|
||||
|
Глава 1Как развивается рынок мобильных телефонов Согласно прогнозам ведущих консалтинговых агентств (IDC, Gartner, Mobile Research Group, J'son&Partners, MForum Analitics), которые, в общем-то, практически сходятся во мнениях, мировые продажи сотовых телефонов в 2007 году достигли рубежа в 1 млрд. аппаратов — цифра впечатляющая. Что касается России, то наша страна тоже не сильно отстает: в текущем 2007 году было продано порядка 30 млн. трубок. Рынок мобильных устройств не стоит на месте — он развивается. Сразу скажем, что говорить здесь о таких именах, как Nokia, Samsung, Sony Ericsson, мы почти не будем, потому что эти компании как развивались, так и развиваются, как занимали лидирующие позиции, так и занимают. А расскажем мы о грандиозных событиях, произошедших за последние несколько лет с некоторыми вендорами на российском рынке, а также о ближайших тенденциях и перспективах. Бывшие лидеры Порой происходящая в стане лидеров рынка ротация — явление обычное и закономерное. А вот прекращение существования одного из них — событие гораздо более редкое и к тому же чреватое значительными изменениями вообще для всей отрасли. В свете этого примечателен 2005 год, в течение которого потерпели крах сразу две компании, стоявшие у истоков «мобилизации мира-. Впрочем, ни тот ни другой случай не вызвал особого удивления: уж слишком долго все к тому шло — подготавливалась почва. Alcatel и TCL Летом 2004 года стало известно об образовании совместного предприятия, учрежденного французской фирмой Alcatel и китайской TCL. Тогда очень многие восприняли это как попытку французов, так сказать, незаметно уйти со сцены. И они оказались правы в своих предположениях: через год Alcatel заявила о продаже принадлежащих ей 45 % акций предприятия своему азиатскому партнеру, объясняя это недовольством финансовыми показателями совместного проекта. «В общем-то, если посмотреть на выгоду данной сделки для ее участников, — считает Сергей Савин, ведущий аналитик консалтинговой компании J'son & Partners, — то компания Alcatel продала бизнес, рентабельность которого снижалась из-за обострения конкуренции, а китайская компания получила возможность воспользоваться известным брендом, чтобы попытаться выйти на новые рынки». Отговорка оказалась явно недостойной и не совсем продуманной, поскольку на примере объединения Sony и Ericsson (2001–2002 года) можно было наглядно убедиться, что в первое время о какой-либо прибыльности говорить просто нельзя, поскольку в таких ситуациях акцент всегда делается на перспективу. Однако, судя по деталям «развода», отступление было хорошо подготовлено: у Alcatel остались все ее наработки и патенты, а у TCL, по сути, — только имя. Хотя и этого, как казалось тогда, более чем достаточно для раскрутки. Правда, уже сейчас, если взглянуть на ассортимент телефонов, который предлагает сегодняшний мобильный рынок, становится отчетливо видно, что подобные расчеты оказались очень и очень ошибочными: не удалось самому многочисленному народу планеты обеспечить Alcatel достойную реинкарнацию. А потому, если какие-то отдельные модели под этим французским брендом изредка и выходят из закромов производства на массовое обозрение, то это скорее исключение, а не постоянно функционирующая практика. «Тем не менее, хотя французские телефоны и занимают пока 1–2 % рынка, но эта доля стабильна, — говорит Татьяна Москалева, PR-директор УК «Цифроград». — Выбранный «нишевой» сегмент — недорогие, надежные телефоны с прекрасным дизайном и всеми современными функциями — при правильной маркетинговой активности может принести компании определенный успех». Что ж, будем надеяться на лучшее… Siemens и BenQ С немецкой компанией Siemens получилось намного трагичнее и, честное слово, как-то по-человечески жальче, даже если оставить в стороне всю романтику воспоминаний: ведь для многих из нас именно эта фирма изготовила первый аппарат. Причины кончины горемычного подразделения Siemens Mobile являли собой что-то типа «фатальные ошибки менеджмента», «неправильный анализ рыночной ситуации» и т. д. Таким образом, Siemens продала свой мобильный бизнес китайской компании BenQ. Последняя сулила потребителям чуть ли «золотые горы» от свершенной сделки. Но что-то, видимо, *не срослось». Основная причина подобного исхода заключалась в том, что немцы в момент продажи заведомо скрыли от партнера некоторые отрицательные моменты, связанные с инновационным портфолио моделей, в результате чего выход актуальных телефонов постоянно задерживался. Из-за этого поползли все графики — и непосредственно в Европе, и даже в, казалось бы, не зависящей от нее Азии. Вдобавок к этому BenQ столкнулась с неожиданным и весьма специфическим явлением — хроническим устареванием выпускаемых мобильных аппаратов. Так, компания анонсировала модели, но постоянные и длительные задержки с реализацией планов в жизнь сильно девальвировали их стоимость, что, естественно, негативно сказывалось на прибыли, потихоньку переводя ее в ранг убытка. Выход многих телефонов был отменен: упоминания о многих моделях были задним числом удалены с официальных сайтов. Главное управление азиатского производителя подвергло резкой критике методы управления ассортиментом, которые на протяжении долгого времени проводил менеджмент BenQ Mobile, в полном составе перешедший туда из все того же немецкого концерна. Шутки пришлось отбросить в сторону, так как мобильные телефоны стали доминирующей продукцией корпорации, еще недавно делавшей ключевые ставки на ЖК-мониторы. Неудовлетворительная работа основного сегмента начала все больше и больше тянуть вниз все финансовые результаты. Тем более что, заполучив собственный раскрученный бренд, BenQ полностью прекратила мобильное OEM- и ODM-производство. Кстати, уволить этих никчемных сотрудников, в течение многих месяцев по сути разваливших благое дело, было нельзя — это ясно оговаривалось в заключенном соглашении. Тем временем финансовое положение BenQ оставалось тревожным, из-за чего одно время ходили слухи о поглощении компании империей Hon Hai (более известной под брендом Foxconn). Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, первым пришлось выпустить конвертируемые облигации и привилегированные акции на большую сумму денег. Не приходило хороших вестей и из Мюнхена. Наконец головное руководство BenQ все же решилось на сокращение — был упразднен научно-исследовательский центр Siemens, а также уволены несколько десятков человек из отдела управления ассортиментом. Менее чем за год с момента приобретения Siemens Mobile компания BenQ потеряла более 600 млн. евро, чем, естественно, была недовольна. В августе совет директоров BenQ принял решение о выделении BenQ Mobile дополнительных 400 млн. долларов. Однако и после этого не произошло сколько-нибудь значимых положительных изменений — мюнхенская «дочка» по-прежнему срывала графики поставок. Как только это осознали в Тайбэе, совет директоров BenQ вынес болезненное, но радикальное решение — прекратить поддержку BenQ Mobile. На следующий день подразделение объявило себя банкротом. По немецким законам заявление о финансовой несостоятельности ведет к назначению государственного кризисного управляющего, который должен возместить кредиторам долги BenQ Mobile. Известие о банкротстве вызвало настоящую ярость в Германии. Концерн Siemens заявил, что создаст фонд помощи сотрудникам BenQ Mobile в размере 35 млн. евро, в который войдут и средства, вырученные в результате отказа топ-менеджеров компании от планировавшегося повышения зарплаты. Главный управляющий директор немецкого гиганта Клаус Кляйнфильд назвал решение BenQ о прекращении финансирования основного подразделения «безответственным». Тщательный анализ ситуации, проведенный нами, показывает, что действия Siemens были отнюдь не случайны. Ведь концерн обвинили в том, что он специально симулировал подобную схему с BenQ, чтобы избавиться от очень убыточного производства, обанкротив его при помощи тайваньской компании. Этим казусом начали рьяно интересоваться политики. Были озвучены предположения о том, что BenQ, вероятно, намеренно саботировала деятельность мобильного подразделения. Профсоюз IG Metall пригрозил Siemens судебным разбирательством, потребовав от гиганта немедленно принять на работу три тысячи сотрудников, которые могут оказаться на улице. В ответ руководство немецкого предприятия заявило, что бывшие сотрудники BenQ Mobile будут иметь приоритет при устройстве на работу на вакантные места Siemens — сейчас их около двух тысяч. В свою очередь пыталась, оправдаться и BenQ. Главный стратег компании Рик Лей заявил, что BenQ Mobile уже стоила им около 1 млрд. долларов. Впрочем, как отметил Лей, если бы была гарантия того, что подразделение можно спасти, концерн пошел бы на любые траты, не задумываясь. Лей также сообщил, что BenQ недавно пыталась договориться с Siemens о дополнительной помощи, однако эти переговоры провалились. «В результате они заявили: бизнес есть бизнес», — подчеркнул Лей, оправдывая закрытие отделения. Перспективы мобильного бизнеса BenQ пока очень и очень расплывчаты. Официально компания заявила, что двойной бренд BenQ-Siemens будет Использоваться и в дальнейшем, поскольку у предприятия остались мощности в Китае и на Тайване. Судьба завода в Бразилии туманна. В то же время юристы Siemens настаивают на невозможности и незаконности использования озвученного бренда ввиду того, что BenQ, перестав финансировать мюнхенское подразделение, нарушила условия первоначального соглашения. Также есть вероятность того, что Siemens может потребовать прекратить и использование патентов немецкого концерна, которые были переданы тайваньской стороне. «В случае с данными компаниями мы наблюдаем примерно похожую ситуацию, но со своими нюансами, — заявляет Сергей Савин (J'son & Partners). — Компания Siemens смогла «выйти» из бизнеса, который приносил ей убытки. BenQ получила неплохие «комиссионные», а также права на торговую марку. Но, как показывают наши исследования, далеко не все поклонники телефонов марки Siemens готовы проявить лояльность к новому бренду. Затянувшаяся реструктуризация бизнеса привела к снижению рыночной доли. Удастся ли новой компании приблизиться к былым успехам — это пока открытый вопрос. Однако, учитывая, что конкуренты не дремлют, сделать это будет непросто». Во многом не согласна с таким взглядом на ситуацию Надежда Винникова, пресс-секретарь ГК «Эиксис». «На наш взгляд, технологический подход BenQ внес некое оживление в эргономику и техническую насыщенность продукции, избавив «классический» Siemens от некой «брутальности», — говорит она. — Более того, это даже в чем-то поспособствовало наличию новой лояльной прослойки пользователей нового бренда. Иными словами, предложение было вполне конкурентоспособно. Вся проблема производителя по-прежнему состояла в негативной системе менеджмента, не сумевшего грамотно оценить затраты на рыночный вход и поддержать продукцию соответствующими системами маркетинга и сервисного обслуживания. Таким образом, за последнюю пятилетку бренд Siemens, некогда бывший покупательским выбором номер один в России, планомерно потерял свои позиции до доли рынка, составившей менее 4 %». Резюмируя, заметим, что — вне зависимости от того, как будут развиваться события дальше, — сегодняшний мобильный рынок не любит и просто-напросто не терпит неудачников, коими в последнее время стали немецкие, а после и немецко-тайваньские трубки, отличающиеся низким качеством, технологической отсталостью и дрековским сервисом. В большинстве своем именно по этим причинам они были вытолкнуты на обочину — доедать «объедки», довольствуясь долей рынка в 3 %, в былую пору составляющей чуть ли не 50, Но что было, то прошло. Новые игроки Грандов мобильной индустрии, падение и, по сути, закат которых мы можем наблюдать, действительно жалко, да и сам факт неприятен, но на этом, пусть и несколько трагическом, фоне нельзя было не заметить и мощный приток в отрасль новых игроков, начавшийся еще в 2003 году Продолжается он и сейчас, причем происходит ускоренными темпами — идет семимильными шагами. В этой связи взглянем на этих самых дебютантов и проанализируем их успехи. Среди ряда компаний, вышедших на внешний «телефонный» рынок с 2003 года, наибольших успехов на российском поприще добилась, несомненно, корейская Pantech. Представительство в России было официально открыто в январе 2004 года. Появление этой компании приурочено к 1991 году, тогда ее основным занятием было создание пейджеров, но в рекордно короткие сроки Pancech стала «на ноги», развилась и превратилась во всемирно признанного разработчика и производителя мобильных телефонов. Основателем компании был обычный менеджер, организовавший свое дело, который так бы и работал на своей должности, если бы его телекоммуникационная фирма не разорилась. Уже в 2003 году компания была третьей по объемам продаж в Южной Корее (15 % рынка) после компаний Samsung и LG, занимающих соответственно 50 и 20 %. Производитель планировал к концу 2004 года отвоевать 3 % российского рынка, однако его планы оправдались не сразу: занять эту нишу Pantech — смог на полгода позже задуманного срока — по итогам первой половины 2005 года. Сегодня модельный ряд компании состоит из 20–30 разновидностей. Большую активность сейчас проявляет и китайско-английский бренд Fly. Он появился всего-то несколько лет назад — в августе 2003 года. Основной упор производитель делает на красоту и стиль, наверное, поэтому мы можем наблюдать преобладание изысканных аппаратов (круглые, квадратные, без цифровой клавиатуры) в линейках продукции компании. На сегодняшний день на российском рынке представлено более 20 моделей мобильных телефонов Fly. Не очень быстро, но все же выходит на российский рынок производитель Voxtel, известный нам раннее по одноименным DECT-телефонам. «Свои потребители у вышеперечисленных брендов будут всегда, — считает Татьяна Москалева («Цифроград»), — это люди, желающие носить не то, что у всех. Эти производители предлагают интересные и нестандартные модели, но на объемах их продаж сказывается недоверие покупателей к малоизвестным маркам. Поэтому ритейлеры в основном используют их как ассортиментные модели, не делая на них ставки. На наш взгляд, определенные перспективы есть у бренда Fly — за счет более низких, по сравнению с аналогами, цен». Судя по всему, так же думает и Максим Савватин, аналитик компании iKS-Consuking. «Этим производителям действительно есть, что предложить, — говорит он, — но под гнетом ведущих игроков работать на рынке им становится все тяжелее. Новые модели, безусловно, появляются, и в том числе довольно интересные с дизайнерской точки зрения, например модели Haier. В любом случае эти производители занимают небольшую долю сегмента». В июне 2004 года заявил о себе российско-корейский бренд Enol, был открыт фирменный магазин, подписано несколько соглашений, однако модельный ряд и количество продаж товара этой компании оказались весьма скудными, а потому она прекратила свою деятельность в России. Европейская компания Sagem (не относится к новичкам, но упомянуть стоит), несмотря на давнее присутствие на нашем рынке, не отличалась богатством ассортимента, однако в 2005 году она резко активизировалась и в ее арсенале появилось несколько десятков моделей мобильных телефонов, причем некоторые из них довольно интересные. К сожалению, в 2006 году стал наблюдаться некоторый спад, отсутствие, за малым исключением, притока новых решений. О деятельности всех других компаний, пытающихся покорить мобильный рынок, можно судить лишь по обновлению их модельного ряда, а таких, как компания Binatone, чьи аппараты в свое время произвели весьма неплохое впечатление, или Kenned, которую мы видели на выставке «СвязьЭк- спокомм-2004», или тех же VK Mobile, начавших для нас, по сути, «эру новичков», — по отсутствию такового. Причина в том, что для удовлетворительных финансовых показателей требуется немало усилий и средств, а кто не может выдержать конкуренции — вынуждены ретироваться, что частенько и происходит. «Binatone, Kenned, Erool, Enol, VK… С большой долей вероятности, — считает Елена Ноготкойа, руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной», — этих вендоров на нашем рынке мы больше не увидим: некоторая часть из них уже банкроты, остальные все равно не выдержат конкуренции». Отдельную группу «новичков» образуют японские гиганты цифровых технологий, такие как NEC, Sharp, Panasonic, работающие в основном на свой родной рынок, но все же обозначающие интерес и к безнадежно устаревшему по японским меркам стандарту GSM. Например, Panasonic в 2005 году существенно активизировала свою деятельность, однако это не принесло желанных результатов, и уже в 2006 году компания заявила о прекращении поставок мобильных терминалов на российский рынок, поэтому вскоре аппараты фирмы Panasonic полностью исчезли с витрин магазинов салонов мобильной связи. Во многом это связано с заявлением компании, в котором говорится о бесперспективности производства мобильных телефонов второго поколения, то есть стандарта GSM, и изменении основных приоритетов — теперь основной упор в мобильном подразделении будет делаться на терминалы будущего, способные обеспечить большие скорости передачи данных. «По этим маркам, я думаю, — делится своим мнением Максим Савватин, аналитик компании iKS-Consulting, — что вряд ли они когда-то еще вернутся на наш рынок, хотя возможно, конечно, их локационное проявление — например, в отдельных регионах страны». Кроме того, группу присоединившихся в 2005 году образует большое количество китайских брендов: ВВК, уже известная нам своей недорогой аудио- и видеотехникой, упомянутая в прошлом номере TCL, которая предлагает свою продукцию еще и под торговой маркой SkyVox, Emol, чья штаб-квартира была перенесена из Китая в Россию, а также компания Soutec, объявившая о выходе на российский рынок в марте 2005 года и представившая на выставке «СвязьЭкспокомм-2005» несколько моделей, но внезапно разорившаяся в 2006 году — вместо нее пришла компания Haier, уже успевшая представить потребителю несколько интересных решений (телефон-указка, смартфон на базе Linux, впоследствии все же адаптированный под Windows Mobile, и другие). В 2006 году попытку выйти на рынок предприняла российская компания Sitronics, она даже выпустила несколько интересных моделей под своим брендом. Однако, к сожалению, дальше этого не пошло: продажи идут очень вяло, причем несмотря на постоянные акции по типу «красные цены» с участием этих устройств. «Предложение фирмы Sitronics оказались безуспешными по очень простой причине, — поясняет Татьяна Москалева, («Цифроград»). — Так, правила вывода нового бренда на рынок одинаковы для всех — как для российских, так и для зарубежных марок. Поскольку не было создано ни интересного потребителю предложения, ни ассортимента, отсутствовала стратегия продвижения нового товара, политика работы с дистрибьюторами — ситуация и не могла повернуться по-другому». «Кстати, даже если говорить вообще о возможности появления российской компании, занимающейся выпуском телефонов, то мне кажется это весьма призрачным будущим, — заявляет Сергей Савин (J'son & Partners). — Мы не можем конкурировать с Китаем, дополнительный фактор — это то, что таможенные сборы на электронные компоненты (а все делать в России пока просто невозможно) равны аналогичным затратам на готовые продукты. Второй фактор — невозможность конкурировать напрямую с лидерами рынка — глобальными компаниями, давно представленными на рынке». Своим мнением относительно сложности выхода нового производителя на российский рынок поделилась Надежда Винникова из «Dиксиса». «В первую очередь предложение должно быть конкурентоспособно, — говорит она, — производителю следует предложить инновационное или хотя бы удачное решение как в функциональном плане, так и с точки зрения дизайна. Также залогом успеха при выходе брендов на новые рынки является активное, грамотно выстроенное продвижение. Среди российских потребителей обязательно найдутся те, кто не привязан к какой-то определенной марке телефона и отдаст, в силу разных причин (оригинального дизайна, более низкой цены и прочих), предпочтение новым производителям. Вот только информацию об этих новинках необходимо внятно донести до покупателя и, если можно так сказать, убедить в необходимости покупки аппаратов именно этих марок. Кроме того, далеко не последнюю роль играют правильно выстроенные взаимоотношения производителей с дилерскими сетями». Таким образом, сделаем выводы. Возросшая экспансия мобильных компаний на телекоммуникационном рынке нам, рядовым потребителям, только на руку. Вследствие роста конкуренции у нас появляется большой выбор, максимально улучшается качество товара, стабилизируются цены. А отмирание некоторых новичков — дело неминуемое, останутся только лучшие, ведь даже старички уходят с рынка, сетуя на те или иные обстоятельства. Тенденции и перспективы «Говоря о тенденциях, которые демонстрирует в настоящее время рынок мобильных телефонов, стоит отметить следующие, — рассказывает Надежда Винникова («Dиксис»). — Все больший упор делается на имиджевую составляющую продукта. Производители соревнуются друг с другом в выпуске максимально оригинальных и необычных мобильных решений — играют с цветом, формой, материалом, привлекают дизайнеров с мировыми именами (Prada, D&G, Giambattista Valli) и прочее. При этом перед производителями постепенно, с дальнейшим расширением функционала, встает проблема сохранения миниатюрности и компактности мобильных устройств с учетом максимального функционального наполнения. Отсюда появление практически во всех линейках производителей «слим-серий», основную часть которых составляют изящные, миниатюрные и одновременно функционально насыщенные телефоны. Следующая тенденция, которая все более отчетливо проявляется в последнее время, — это явное расслоение мобильных телефонов по группам — для любителей музыки, для любителей спорта, для деловых людей и пр. Кроме того, поскольку не за горами появление в России сетей 3G, стоит ожидать обновления модельного ряда производителей за счет трубок с поддержкой этого поколения связи. Как правило, эти модели обладают расширенными функциональными возможностями — большим объемом памяти, более высокомегапиксельной камерой, более качественным плеером и прочее». Аналогичной точки зрения придерживается и Максим Савватин, аналитик компании iKS-Consulting. Правда, объясняет ситуацию он несколько иначе. «На данный момент рынок уже насыщен, — заключает Максим, — а потому дальнейшие продажи будут складываться в основном из телефонов, которые приобретаются на замену устаревшему концепту. Драйвером к росту может послужить внедрение стандартов третьего поколения в РФ. Этот факт может несколько увеличить общие продажи трубок в среднесрочной перспективе». Общая картина вроде бы понятна. Но, конечно, хотелось бы конкретики, особенно о состоянии нынешних лидеров сегмента. Предметно разобраться с ситуацией нам помогли другие наши собеседники-эксперты, среди которых, кстати, относительно некоторых вопросов развернулась настоящая полемика. По мнению Сергея Савина, «конкуренция между вендорами в ближайшее время будет только обостряться, и ее исход зависит исключительно от эффективности выбранной стратегии и продуктов компании. Если предложить что-то «революционное» рынку, то это сможет привлечь определенный интерес к производителю, новее равно потенциал довольно ограничен». «Уже в скором времени, — говорит Маргарита Зобнина, старший аналитик компании iKS-Consulting, — предвидится увеличение доли крупных вендоров; у остальных игроков если что-то и останется, то разве что небольшие дольки. Ведь расширение функционала терминалов требует значительных инвестиций в разработки, соответственно, в этом сегменте будут безоговорочно доминировать крупные игроки. При этом сторонние компании (тот же Apple) будут выходить в отдельные сегменты». Более или менее солидарен с Маргаритой и ее коллега по работе Максим Савватин. «Безусловно, продолжится вытеснение более мелких игроков рынка, — прогнозирует он. — Пятерка лидеров продолжит усиливать свои позиции за счет больших инвестиций в развитие новых технологий и производства более совершенных моделей, а также несоизмеримых рекламных бюджетов и уже завоеванной репутации у потребителей. Предполагаю, что в недалекой перспективе (2–3 года) рынок покинет еще несколько игроков второго и третьего эшелона». У Татьяны Москалевой, PR-директора УК «Цифроград, немного иные взгляды. «В первую очередь, — считает она, — следует ожидать укрепления позиций «большой четверки» — Nokia, Samsung, Sony Ericsson и Motorola. Пока ничто не предвещает ее изменений по составу, хотя перераспределение долей внутри нее вполне возможно. Также вполне вероятны какие-то альянсы и консолидация этого рынка, а также уход мелких производителей, не имеющих своих сегментов и ниш». Что интересно, не совсем разделяет предыдущее мнение Елена Ноготкова, руководитель отдела по связям с общественностью ГК «Связной-». По ее мнению, Motorola в скором времени безвозвратно потеряет позиции одного из лидеров. «Большая тройка (Nokia, Samsung, Sony Ericsson), — говорит она, — займет 90 % рынка, остальные 10 % поделят между собой Sagem, Philips, Fly, LG, Motorola и производители смартфонов — НТС, Eten». Так или иначе, но подобную позицию относительно будущего американского производителя на российском рынке занимает и Сергей Савин. «На текущий момент, к сожалению, у компании Motorola не очень хорошие позиции на российском рынке, — поясняет он, — с той точки зрения, что в настоящее время пользователи сотовой связи, меняя свои телефоны, отдают предпочтения более дорогим аппаратам. В то время как текущие продажи компании Motorola во многом формируются за счет низкобюджетных телефонов — модели, которая могла бы произвести эффект, аналогичный модели RAZR, у производителя сейчас нет». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|