• Тест «Дом, дерево и человек»
  • План интерпретации рисунка
  • Интерпретация
  • Тест «Как вы относитесь к жизни»
  • 5. На столе чистый лист

    Многие из вас, возможно, помнят, как в школе они отдавали свои рисунки детским психологам «на исследование». Через какое-то время альбомные листы возвращались к хозяевам, которые могли прочитать на их обратной стороне свою собственную характеристику. Это были так называемые рисуночные тесты. В настоящее время они часто используются для определения личностных качеств человека на собеседованиях при приеме на работу. Предложите один из таких тестов своим гостям. Это станет не только развлечением, но и прекрасным способом узнать что-то новое о себе и окружающих.

    В данной главе всего 2 теста. Первый расскажет о человеке очень многое. Возможно, не стоит расшифровывать его результаты всей компанией, но если ни у кого из вас друг от друга секретов нет, это вполне допустимо. Как бы то ни было, имейте в виду, что тест займет довольно много времени, и даже, вероятно, у кого-то вызовет недоумение. Так что лучше все же расшифровывать рисунки отдельно для каждого участника.

    Другой вариант – сделать несколько экземпляров интерпретации рисунка и раздать каждому тестируемому.

    Второй тест по способу проведения похож на первый, но его выполнение и оценка результатов занимают гораздо меньше времени.

    Тест «Дом, дерево и человек»

    Этот рисуночный тест, используемый в исследовательских целях, был составлен Дж. Буком и применяется как для взрослых, так и для детей, а потому может быть предложен любому из ваших гостей.

    Для того чтобы пройти его, нужно просто нарисовать дом, дерево и человека в одной общей сцене, а затем расшифровать значение получившегося изображения с помощью определенного плана, приведенного ниже. По мнению психологов, представление данных объектов есть не что иное, как зрительная метафора отношения к себе и миру.

    Таким образом, если «оживить» изображение, получится сюжет, основой которого являются настоящие события из реальной жизни. Очень важно учитывать порядок расположения отдельных элементов рисунка. Например, если на переднем плане находится дерево, значит, движущей силой для человека преимущественно является жизненная энергия, которую он получает при общении с окружающим миром.

    Если в центре страницы располагается дом, следовательно, в зависимости от его внешнего вида и состояния «художник» хочет жить в спокойствии и безопасности либо, напротив, совсем об этом не думает.

    Приготовьте альбомные листы, простые и цветные карандаши, чтобы рисунки получились не монотонными, а красочными. Не стоит долго выбирать цвета, иначе результаты теста окажутся не в полной мере правдивыми.

    План интерпретации рисунка

    1) общая схема;

    2) детали изображения;

    3) метафоричность рисунка;

    4) место расположения дома (в городе или деревне);

    5) наличие или отсутствие в рисунке сказочного сюжета;

    6) наличие или отсутствие в доме окон в том или ином количестве;

    7) наличие двери (дверей);

    8) наличие трубы, оконных ставен;

    9) размер окон;

    10) размер всего дома;

    11) наличие или отсутствие палисадника;

    12) присутствие человека в доме или его нахождение на недалеком от него расстоянии;

    13) наличие крыльца и оконных штор;

    14) изображение растений и животных;

    15) что представляет собой картина в целом, присутствуют ли элементы пейзажа – такие, как горы, море и солнце;

    16) наличие штрихов и толщина линий;

    17) открытая или закрытая дверь.

    Интерпретация

    Дом

    Если дом похож на хижину, выглядит совсем не новым, а скорее ветхим и разваливающимся, возможно, таким способом человек попытался выразить негативное отношение к собственной персоне.

    Дом, находящийся в отдалении, то есть на заднем плане, – признак чувства отверженности, которое в данный момент испытывает создатель картины (а вот в чем именно или кем он отторгнут, известно лишь ему самому).

    Дом, расположенный вблизи, отождествляется с открытостью, доброжелательностью, теплотой и гостеприимством. Если же он изображен в ракурсе «вид сверху», это может указывать на то, что в жизни человека имеются конфликты – сразу несколько или один, но серьезный.

    Наличие разных пристроек и дополнительных элементов говорит о протесте против шаблонности и устоявшихся стандартов либо об агрессии, проявляющейся по отношению к тому, кто управляет домом данного индивидуума и является в нем хозяином.

    Закрытые ставни свидетельствуют о том, что «художник» способен привыкнуть к совместному существованию с большим количеством людей под одной крышей.

    Некоторые люди изображают ступени, ведущие в тупик (при отсутствии двери), что означает конфликт, связанный с неверным восприятием реальности, а также неприступность человека, вероятно, желающего контакта и общения с окружающими, но в силу определенных противоречий не имеющего возможности его наладить.

    Задняя стена дома, спроецированная необычно, – выражение самоконтроля, который осуществляется сознательно с целью приспособления к условиям, диктуемым кем-то, в отношении к кому возникают враждебные чувства.

    Стена без основы – это отсутствие связи с реальностью, постоянное пребывание в грезах и мечтах. Если же контур основы обозначен четко, субъект собирает силы для того, чтобы устранить проблемы в отношениях с окружающими, избавиться от тревоги и преодолеть трудности.

    Задняя стена, выделяющаяся на фоне других деталей, говорит о стремлении жить настоящим.

    Стена с выделенным горизонтальным измерением означает, что человек не в ладах со временем, он слишком много думает о прошлом или будущем, забывая о настоящем, на него сильно влияет окружающая обстановка.

    Если боковая линия стены по сравнению со всеми остальными не в меру тонка, субъект испытывает страх перед возможными катастрофами и угрозами в будущем.

    Акцентированность контуров стены свидетельствует о желании постоянно контролировать себя.

    Изображение только одной стороны дома отражает ближайшие планы, перспективы. При этомследует учитывать, какая именно стена нарисована: боковая, например, является признаком появления отчуждений и споров в будущем, а прозрачная стена говорит о стремлении повлиять на ситуацию, взять организацию какого-либо дела в свои руки.

    Через изображение стены с ярко выраженным вертикальным измерением проявляется поиск наслаждения в области творчества, фантазии и ограниченный контакт с реальностью. Если в доме нет дверей, значит, человек не может полностью раскрыться, показать весь своей потенциал, причем чаще всего в кругу семьи.

    Закрытые задние и боковые двери независимо от их количества говорят о тенденции к отступлению, удалению, сокрытию и отказу от чего-то или кого-то.

    Открытые передние двери, напротив, считаются признаком полной откровенности и искренности. Это может указывать на недостаток тепла, поддержки и соответственно намеренное выражение прямодушия и доступности. Открытые задние и боковые двери говорят об одиночестве и неприятии настоящего, а также об отсутствии желания идти на контакт с реальностью и некоторыми людьми, ее создающими.

    Двери большого размера – свидетельство избыточного внимания по отношению к окружающим и возникающего в результате этого стремления показать собственную силу, превосходство посредством закрепления социального положения, что, вероятно, отлично удается создателю рисунка. В противовес этому маленькие двери говорят о дискомфорте и неудобствах, ощущаемых в социальной сфере, а также о нерешительности в ситуациях, связанных с общественной жизнью, и отсутствии тяги к демонстрированию своего «я».

    Двери с замками больших размеров указывают на чрезмерную мнительность, некую враждебность и скрытность.

    Дымящаяся труба на крыше дома является характерным признаком того, что человек скован внутренним напряжением, сила которого определяется по густоте дыма. Если его струя очень тонка, домашние недостаточно окружают автора рисунка любовью и теплотой.

    Открытые настежь окна свидетельствуют о некоторой развязности и бестактности в поведении. Большое количество окон указывает на способность идти на контакты и взаимные уступки. Отсутствие на них занавесок является признаком полной открытости и искренности. Если же окна занавешены тюлем, это, напротив, говорит о замкнутости и скрытности.

    Если в окнах нет стекол, это значит, что субъект чувствует отчужденность, а если они изображены только на верхнем этаже, между его настоящей жизнью и той, о которой он мечтает, лежит огромная пропасть.

    Крыша – это мечты, работа воображения и фантазии. Если она перекошена или сорвана ветром, это указывает на наличие противоречащих разуму и идущих из сердца чувств.

    Акцентированные контуры крыши – признак одновременно приятной и тревожной погруженности в мир грез и мечтаний.

    Тонкие линии в очертаниях крыши свидетельствуют об отсутствии влияния фантазии на поведение субъекта. Жирный контур края крыши отождествляется с контролем над проявлением эмоций и претворением в жизнь фантазий.

    Ярко выделенный карандашом или продленный за стену карниз – проявление защиты от окружающих, которая далеко не всегда обоснована.

    Отсутствие изображения трубы говорит о недостатке теплоты и дискомфорте, испытываемом на психологическом уровне, а наличие лишь ее верхней части – о стремлении к выражению эмоций и взаимодействию с людьми.

    «Падающую» трубу обычно изображают дети. Если она присутствует в рисунке взрослого, это свидетельствует о его регрессе как личности.

    Наличие водосточных труб, спускающихся с крыши, – признак мнительности и желания оградиться от внешних воздействий.

    Если в качестве дополнения рядом с домом нарисован прозрачный «ящик» (изображающий, например, собачью конуру), это означает, что человек стремится выставлять напоказ свои умения и знания, блистать в обществе, но не входить в близкий контакт с окружающими.

    Деревья отождествляются с различными людьми, с которыми взаимодействует автор рисунка. Если они загораживают дом, это свидетельствует о тяге к становлению под чье-то руководство, к зависимости от того, кто крепче стоит на ногах и уверенно занимает свою нишу в социуме.

    Кусты также ассоциируются с окружающими. Если они располагаются вокруг дома, следовательно, субъект строит вокруг себя барьеры и защитные рвы. Кусты, разбросанные по территории двора или «посаженные» вдоль дорожки, указывают на тревогу, одолевающую автора рисунка.

    Ровно и красиво нарисованная тропинка – свидетельство проявления тактичности при общении с окружающими. Если она очень длинная, это говорит о чрезмерной открытости и доступности, обусловленных потребностью войти в контакт с представителями разных социальных слоев.

    Широкая тропинка, сужающаяся при приближении к дому, – показатель одиночества и поддельного дружелюбия.

    Солнце символизирует фигуру, пользующуюся авторитетом и одновременно являющуюся источником заботы и энергии.

    Погода определяет ощущения субъекта, вызываемые средой, в которой он живет. Соответственно, чем она пасмурнее и мрачнее, тем более негативные чувства человек испытывает в связи со своим настоящим положением в обществе.

    Если окна желтые, то есть изображается ночь или сумерки, значит, автор рисунка полагает, что внешний мир и окружение ему враждебны и во избежание неприятностей он должен от них скрываться.

    Эмоциональные, активные и приспособленные к жизни люди используют в своих рисунках, как минимум, 2 цвета. Чем больше красок, тем самостоятельнее и увереннее в себе «художник».

    Каждый цвет, используемый в изображении дома, имеет свое значение.

    Черный указывает на стеснительность и пугливость.

    Зеленый говорит о страхе перед опасностью (если он не относится к крыше, деревьям и кустам).

    Оранжевый цвет – признак враждебности и чуткости восприятия окружающих.

    Пурпурный выявляет неудержимое стремление к власти.

    Использование красного цвета характеризует автора рисунка как чувствительного и страстного человека.

    Желтый – свидетельство агрессии.

    Если рисунок заштрихован на 3/4, «художник» недостаточно контролирует свои эмоции.

    Расположение картинки с одного края страницы говорит о неуверенности и опасливости в связи с пережитыми или предстоящими событиями. Сдвиг в правую сторону соотносится с будущим, в левую – с прошлым.

    Если дом изображен в перспективе снизу вверх, это значит, что автор рисунка не получает должного признания в собственной семье или страдает от недостатка заботы со стороны близких.

    Дом, расположенный вдали, говорит о стремлении уйти от выполнения обязанностей перед другими и замкнуться в собственном пространстве.

    Человек, неправильно изображающий перспективу, может находиться в сложной ситуации. Если скошена правая часть дома, это указывает на страх перед будущим, левая – на стремление забыть прошлое. Стены из плит, кирпичей или блоков отражают чрезмерную мнительность.

    Чем ближе к центральной части листа располагается рисунок, тем вероятнее, что субъект ищет удовлетворения в своих мечтах, ведет борьбу, пытается достичь невозможного и во всех ситуациях предпочитает держаться в стороне.

    Рисунок, размещенный в самом центре, свидетельствует о прямолинейности и доступности, чуть ниже – о том, что «художник» чувствует дискомфорт и боится опасностей, склонен к депрессии, скован и ограничен.

    Размещение дома в верхней левой части страницы указывает на то, что для человека большое значение имеет прошлое, в нижней левой – на неприятие изменений, новой жизни.

    Дом, расположенный в правой части листа, отражает поиск наслаждений в интеллектуальной деятельности и контроль поведения, а также акцент на будущем.

    Человек

    Маленькая голова говорит о том, что рисовавший, возможно, низко оценивает свой уровень интеллекта. Если она изображена неровными линиями, это признак робости и стеснительности. Большая голова у человека противоположного пола – отражение мнения о его превосходстве.

    Яркие контуры шеи – проявление потребности находиться под контролем человека, имеющего более высокий уровень интеллекта. Слишком крупная шея говорит о стремлении постоянно контролировать желания и телесные импульсы. Тонкая и довольно длинная шея – признак способности сдерживать свои эмоции и чувства, короткая и толстая, наоборот, показывает нежелание бороться с возникающими порывами и слабостями.

    Массивные плечи свидетельствуют об озабоченности властью, узкие – об ощущении незначительности, преуменьшении ценности собственного существования. Угловатые плечи отождествляются с осторожностью и защитой, широкие – с трудно сдерживаемыми телесными импульсами, а покатые – с отчаянием, мрачностью жизни и чувством вины.

    Квадратное или угловатое туловище – это показатель мужественности. Аномально большое туловище говорит о том, что изобразивший его человек имеет неудовлетворенные потребности, а чрезмерно маленькое отражает его заниженную самооценку.

    Очерченные жирной линией контуры лица (в том числе глаза, уши, рот) – признак огромного внимания, уделяемого внешности и манерам общения с окружающими. Чрезмерная подчеркнутость подбородка говорит о стремлении к лидерству и желании занимать главенствующую позицию. Жирные контуры ушей – свидетельство неправильного восприятия слов окружающих, повышенной чувствительности к критике.

    Если у нарисованного человека не видно глаз (за солнцезащитными очками или полями шляпы), в субъекте преобладает стремление избегать неприятных картин действительности. Глаза навыкате или подведенные «стрелками» – признак грубости, слишком маленькие – полной погруженности в собственный внутренний мир.

    Ресницы большой длины отражают природную кокетливость и склонность к флирту, соблазнению.

    Широкий или с горбинкой нос указывает на презрение к окружающим и склонность к шаблонной иронии, сарказму. Вырисованные ноздри и зубы свидетельствуют об агрессивности.

    Неясные контуры лица позволяют судить о боязливости, а выражение подобострастия на нем – о невозможности защищать себя.

    Если лицо изображено анфас, это признак тревожного состояния, в профиль – беспокойства в связи с социальным окружением.

    Волосы отождествляются с мужественностью. Если они заштрихованы, то субъект тревожен, а если воспроизведены в виде обрамления, он испытывает враждебные чувства.

    Особенности изображения рук имеют следующие значения:

    • широкие – активное стремление к действию и новым свершениям;

    • шире у ладони или плеча либо вытянутые – отсутствие контроля за поведением;

    • скрещенные – мнительность;

    • мускулистые или длинные – необходимость иметь дополнительные физические силы;

    • очень длинные – обилие амбиций и связанных с ними стремлений;

    • гибкие – легкость налаживания контактов с окружающими;

    • напряженные, прилегающие к туловищу, – ригидность и нерасторопность;

    • не в меру короткие – ощущение собственной неадекватности и безнадежности;

    • чрезмерно крупные – склонность к активности и улучшению своего положения;

    • вытянутые вдоль туловища по бокам – неурядицы в социальной сфере, страх перед агрессией;

    • сильные – энергичность и боевая настроенность;

    • слабые и тонкие – чувство неудовлетворенности и нежелание останавливаться на достигнутом;

    • похожие на боксерские перчатки – подавляемая агрессия;

    • находящиеся за спиной или спрятанные в карманах – неуверенность;

    • с четкими очертаниями пальцев – некая агрессивность и амбиции;

    • с пальцами, сжатыми в кулак, – протест;

    • с кулаками, находящимися далеко от туловища, – открытый бунт;

    • с пальцами, изображенными в виде петли, – борьба с агрессией и злобой.

    Если рук нет, «художник» обладает высоким уровнем интеллекта, но считает себя при этом человеком неадекватным.

    Особенности изображения ног можно истолковать следующим образом:

    • чрезмерно длинные – неудержимое стремление к независимости;

    • слишком короткие – ощущение физической и моральной неловкости;

    • расставленные – пренебрежение;

    • разных размеров – желание обрести независимость и встать на ноги;

    • акцентированные – грубость. Отсутствие ступней говорит о робости и стеснительности, некоторой замкнутости.

    Положение человека указывает на следующие психологические характеристики автора рисунка:

    • сидящий – поиск выхода из сложившейся ситуации;

    • бегущий – желание уйти от чего-то;

    • идущий – умение приспосабливаться к людям и обстоятельствам.

    Изображение человека, состоящее из «палочек», свидетельствует о негативном отношении к действительности и стремлении уйти от ответственности. Непропорциональность фигуры является признаком наличия проблем с психологическим равновесием.

    Фон, на котором изображен человек, также имеет определенные значения:

    • пасмурная погода и тучи – тревога и боязнь;

    • забор – опора;

    • линия основы, земли – чувство незащищенности.

    Если картинка большая, во весь лист, это значит, что субъект достаточно тщеславен и знает себе цену. Асимметричность рисунка в целом говорит о незащищенности, а маленькая фигура человека – о заниженной самооценке и тревожности.

    Дерево

    Корни: 

    • намного меньше ствола – замкнутость;

    • равны стволу – выраженное любопытство;

    • больше ствола – чрезмерное любопытство;

    • обозначены подводкой, чертой – детскость поведения по отношению к скрытым вещам, секретам;

    • изображенные как две линии – умение рассуждать и оценивать.

    Крона:

    • круглая – эмоциональность;

    • состоящая из нескольких округлых фигур – поиск вознаграждения;

    • ветви наклонены вниз – отказ от совершения над собой усилий;

    • ветви тянутся вверх – порыв к самоутверждению;

    • листья в виде сетки – способность с ловкостью выходить из затруднительных ситуаций;

    • листва в виде кривых линий – восприимчивость;

    • ветви полностью скрыты листвой – охрана себя от внешних воздействий.

    Ствол:

    • заштрихованный – тревога и подозрительность;

    • в виде купола, разломанного на две части, – стремление быть похожим на мать или отца;

    • в виде одной линии – отказ воспринимать мир таким, какой он есть;

    • кривой – мешающие активности мысли о препятствиях и преградах;

    • оторванный от земли – разрозненность духовной и повседневной жизни;

    • расширяющийся книзу – поиск устойчивого положения.

    Высота дерева:

    • примерно на 1/б листа – зависимость от окружающих и отсутствие веры в свои силы;

    • примерно на 1/s листа – зависимость, но с надеждой встать на ноги;

    • примерно на 1/4 листа – неполная зависимость;

    • на весь лист – стремление оказаться в центре внимания.

    Острая вершина дерева означает, что человек защищается от мнимой опасности и рвется в бой, даже если противник – всего лишь тень. Кроме того, подобная деталь говорит о стремлении к воздействию на окружающих, власти, достижению прочного положения в обществе, приобретению определенного социального статуса и устранению комплекса неполноценности, но в то же время о недостатке нежности.

    Два дерева на рисунке – это изображение себя и близкого, дорогого человека.

    Если земля нарисована в виде черты, это означает сосредоточенность усилий и внимания на одной цели и порядок во всем.

    Земля, воссозданная посредством нескольких линий, указывает на привычку действовать по собственным правилам и ни от кого не зависеть.

    Тест «Как вы относитесь к жизни»

    Приготовьте листы бумаги, но, прежде чем раздавать их друзьям, нарисуйте на каждом из них по 2 квадрата. В самой середине 1-го квадрата поставьте жирную точку, в центре 2-го прочертите волнистую линию от одного края до другого.

    Предложите свои друзьям дорисовать картинку так, как им вздумается. По завершении работы можно сразу приступать к расшифровке результатов.

    Первый квадрат

    Если точка оказалась центральным элементом рисунка, это значит, что его создатель преследует серьезную конкретную цель. Если же она стала лишь частью какого-то составляющего элемента, ему еще только предстоит определиться с планами на будущее. Другой вариант – точка расположена в стороне, отдельно от линий рисунка. Это значит, что человек живет одним днем, совершено не задумываясь над тем, что его ждет в будущем, куда он пойдет и чем будет заниматься.

    Второй квадрат

    Если линия превратилась в море с множеством волн, человек, завершивший таким образом рисунок, слишком часто оглядывается на окружающих, которые оказывают на него существенное влияние и мнение которых для него чрезвычайно важно.

    Если волнистая линия является самостоятельной деталью рисунка, «художник» вполне независим и все решает за себя сам. 









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх