к женской пассивности. Особенно, если учесть, что противоположный сефирот — это Милосердие, которое куда сильнее ассоциируется с женственностью. Темна вода в облацех Каббалы… 107 Расположена между сефиротами Хокма и Бина, т. е. архетипическими Отцом и Матерью, обозначает единство космических противоположностей с целью проявления. На материальном плане это секс, именно поэтому в торе используется термин «познать» в плане совокупления. 108 В Каббале этот термин используется и в другом смысле — см. сноску на стр. 104. 109 К`липа — от глагольного корня vlq, который в современном иврите переводится как "лущить, облуплять". 110 Это согласно традиционной каббалистике. Мы же несбалансированными их не назовем. Они соответствуют сефиротам, только, грубо говоря, вместо ангелов там демоны. Каждый, кто оступился в путешествии по сефиротам, оказывается во власти клипотичных сил (опять традиционная трактовка). Клипот — аналогия бессознательному, скрытому. Единение с демонами Клипот равнозначно восхождению по сефиротам, но люди так боятся Тьмы… 111 Только не надо нас спрашивать, почему именно там и именно таким способом 112 Слово составлено из «шем» = «имя», «hа» — опред. артикль, "м`пораш" — от «объясненный», «прокомментированный», «понятный» или от того же корня — «выделяемый», «отделенный», «отлученный». Читается как "шем hампорАш" (или, по современному и средневековому — "шем hамфорАш"). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|