|
||||
|
ГЛАВА VIII. НатаскаНа страницахъ сочиненій многихъ старыхъ писателей высказано столько д?льныхъ указаній относительно натаски собакъ, что, несмотря на самый строгій выборъ зам?токъ, крайне трудно удержать эту главу въ ум?ренныхъ границахъ. Несомн?нно, нельзя пройти молчаніемъ существенныя указанія старинныхъ мастеровъ этого д?ла, такъ какъ только прилежное изученіе ихъ пріемовъ можетъ дать намъ средства соперничать съ ними въ д?л? натаски собакъ. Чтобы облегчить чтеніе этихъ ученій, я ихъ собралъ въ хронологическомъ порядк?, безъ какихъ бы то ни было вставокъ съ моей стороны. «Начинайте заниматься съ собакой и обучать ее съ четырехъ, въ крайнемъ случа?, съ шестим?сячнаго возраста; откладывать начало занятій на бол?е поздній срокъ рискованно и всегда затрудняетъ задачу обученія. Пріучите собаку къ себ? такъ, чтобы она не только знала васъ, но и ласкалась бы къ вамъ и сл?довала бы всюду за вами, и считала бы высшимъ удовольствіемъ находиться около васъ. Никто, кром? васъ, не долженъ ее ласкать или кормить: пріучая такимъ образомъ щенка къ себ? и заставляя его полюбить васъ, въ то же время внушите ему уваженіе къ себ? и пріучайте къ послушанію, чтобы собака въ одно и то же время и любила васъ и боялась. Уваженія этого или боязни добивайтесь скор?е строгими словами, угрозой, манерой держать себя, ч?мъ ударами или какими-либо другими способами; помните, что щенка легко запугать, а суровость наказанія не только лишитъ его см?лости, но и сд?лаетъ его угрюмымъ и упрямымъ, между т?мъ, ваша задача — воспитать собаку насколько возможно веселой. Когда собака къ вамъ привыкнетъ и полюбитъ васъ, — начинайте ее пріучать ложиться, стращая ее словами, если она не повинуется; если же она покорится, то не только приласкайте, но и наградите лакомымъ кусочкомъ, для чего всегда им?йте при себ? прикормку» (Hunger's Preventian, соч. G. Markham, 1621, стр. 268). «Когда щенокъ въ совершенств? постигнетъ все вышесказанное, къ каковому времени ему, в?роятно, будетъ уже 12 м?сяцевъ, вы можете, если только время года позволяетъ, рискнуть взять его въ поле и заставить искать» (тамъ же, стр. 273). «Сл?дите за т?мъ, чтобы онъ хорошо обыскивалъ м?сто, правильно и безъ суетливости, не кидаясь то сюда, то туда, что, въ силу страстности, проявляютъ н?которыя собаки, если ихъ не останавливать и не исправлять» (The Gentleman's Recreation, соч. N. Cox, 1686, стр. 44). «Всегда употребляйте одни и т? же слова при управленіи собакой, когда ее обучаете, выбирая слова наибол?е подходящія къ данному случаю; разъ выбранныя слова не м?няйте: собаки привыкаютъ къ звуку приказаній и мал?йшее изм?неніе приводитъ ихъ въ зам?шательство. Наприм?ръ, если вы, пріучивъ собаку ложиться по слову «кушъ», захотите заставить ее лечь по приказанію «даунъ», то она васъ не пойметъ. По-моему, употреблять н?сколько различныхъ словъ для одного и того же приказанія значитъ излишне утруждать память собаки и портить ея отчетливость» (The Gentleman's Recreation, соч. R. Blome, 1686, стр. 169). «Правильность поиска и отчетливое исполненіе приказанія ложиться есть результатъ настойчивыхъ уроковъ егеря, но когда мы видимъ, что собака, случайно отдалясь на поиск? дал?е обыкновеннаго, сама поправляется, то это уже является прирожденнымъ проявленіемъ ума» (A. Treatise on Field Diversions, соч. R. Symonds, 1776, стр. 11). «Зам?чательно красиво, если собака обладаетъ правильнымъ поискомъ» (тамъ же). «Когда собака на поиск? достигаетъ наибол?е отдаленнаго пункта въ сторону, то егерь долженъ пройти половину своего пути, всегда держась середины обыскиваемаго поля, чтобы собака всегда отдалялась на одинаковое разстояніе какъ вправо, такъ и вл?во. Зат?мъ, какъ только собака прошла поискомъ передъ егеремъ, онъ долженъ быстро шаговъ на пятнадцать — двадцать податься впередъ, больше или меныие, въ зависимости отъ силы в?тра, и зат?мъ свисткомъ повернуть собаку на поиск? по св?жему м?сту. Если егерь будетъ слишкомъ долго задерживаться на одномъ м?ст?, то собака привыкнетъ искать слишкомъ близко отъ него, будетъ проходить почти по своему же сл?ду и на поиск? подаваться слишкомъ мало впередъ. Я зам?тилъ, что н?которыя собаки д?лаютъ на поиск? въ одну сторону поворотъ въ поле, въ другую сторону — внутрь. Происходитъ это часто оттого, что егерь не держится середины поля, а какой-либо одной стороны, и, сл?довательно, въ одной сторон? можетъ дать собак? правильное направленіе, въ другой же она предоставляется самой себ? и поступаетъ какъ ей вздумается. Есть собаки, которыя хотя и д?лаютъ правильные повороты, но, поровнявшись съ егеремъ, стараются пройти сзади его. Д?лаютъ он? это чаще всего изъ боязни. Чтобы исправить такой недостатокъ, обернитесь къ собак? лицомъ, какъ только зам?тите, что она желаетъ пройти сзади, и ободрите ее ласковымъ словомъ. Какъ только собака усвоитъ, что вашего взгляда изб?жать нельзя и что н?тъ опасности пройти передъ вами, она перестанетъ роб?ть, и поискъ ея сд?лается правильнымъ и см?лымъ» (тамъ же, стр. 81). «Неправильныя м?ропріятія при исправленіи ошибки ведутъ впосл?дствіи къ большимъ затрудненіямъ, поощрять же ошибки — значитъ сводить на н?тъ все ран?е достигнутое. Относясь внимательно къ ученику, можно даже предугадывать его нам?ренія и немедленнымъ выраженіемъ порицанія предупреждать ошибку» (тамъ же, стр. 93). «Весьма легкомысленно торопиться въ работ? съ молодыми собаками. Давайте имъ время самимъ установиться. Дрессировщикъ можетъ остановить собаку и неправильно. Пока собака не срываетъ со стойки, ошибки н?тъ, и только въ этомъ случа? своевременно прим?нять строгія м?ры, но не раньше. Одна собака можетъ и должна опред?лить, насколько близко ей можно подойти къ птиц?, поэтому останавливать ее, когда она правильно и осторожно подходитъ, значитъ сбивать ее своими указаніями съ толку, тогда какъ она должна вамъ ихъ давать, а не вы ей» (тамъ же, стр. 96). «Разъ собака хорошо поставлена, она всегда останется такой въ разумныхъ рукахъ. Стремиться же къ тому, чтобы добыть птицу изъ-подъ неготовой собаки, значитъ оставить ее навсегда въ такомъ состояніи» (тамъ же, стр. 99). «При натаск? необходимы и арапникъ и угрозы, при чемъ первый мало-по-малу зам?няется посл?дними; я не признаю собаку готовой, если она требуетъ и того и другого. При управленіи собакой нужно быть въ состояніи обходиться свисткомъ и указаніемъ руки» (тамъ же, стр. 104). «Многія собаки охотно секундируютъ со второго или третьяго раза. Но это — свид?тельство недостатка страсти; впосл?дствіи такія собаки обыкновенно являются лишь свид?телями работы товарокъ и не желаютъ брать переда въ сообществ? съ другими он? бываютъ негодны и служатъ лишь для счета, хотя при работ? въ одиночку он? могутъ быть и недурны» (тамъ же, 112). «Если вы обучаете молодую собаку при помощи старой, то посл?дняя должна быть двухъ-трехъ полей, съ хорошимъ чутьемъ, со см?лой и твердой стойкой; словомъ, она должна быть, насколько возможно, безукоризненна. Клички собакъ должны быть р?зко отличны, такъ какъ вамъ можетъ понадобиться пожурить старую и въ то же время ободрить молодую» (тамъ же, стр. 113). «Собака, которая подтягивается къ стойк? другой настолько, что можетъ схватить запахъ птицы, не м?шаетъ выстр?лу и не портитъ охоты; но въ этомъ пріем? н?тъ той граціи, той прелести, какъ въ томъ случа?, когда мы видимъ н?сколько пойнтеровъ, секундирующихъ съ разныхъ сторонъ. Собака, нашедшая птицу, стоитъ на чутье, остальныя секундируютъ на глазъ» (тамъ же, стр. 114). «Если собака упряма и непослушна, приходится приб?гнуть къ корд?. Привяжите къ ошейнику собаки веревку въ двадцать, двадцать пять футъ длины и пустите ее въ поискъ, при чемъ веревка волочится по земл?» (Essay on Shooting, соч. R. Howlitt, 1789, стр. 252). «Чтобы заставить собаку на поиск? сл?дить за вами, отворачивайтесь отъ нея и идите въ обратную сторону. Потерявъ васъ изъ виду, собака начнетъ васъ искать, изъ боязни васъ потерять, и привыкнетъ на поиск? сл?дить за вами, оборачивая изр?дка въ вашу сторону голову. Въ сл?дующій урокъ бросьте кусочекъ хл?ба, схвативъ въ то же время собаку за ошейникъ со словами: «тубо». Продержавъ ее н?сколько времени такимъ образомъ, скажите; «возьми». Повторяйте этотъ урокъ, пока собака не будетъ стоять сама и не будетъ брать хл?ба. Никогда и нигд? не позволяйте собак? ?сть, не прод?лавъ съ ней этотъ урокъ. Въ сл?дующій урокъ возьмите ружье и холостой зарядъ, обойдите не сп?ша раза два вокругъ хл?ба и зат?мъ вм?сто слова «возьми» выстр?лите. Въ сл?дующій разъ обойдите раза три-четыре, но д?лайте круги побольше и продолжайте такъ, пока собака не будетъ стоять совершенно спокойно до сигнала. Когда собака будетъ стоять твердо и вполн? усвоитъ урокъ, вы можете показать ей дичь» (тамъ же, стр. 253). «Самое необходимое — изучить характеръ и свойства собаки и, сообразуясь съ ними, прим?нять наказанія» (тамъ же, стр. 260). «Обыкновенно охоту съ собакой начинаютъ не ран?е, какъ когда ей минуетъ годъ, и считаютъ, что слишкомъ ранняя работа сокращаетъ быстроту поиска. Положимъ, что въ этомъ есть доля правды, но если собака ваша и будетъ ходить н?сколько тише, зато будетъ осторожн?е, не будетъ нарываться на птицу и проходить ее, что свойственно н?которымъ, очень быстрымъ собакамъ» (The Sportsman's Dictionary, соч. Н. Рус, 1740, стр. 360), «Пойнтера, какъ бы кровны они ни были, не могутъ считаться совершенными, если они не относятся съ полной выдержкой къ птиц?, къ другой собак? и ружью. Подъ этимъ подразум?вается, что собака должна самостоятельно, безукоризненно стоять по птиц? или ц?лому выводку; секундировать, т.-е. немедленно останавливаться на стойк?, какъ только увидитъ стойку другой собаки, и не трогаться съ м?ста, по взлету птицы, или выстр?лу, исключая тотъ случай, когда птица поднята изъ-подъ ея стойки» (The Sportsman's Cabinet, соч. W. Taplin, 1803-4, стр. 91). «Залогъ будущаго совершенства молодого, даже средственныхъ кровей, пойнтера долженъ быть положенъ дома, до выхода съ нимъ въ поле» (тамъ же, стр. 92). «Первыми выходами молодой собаки въ поле долженъ руководить такой охотникъ, который на опыт? уб?дился, что собаку сл?дуетъ съ первыхъ же шаговъ пріучать правильно обыскивать м?стность вправо и вл?во, отходить на равныя разстоянія и не оставлять не обысканнаго м?ста; брать въ это время ее сл?дуетъ одну; сл?дуетъ изб?гать излишнихъ словъ и производить возможно меньше шума; сл?дуетъ довольствоваться короткими, но выразительными словами, отчетливымъ но не р?зкимъ свисткомъ, указаніемъ направленія правой или л?вой рукой. Все, что сверхъ этого, то вредно» (тамъ же, стр. 93). «Когда работаетъ пара пойнтеровъ или больше, то на поиск? они должны перекрещиваться, встр?чаясь и расходясь, при чемъ при каждомъ поворот? они должны подаваться впередъ. Ни въ коемъ случа? поискъ ихъ не долженъ быть параллельнымъ. «Когда молодая собака вполн? выдержана по птиц?, спокойно относится къ выстр?лу, когда ея природное стремленіе гнать подавлено и она покорна всякому указанію, только тогда настаетъ время вывести ее въ поле въ обществ? другихъ собакъ. Охота съ бол?е выдержанными, бол?е опытными собаками послужитъ ей на пользу. «До этого (когда она работаетъ еще одна) обращайте вниманіе на направленіе в?тра, и какъ только она познаетъ птицу и начнетъ проявлять страсть къ ея разыскиванію, дайте ей возможность, насколько позволятъ обстоятельства, пользоваться в?тромъ. Таблица XIII. Чампiонъ «Дрэкъ».«Какъ только собака сд?лаетъ стойку, сл?дуетъ остановиться и дать ей настояться всласть, ни звукомъ, ни словомъ не побуждая ее, напротивъ, необходимо успокаивать ее, пока огонь въ глазахъ ея не исчезнетъ, пока судорожно раздутыя ноздри и общее напряженное состояніе (отъ возбужденія нервовъ обонянія) — доказательства, что птица д?йствительно передъ ней — не ослабнетъ. Это критическій и очень опасный моментъ, нервы и челов?ка и животнаго напряжены и въ то же время необходимо сохранить полное спокойствіе. «Если птица, по-счастью, выдержала стойку, сл?дуетъ постепенно подвигаться къ ней, соблюдая полную тишину и спокойствіе. Когда собака достаточно успокоилась, можно поднять птицу, при этомъ будетъ ли данъ выстр?лъ или н?тъ, важно не дать собак? погнать» (тамъ же, стр. 94). «Необходимо почаще стр?лять при собакахъ изъ пистолета или ружья, чтобы собаки осваивались съ выстр?ломъ. Многія такъ боятся звука выстр?ла, что уб?гаютъ и только съ большимъ трудомъ и спустя много времени удается ихъ успокоить» (Shooting Directory, соч. R. Thornhill, 1804, стр. 56). «He сл?дуетъ задерживать собаку слишкомъ рано. Необходимо дать ей н?которое время нагоняться, въ особенности если она туго принималась» (тамъ же, стр. 57). «Вы на д?л? увидите, что молодая собака въ періодъ, когда гонитъ птицу, подходя къ ней, на мгновеніе пріостанавливается и зат?мъ уже бросается. Въ это время насталъ лучшій моментъ задержать ее. Вы должны вс?ми способами стараться помогать ей, наприм?ръ, заставлять ее работать противъ в?тра. «Когда вы посылаете собаку въ поиск? вправо или вл?во, въ зависимости отъ того, какъ вы это найдете нужнымъ, подавайтесь впередъ не торопясь и заставляйте собаку проходить отъ одного края поля до другого, сами же подвигайтесь шаговъ на 60-100 впередъ и всегда противъ в?тра. Когда вы захотите, чтобы собака перем?нила направленіе, подайте ей знакъ рукой. Ч?мъ меньше вы производите шума, т?мъ спокойн?е собака будетъ искать и привыкнетъ сл?дить за вами; если же вы будете подавать знакъ голосомъ, — она не будетъ оглядываться и сл?дить за вами» (тамъ же, стр. 58). «Собаку робкую арапникомъ легко можно запугать, и такая собака часто начинаетъ бояться птицы. Понятно, что для охоты она будетъ мало пригодна. Происходитъ это чаще всего отъ слишкомъ суроваго наказанія; случается, что собака бываетъ такъ запугана, что боится вашего голоса, заслышавъ который, она ложится. «Собака боится птицы», — это значитъ, что она, услыхавъ вашъ голосъ, бросаетъ стойку и прячется за вами, иногда же и просто, зачуявъ птицу, бросаетъ ее и идетъ сзади. Ласковое обращеніе всегда даетъ лучшіе результаты, нежели крутыя м?ры. Охотникъ долженъ быть очень хладнокровенъ при натаск? собакъ: этимъ онъ достигнетъ большаго усп?ха» (тамъ же, стр. 59). «Когда ваша собака нашла птицу, — подходите къ ней спокойно, не сп?ша, никогда не б?гите; завидя васъ б?гущаго, желаніе собаки сл?довать прим?ру естественно, и она сорветъ со стойки» (тамъ же, стр. 60). «Молодыя собаки склонны ковыряться, т.-е. бороздить носомъ по земл?; это очень скверная и вредная привычка. Въ этомъ случа? приходится приб?гнуть къ булавк? или деревянному гвоздю, прикр?пленному къ ошейнику» (тамъ же, стр. 61). «При натаск? молодыхъ собакъ вс? компиляторы сов?туютъ всегда заставлять собакъ ложиться или стоять, не трогаясь, когда он? впервые находятъ дичь.» «Если птица б?житъ, собака не должна трогаться, пока не подойдетъ егерь и не прикажетъ ей этого.» «Если въ этотъ день птица вообще плохо выдерживаетъ стойку, то, видя, что за ней идетъ собака, она б?житъ, пока ее не заставятъ подняться. Наоборотъ, если собака стоитъ или лежитъ, то если даже птица напугана и б?житъ, она скоро остановится, не зам?чая пресл?дованія. Сл?дуетъ зам?тить, — и это неопровержимый фактъ, — что птица скор?е срывается, если видитъ, что собака идетъ сл?домъ, припавъ носомъ къ земл?. Однако, чтобы кончить, зам?тимъ, что кр?пкая стойка — въ природ? кровнаго пойнтера и требуетъ лишь практики и вниманія со стороны влад?лыда въ первый годъ охоты» (тамъ же, стр. 64). «Восемь молодыхъ собакъ, это — бол?е ч?мъ достаточно для одного егеря и больше не сл?дуетъ брать, если егерь добросов?стно относится къ своимъ обязанностямъ; у него и такъ будетъ мало свободнаго времени. Весной онъ можетъ работать ц?лый день, но поздн?е ему придется выходить лишь утромъ и вечеромъ и въ іюн? и въ теченіе трехъ первыхъ нед?ль іюля ему придется заниматься съ собаками лишь слегка» (Angling, Shooting and Coursing, соч. R. Lascelles, 1811, стр. 145). «Словъ сл?дуетъ употреблять возможно меньше, a хорошая собака въ нихъ не должна и вовсе нуждаться. Ваша рука должна управлять ея движеніями и во вс?хъ случаяхъ быть ея единственнымъ руководителемъ. Отъ своихъ собакъ я требую, чтобы он? немедленно ложились, когда я подниму руку, и отправлялись въ томъ направленіи, куда я укажу. Ни одна собака не должна уходить изъ виду, молодая же — никогда со слуха. Въ какомъ бы положеніи собака ни увидала птицы: б?гущую ли, битую ли, или на лету, она немедленно должна лечь и не двигаться съ м?ста, пока вы не подойдете» (тамъ же, стр. 146). «Какъ только собака научится стоять твердо и в?рно, требуйте отъ нея секундировки. Этому она скоро научится, если вы будете ее брать съ другими, т. е. она будетъ стоять, когда увидитъ другую на стойк?, и соотв?тственно подаваться впередъ; въ обыкновенномъ смысл? слова это и называется секундировать, но чтобы быть совершенной въ этомъ отношеніи, отъ собаки требуется больше. Если я, наприм?ръ, охочусь съ четырьмя собаками и одна изъ нихъ станетъ, то предположимъ, что двумъ изъ остальныхъ обстоятельства дозволяютъ вид?ть стойку, и он? немедленно секундируютъ, третья же не можетъ этого сд?лать, такъ какъ по той или другой причин? не видитъ стойки; въ этомъ случа? надо остановиться и не двигаться, пока эта собака не встанетъ; она можетъ продолжать свой поискъ, пока не увидитъ стойки товарокъ и не станетъ сама, или же, если это удобн?е, можно заставить ее лечь по знаку руки. Во время подхода охотника къ первой собак? остальныя могутъ тоже подаваться впередъ, хотя многіе предпочитаютъ, чтобы собаки въ этомъ случа? не трогались, пока ихъ не поднимутъ. По-моему, вся красота работы пойнтера состоитъ именно въ его выдержк? при условіи сохраненія его природной страстности. Пойнтеръ долженъ быть азартенъ какъ фоксгаундъ и мягокъ какъ ребенокъ; долженъ знать, что ему не разр?шается д?лать, и никогда не отказываться исполнить то, что отъ него требуютъ. «Сл?дуетъ принять за неизм?нное правило при натаск? и въ начал? сезона, когда птица хорошо выдерживаетъ, дозволять молодымъ собакамъ подводить къ птиц?; поздн?е, когда птица становится строже и условія трудн?е, благоразумн?е пустить впередъ старую собаку.» «Въ согласной работ? четырехъ пойнтеровъ, въ картинности совм?стной подводки столько характерной прелести, что это не поддается описанію. He могу зд?сь не выразить строгаго порицанія т?мъ охотникамъ, которые полагаютъ, что ихъ собственная страсть добыть птицу сильн?е страсти ихъ собаки и что найти птицу легче съ ружьемъ въ рукахъ, ч?мъ съ помощью природныхъ инстинктовъ животнаго. Ихъ упорная и скверная привычка вконецъ портитъ собакъ. Если вы постоянно будете собак? препятствовать подводить, то очень скоро она будетъ относиться индиферентно къ подводк? вообще и, сд?лавъ стойку, все остальное предоставитъ всец?ло вамъ» (тамъ же, 147). «Съ конца мая и до среднихъ чиселъ іюля я перестаю работать съ моими собаками, исключая, конечно, случайныхъ выходовъ; зат?мъ начинаю бол?е серьезную часть натаски, работу въ верескахъ. До изв?стной степени вс? мои молодыя собаки бываютъ выдержаны, по крайней м?р?, въ отношеніи стойки, секундировки и в?жливости къ зайцу.» «Имъ еще остается пріобр?сти опытность и ум?ніе высл?живать птицу. Куропатка нераненая — а до этого мы еще не дошли — р?дко б?житъ далеко, къ тому же обыкновенно б?житъ противъ в?тра, почему собак? р?дко бываетъ трудно ее найти; но зато въ этомъ отношеніи пойнтера положительно бываютъ озадачены, когда попадаютъ въ вересковыя болота.» «Граусъ, въ особенности п?тухъ, часто б?житъ по в?тру съ полмили, сквозь густую чащу, черезъ самыя мокрыя м?ста; отъ собаки, чтобы правильно подать птицу, требуется не только чутье, но и настойчивость. Собака, натасканная по вересковымъ болотамъ, сильно отличается отъ другихъ. Зд?сь вы увидите пойнтера во всемъ его блеск?. Обширн?йшія м?ста, полная возможность пользоваться в?тромъ при всякомъ положеніи, даютъ пойнтеру возможность развить свои способности; никакія препятствія ему не м?шаютъ.» «Ничто такъ легко не соблазнитъ пойнтера забыть свою науку, стряхнуть свои оковы дисциплины, какъ первый выходъ въ верески; какъ бы онъ ни былъ выдержанъ, сл?дуетъ опасаться, что природный инстинктъ одержитъ верхъ, когда онъ окажется среди выводка граусовъ; п?тухъ съ крикомъ б?житъ въ одну сторону, матка — въ другую, а молодые срываются кругомъ. Въ такихъ случаяхъ излишка въ дисциплин? быть не можетъ; во-время успокоительное слово въ данную минуту лучше всякой веревки: такимъ образомъ вы его успокаиваете и исправляете въ одно и то же время и скор?е добьетесь полнаго послушанія, ч?мъ самыми суровыми наказаніями. Вс?ми способами старайтесь удержать собаку отъ гоньбы въ верескахъ; разъ она начала гнать, — ей представится столько случаевъ къ этому, въ особенности въ начал? сезона, когда птенцы еще малы и летятъ тихо и недалеко, что вся ваша предшествующая работа можетъ пропасть» (тамъ же, стр. 149). «Я всегда начинаю работу съ м?ста, гд?, — я ув?ренъ, — н?тъ птицы. Это даетъ собак? возможность разойтись и н?сколько охладить первоначальный пылъ. Зат?мъ я перехожу къ м?сту, гд? есть дичь, пускаю старую собаку, a молодыхъ беру на свору. Первая стойка обыкновенно им?етъ р?шающее значеніе, притомъ, если найдена выводка, то это существенно облегчаетъ д?ло. Заставляйте старую собаку работать возможно осторожн?е, и, во изб?жаніе случайности, привяжите къ ея ошейнику веревку аршина въ два длины съ петлей на конц?, чтобы удобн?е было ее ухватить; подводите молодыхъ собакъ изъ-подъ в?тра и, прежде ч?мъ подымать птицу, уб?дитесь, что собаки поняли, въ чемъ д?ло. Если старка съ голосомъ поб?житъ, дайте собакамъ нагляд?ться, но отнюдь не позволяйте трогаться съ м?ста; то же прод?лайте, когда станутъ подниматься молодые; не позволяйте имъ зам?чать м?сто, куда опускается птица. Если старый п?тухъ будетъ далеко отводить б?гомъ, что онъ часто д?лаетъ, дайте собакамъ довести его сл?домъ до конца, останавливая ихъ каждые десять, двадцать шаговъ, чтобы он? пріучались быть осторожн?е. Если съ вами н?тъ помощника, то вы сами должны зам?тить, куда опустились хотя бы дв?-три штуки изъ выводка, что сд?лать легко, такъ какъ молодые въ начал? сезона р?дко летятъ дал?е двухсотъ шаговъ. Возьмите зат?мъ собакъ, наведите на перес?вшихъ и дайте имъ постоять надъ ними н?которое время, зат?мъ осторожно подавайте собакъ впередъ, подводя ихъ, по возможности, вплотную къ птиц?, но держите кр?пко за веревку. Если которая-нибудь пожелаетъ схватить птицу, — слегка накажите; н?сколько окриковъ и легкій ударъ, в?роятно, ее успокоятъ. Во всякомъ случа?, приб?гайте вначал? къ легкимъ наказаніямъ, увеличивая строгость пом?р? надобности. Посл? н?сколькихъ подобныхъ уроковъ спустите вашихъ собакъ, но вначал? я бы не пускалъ ихъ во всю во изб?жаніе соблазна; дов?риться имъ въ это время бываетъ рискованно. Дня черезъ четыре-пять такую предосторожность можно будетъ и оставить, a пo истеченіи трехъ нед?ль он? настолько освоятся, что съ ними можно будетъ охотиться серьезно» (тамъ же, стр. 151). «Охотники-южане им?ютъ много преимущества въ смысл? разнообразія дичи, но они им?ютъ мало возможности пользоваться горной охотой с?вера всл?дствіе весьма короткаго періода времени этой охоты. Въ отношеніи совершенства работы собакъ, поэтому, преимущество всец?ло на сторон? с?верянъ. Я знакомъ со многими охотничьими м?стами южныхъ графствъ и вид?лъ много собакъ, не видавшихъ ничего, кром? куропатки, и про которыхъ было бы несправедливо сказать, что он? нехороши, но я не знаю ни одной выдающейся собаки, не работавшей въ молодости въ вересковыхъ болотахъ» (Kynopoedia, соч. W. Dobson, 1814, стр. XXXI). «Добивайтесь отъ пойнтера работы верхнимъ чутьемъ; чтобы удержать собаку отъ ковырянія низомъ, н?которые приб?гаютъ къ прославленному средству, а именно: къ иголк? (Деревянная иголка прикр?пляется къ нижней части ошейника и не даетъ собак? опускать голову. Прим. Ред.). Я долженъ признаться, что не видалъ пользы отъ этого средства; напротивъ, постоянное бол?зненное ощущеніе на поиск? идетъ въ разр?зъ съ понятіемъ о развитіи собаки. Обыкновенно собака ищетъ низомъ всл?дствіе слабости чутья или потому, что въ ней есть прим?сь мен?е благородной породы, которой свойственно искать низомъ. Въ этомъ случа? этотъ недостатокъ искусственнымъ путемъ исправить невозможно. Лучше всего предоставить такому ублюдку работать такъ, какъ онъ ум?етъ» (тамъ же, стр. 11). «Самый р?дкій талантъ въ собак? и въ то же время самый ц?нный, это — правильный поискъ. Главная задача состоитъ именно въ томъ, чтобы добиться отъ собаки привычки правильно подаваться впередъ при каждомъ ея поворот?, какъ съ л?вой, такъ и съ правой стороны, отъ стр?лка. Для этого заставляйте собаку по звуку свистка быстро перес?кать линію вашего хода въ перпендикулярномъ направленіи» (тамъ же, стр. 17). «Природа и опытъ постепенно совершенствуютъ собаку, характеръ же поиска, его правильность и регулярность поворотовъ — д?ло искусства и должно быть дано вами» (тамъ же, стр. 26). «Та собака, которая правильн?е обыскиваетъ м?сто, всегда найдетъ больше дичи» (тамъ же, стр. 27). «Тайна заставить собаку стоять заключается въ томъ, чтобы вы сум?ли взять себя въ руки» (тамъ же, стр. 35). «Никогда не оставляйте промаха незам?ченнымъ или ошибки ненаказанной» (тамъ же, стр. 78). «Никогда не вым?щайте на собак? своихъ ошибокъ и, опьяненные удачнымъ выстр?ломъ, не забывайте безобразій, которыя она натворила, выгоняя на васъ птицу, или помогая ее ловить» (тамъ же, стр. 79). «Много труда и времени надо потратить, чтобы изъ мало страстной собаки выработать хорошую работницу, и р?дко трудъ этотъ оправдывается. Я уже упомянулъ, что, заводя питомникъ, я ни за что не пользовался бы подобными собаками» (тамъ же, стр. 93). «Весьма важно довести собаку до совершенства въ отношеніи высл?живанія дичи, чтобы она въ состояніи была усп?шно справиться со сложной задачей дойти по сл?ду б?гущаго старика-грауса, въ неровной м?стности, или съ не мен?е труднымъ д?ломъ подъема коростеля» (тамъ же, стр. 104). «Какъ бы совершенна собака ни была въ работ? въ одиночку, ея воспитаніе можетъ считаться лишь наполовину оконченнымъ, пока она не будетъ такъ же хороша въ совм?стной работ? съ другими собаками» (тамъ же, стр. 122). «Мы стремимся при натаск? развить умъ и вкоренить послушаніе» (тамъ же, стр. 128). «Мое стремленіе при натаск? собаки, — первымъ долгомъ дать ей понять, почему она должна стоять и возможно рано развить въ ней самостоятельность работы. Природная короткая остановка, развитая до твердой, сознательной стойки, составляетъ отличительный признакъ животнаго, высокія дарованія котораго мы стремимся развивать. Несмотря на то, что стойка — необходимое качество, она все-таки относится въ совершенномъ пойнтер? къ разряду мен?е существенныхъ» (тамъ же, стр. 132). «Сравнительно невысокая плата за натаску собаки не окупила бы сапогъ при работ? со страстной, высоко-талантливой собакой» (тамъ же, стр. 139). «Дайте мн? натасканную собаку, отчетливо исполняющую приказаніе ложиться, и я обязуюсь въ н?сколько дней выучить ее секундировк?, осторожной подводк? и всему, что требуется въ парной работ?» (тамъ же, стр. 150). «Весьма важно пріучить собаку находить птицу на правильномъ поиск?. Сл?дуетъ им?ть въ виду, что далеко не просто заставить собаку понять, а зат?мъ уже и въ точности исполнять уроки правильныхъ и разнообразныхъ поворотовъ на поиск?. Читатель долженъ помнить, что не всякій пойнтеръ, даже очень хваленый, им?етъ правильный поискъ; собака, обладающая имъ, должна быть признана совершенной. Картина работы двухъ или трехъ паръ пойнтеровъ съ правильнымъ поискомъ и секундирующихъ въ высшей степени интересна и красива» (Sportsman's Repository, соч. R. Lawrence, 1820, стр. 118). «Ha двадцать пять очень чутьистыхъ собакъ вы найдете едва одну съ д?йствительно правильнымъ поискомъ» (British Field Sports, соч. W. Scott, 1820, стр. 203). «Много вы выиграете времени и собака ваша будетъ лучше, если до начала натаски вы н?которое время будете ее учить поиску, ложиться по приказанію и поворачивать на свистокъ въ м?стности, въ которой н?тъ дичи, ч?мъ въ томъ случа?, если вы покажете ей птицу безъ предварительной подготовки, какъ это обыкновенно д?лаютъ» (Observations on Dog-breaking, соч. W. Floyd, 1821, стр. 12). «Собака въ этомъ случа? будетъ правильн?е обыскивать м?стность, запахъ дичи не будетъ ее сбивать или заставлять уклоняться отъ правильнаго направленія и вм?ст? съ т?мъ она не привыкнетъ объединять понятія о наказаніи съ запахомъ дичи, что часто ведетъ за собою боязнь птицы. Вс? подобные уроки можно прод?лать въ любое время года, лишь бы погода была хорошая, такъ какъ для молодыхъ собакъ крайне вредно работать въ дождь или въ очень в?треную погоду» (тамъ же, стр. 13). «Когда н?сколько собакъ работаютъ вм?ст? и одной дано приказаніе лечь, то это должно быть сигналомъ и для остальныхъ выполнить это приказаніе» (тамъ же, стр. 18). «Собаку можно запугать арапникомъ и не выяснить ей чего отъ нея требуютъ» (тамъ же, стр. 21). «Каждую собаку можно арапникомъ забить, при помощи же длинной веревки каждую можно выдрессировать. Арапникомъ и очень энергичную собаку можно запугать, но, вм?ст? съ т?мъ, пользуясь имъ ум?ренно, можно и робкую не испортить» (тамъ же, стр. 22). «Если это только возможно, охотникъ долженъ былъ бы возможно часто сл?дить за работой егерей, указывая имъ употреблять по возможности меньше словъ и притомъ только такія, которыя онъ самъ употребляетъ. Различныя слова только путаютъ собаку» (Shooter's Handbook, соч. F. Oakleigh, 1842, стр. 94). «Тубо, сказанное вполголоса, когда собака на поиск?, должно ее предупредить о томъ, что птица недалеко, и служитъ приказаніемъ остановиться. Н?тъ надобности употреблять это слово, если собака знаетъ свое д?ло. Р?шительно и громко произнесенное, оно же служитъ собак? приказаніемъ лечь, если она наскочила на птицу или инымъ образомъ провинилась. Даунъ служитъ собак? приказаніемъ лечь, когда охотникъ заряжаетъ ружье. Назадь означаетъ приказаніе итти сзади. Берегись изгороди (ware fence) (Вс? поля въ Англіи обсаживаются живыми изгородями, переступать которыя не должна собака. Отсюда и терминъ. Прим. Ред.) употребляется, чтобы не дать собак? проскочить сквозь изгородь раньше охотника. Берегись употребляется, чтобы удержать собаку отъ гоньбы по зайцу, птиц? или скоту, удержать отъ стойки по жаворонкамъ и т. д. Ищи означаетъ, что собака должна искать битаго или раненаго зайца, кролика или птицу. Бито употребляется, чтобы заставить собаку бросить схваченную битую или раненую дичь» (тамъ же, стр. 95). «Хвалите ли вы собаку или порицаете, всегда старайтесь придать лицу соотв?тствующее выраженіе, тогда собака васъ пойметъ. Собака не обладаетъ даромъ понимать словесную р?чь, но она — отличный физіономистъ» (тамъ же, стр. 96). «Высококровная собака по природ? секундируетъ. Природная секундировка не только характерный признакъ многооб?щающей молодой собаки, но является и единственнымъ в?рнымъ признакомъ, по которому охотникъ можетъ судить о будущихъ качествахъ собаки. Что собака по первому разу стоитъ по дичи, или жаворонку, не можетъ служить в?рнымъ признакомъ, но нельзя ошибиться, если собака съ перваго же выхода секундируетъ. Это служитъ доказательствомъ ея происхожденія изъ настоящей полевой семьи» (тамъ же, стр. 98). «Наказывая собаку, лучше употреблять гибкій прутикъ, ч?мъ арапникъ. Но будь то прутъ или арапникъ, собаку сл?дуетъ бить поперекъ реберъ, а не вдоль, и ударъ не долженъ охватывать вокругъ всего т?ла, а приходиться вдоль одной стороны. Никогда не сл?дуетъ собаку таскать за уши. Въ случаяхъ, когда у охотника н?тъ прута или арапника, онъ можетъ взам?нъ заставить собаку пролежать у ногъ н?которое время, что она, сгорая страстью, приметъ за суровое наказаніе и не скоро его забудетъ» (тамъ же, стр. 98). Въ ниже приведенныхъ словахъ способъ дрессировки весьма хорошо изложенъ и мы его вполн? одобряемъ: «Первый урокъ, притомъ тотъ, отъ котораго главнымъ образомъ зависитъ усп?хъ, заключается въ пріученіи собаки ложиться по слову «даунъ», чему сл?дуетъ выучить собаку до выхода въ поле. Привяжите къ ошейнику веревку, длиною аршинъ двадцать, свободный конецъ привяжите къ колу, воткнутому въ землю. Заставьте собаку лечь, голова должна лежать между передними лапами, громко произнося слово «даунъ». Каждый разъ, какъ только собака захочетъ подняться, дерните за веревку, въ то же время крикните «даунъ». Когда собака будетъ лежать при васъ совершенно спокойно, отойдите на н?сколько шаговъ, и если она захочетъ сл?довать — вернитесь и заставьте ее лечь, ударивъ разъ-другой арапникомъ. Уроки эти надо продолжать изв?стное время, пока собака ихъ твердо не усвоитъ, и зат?мъ сл?дуетъ часто повторять ихъ. Разъ собака урокъ этотъ усвоитъ вполн? твердо, она отчетливо будетъ его выполнять, и въ нужныхъ случаяхъ этимъ будетъ спасено впосл?дствіи много труда и хлопотъ. Никогда не сл?дуетъ позволять собак? вставать иначе, какъ погладивъ ее. Урокомъ этимъ хорошо заниматься передъ кормомъ, такъ какъ въ ожиданіи корма собака охотн?е вообще повинуется; поэтому никогда не кормите ее прежде, ч?мъ она не выполнитъ хорошо этого урока. (Изъ книги New Sporting Magazine, книга V, № 28, стр. 256» (тамъ же, стр. 99). «Въ д?йствительности большинство охотниковъ довольствуется посредственной дрессировкой собакъ. Съ другой стороны породистыя (не всякая высококровная въ то же время и породиста) и хорошо дрессированныя собаки настолько р?дки, что многіе охотники вполн? ув?рены, что ихъ собака лучше вс?хъ, на самомъ же д?л? они никогда не видали хорошо дрессированной породистой собаки» (The Madern Shooter, соч. капитана Lacy, 1842, стр., 143). «По правд? говоря, намъ кажется, что въ искусств? дрессировки собакъ мы ушли назадъ» (тамъ же, стр. 144). «Весьма важно, въ особенности въ отношеніи молодыхъ собакъ, заставлять ихъ правильно искать противъ в?тра. Поэтому всегда сл?дуетъ, направляя собакъ и въ правую и въ л?вую сторону, самому итти противъ в?тра, сл?дя въ то же время за т?мъ, чтобы каждая искала самостоятельно. Весьма обыкновенное явленіе, что собаки, попавъ изъ рукъ опытнаго дрессировщика къ молодому охотнику, начинаютъ бол?е или мен?е вольничать. Исключеніе будетъ въ томъ случа?, если онъ сум?етъ себя сдерживать съ перваго же раза, не будетъ пропускать безъ наказанія ни одной ошибки, въ то же время не раздражаясь и не наказывая слишкомъ строго» (тамъ же, стр. 151). «Если молодой охотникъ начинаетъ охотиться съ очень хорошо натасканными собаками, — что, конечно, лучше всего — онъ впосл?дствіи не захочетъ смотр?ть на плохихъ. Но если начнетъ съ посредственными, какихъ мы обыкновенно видимъ, — онъ помирится съ ними и, в?роятно, — прим?ръ очень заразителенъ — будетъ такимъ же неряшливымъ, какъ и его собаки, сд?лается горе-охотникомъ и въ конц?-концовъ обратится въ промышленника. Подобный стр?локъ нав?рное будетъ считать себя охотникомъ, въ д?ствительности же онъ им?етъ на это званіе столько же правъ, сколько и его пов?сы-собаки. Сверхъ того, онъ не въ состояніи получить и представленія объ наслажденіи правильной охотой. He существуетъ удовольствія выше охоты съ хорошими собаками и ничего н?тъ хуже и противн?е, какъ им?ть некровныхъ и плохо натасканныхъ собакъ» (тамъ же, стр. 154). «Ум?ніе влад?ть собой — необходимое качество каждаго дрессировщика» (тамъ же, стр. 157). «По возможности меньше разговора и очень р?дкіе свистки; ничего н?тъ лучше, какъ охота втихомолку» (тамъ же, стр. 159). «Вс? лучшіе дрессировщики, которыхъ я знаю, употребляютъ длинную веревку и только иногда, когда собака очень непокорна, парфорсъ. Только въ томъ случа?, когда собака ужъ очень упряма (но такихъ не сл?дуетъ держать), веревка можетъ оказаться мало д?йствующей» (тамъ же). «Никогда не бейте собаку спустя изв?стное время посл? провинности, но возможно ближе къ моменту ея ошибки. Когда вы ее наказываете, — держите ее за веревку и не пускайте ее, пока она не успокоится. Если вы ее упустите раньше, то она кончитъ т?мъ, что будетъ васъ изб?гать Соберите веревку и придержите собаку около себя н?которое время, потомъ постепенно отпускайте. Если вы только зам?тите, что собака васъ все еще боится, привяжите собаку къ колу и отойдите подальше, чтобы она васъ не видала. Вернувшись и зам?тивъ, что собака рада васъ вид?ть, дайте ей кусочекъ хл?ба и поласкайте ее. Отпустите ее, но все еще съ веревкой и освободите совс?мъ только тогда, когда зам?тите, что она начала весело искать» (Recreations in Shooting, соч. Craven, 1846, стр. 142). Вышеприведенные отрывки даютъ прекрасное понятіе о теоріи дрессировки; но труды столькихъ различныхъ авторовъ за періодъ двухъ стол?тій требуютъ осмысленнаго ихъ сведенія воедино и приспособленія ихъ къ условіямъ нашихъ дней на основаніи практическихъ опытовъ. Какъ разумны, наприм?ръ, зам?чанія Gervase Markham'a относительно т?хъ отношеній, которыя должны поддерживаться между охотникомъ и его собакой! Книга Symonds'a настоящій кладъ для дрессировщиковъ и немалому я самъ изъ нея научился. Symonds предпочитаетъ, чтобы секундирующая собака не трогалась съ того м?ста, откуда она увидала стойку своей товарки, между т?мъ какъ другой авторитетъ, Lascelles, работая въ четыре собаки, заставляетъ ихъ собраться къ стойк? и со вс?ми вм?ст? подходитъ къ птиц?. Я лично считаю способъ Symonds'a, нын? употребляемый на состязаніяхъ, бол?е красивымъ и подающимъ мен?е поводовъ къ сумятиц?, а на охот? по куропаткамъ, безъ сомн?нія — и самымъ правильнымъ. Но на охот? въ вересковыхъ болотахъ способъ Lascelles'a им?етъ свои преимущества, когда граусы разб?гаются въ разныя стороны или когда старикъ-п?тухъ б?житъ за версту. Однако, я считаю выводы Symonds'a не вполн? правильными тамъ, гд? онъ говоритъ, что поискъ есть результатъ искусства дрессировщика, и ставитъ р?зкую черту между понятливостью и природной способностью. Если бы даже выработанный поискъ являлся проявленіемъ чисто механическимъ, то желаніе и податливость, другими словами, понятливость должна же основываться на природныхъ способностяхъ. Приведу прим?ръ. У меня былъ пойнтеръ, обладавшій отъ природы почти совершеннымъ поискомъ; пойнтеръ этотъ участвовалъ на состязаніяхъ л?тъ десять тому назадъ. Въ то время состязанія сильно упали, и судьи предпочитали н?сколько красивыхъ, далекихъ стоекъ бол?е близкимъ, являющимся результатомъ толковаго, правильнаго поиска безъ ср?зыванія сторонъ и угловъ поля. Поэтому собака моя прошла невысоко. Въ одинъ прекрасный день мой дрессировщикъ, хотя и со слезами на глазахъ, просилъ у меня разр?шенія испортить поискъ «Тапа», такъ какъ иначе онъ выиграть не можетъ. Опрометчиво я ему далъ разр?шеніе, поискъ былъ испорченъ, и «Тапъ» посл? этого взялъ много призовъ. Странно сказать, «Тапъ» на состязаніяхъ носился согласно мод?, на охот? же немедленно выказывалъ свой обычный правильный поискъ. Въ этомъ случа? поискъ являлся уже, несомн?нно, сл?дствіемъ природныхъ способностей. Lascelles, первый подробно писавшій объ охот? по граусамъ, считается авторитетомъ. Онъ съ большой ироніей говоритъ объ охотникахъ, которые сами вытаптываютъ дичь, вм?сто того, чтобы предоставить поднять ее собак?. Тарlin и Dabson приводятъ много интереснаго, но они не обладаютъ даромъ слога Lascelles'a и часто пустословятъ. Однако зам?чаніе Dabson'a o склонности охотниковъ похвалить собаку посл? удачнаго выстр?ла за проступокъ, за который въ случа? промаха наказали бы, и проницательно и в?рно. Lacy, пропов?дникъ состязаній, въ своихъ стремленіяхъ отличить высококровную собаку отъ породистой является прорицателемъ д?ятельности Кеннель-Клуба. Онъ, между прочимъ, указываетъ на д?йствія и возд?йствія неряшливой работы на собаку и на челов?ка, если посл?дній не им?етъ понятія о правильной охот?. Приведу н?сколько моихъ собственныхъ указаній, простыхъ и ясныхъ настолько, что всякій новичокъ будетъ въ состояніи натаскать своихъ пойнтеровъ, если онъ только обладаетъ терп?ніемъ и любитъ собакъ. Они должны послужить лишь къ тому, чтобы заставить полюбить это крайне интересное д?ло, и являются лишь добавленіемъ ко всему уже сказанному въ этой глав?; практичность же ихъ вытекаетъ изъ того, что эти указанія являются результатомъ опыта. Прежде всего выбирайте щенятъ по моимъ указаніямъ въ четвертой и пятой глав?. Въ такомъ случа? вы будете им?ть д?ло съ чистокровными пойнтерами, по природ? понятливыми, съ насл?дственной опытностью; они будутъ итти навстр?чу вашимъ стараніямъ, будутъ обладать легкимъ ходомъ, подвижными прутами и будутъ нести голову высоко. Все это очень важно, такъ какъ попытка натаскать ублюдковъ будетъ мученіемъ, ихъ надо въ буквальномъ смысл? слова сломать. Поэтому, если ваши щенята не скоро начнутъ проявлять страсть, безъ приказанія будутъ трепаться около ногъ, — постарайтесь поскор?е избавиться отъ нихъ: вы попали не на настоящихъ. Таблица XIV. «Чампiонъ «Альдинъ-Флюкъ».Элементарныя познанія, азбука всего, одинаковы для пойнтеровъ, какъ и для вс?хъ прочихъ породъ собакъ, изъ которыхъ хотятъ сд?лать пріятныхъ и полезныхъ товарищей. Сама привязанность собаки къ челов?ку дастъ ему возможность научить ее тремъ основнымъ принципамъ послушанія: приходить на зовъ, сл?довать по приказанію сзади и по требованію ложиться. Воспитаніе пойнтера д?лится на дв? части: подготовительную, чисто механическую, и окончательную, практическую. Первая — безъ дичи, вторая — на дичи. Вамъ ничего не стоитъ обучить четырехм?сячнаго щенка понимать кличку, итти на свистокъ, прод?лывая эти уроки во время корма. Какъ только щенокъ пойметъ это, обучите его итти сзади, что тоже не трудно. Идите со щенкомъ по узкой дорожк? съ прутикомъ въ рук?, прикажите ему итти сзади словомъ «назадъ», какъ только онъ сунется впередъ, ударьте слегка прутомъ, приговаривая: «назадъ». Въ конц? урока остановите его словомъ «стой» и зат?мъ дайте ему наб?гаться. Кусочки хл?ба служатъ наградой во все время первой части воспитанія. Заставить щенка ложиться уже гораздо трудн?е и требуетъ времени и терп?нія. Никакого послабленія зд?сь нельзя допускать, урокъ этотъ — основаніе всего будущаго развитія щенка. He считайте, что ваша собака правильно ложится, пока она не будетъ съ полнаго хода моментально падать, какъ только услышитъ слово «даунъ» или увидитъ вашу поднятую руку и пока она не будетъ оставаться лежать до вашего приказанія, хотя бы вы и ушли съ глазъ. Для достиженія этого прим?нимы указанія Oakleigh'a, приведенныя въ этой глав?. Во время первыхъ уроковъ собака должна быть на длинной веревк?, если ей хотя разъ удастся отъ васъ удрать, то она сильно будетъ сомн? ваться въ вашемъ надъ ней могуществ?. Въ сл?дующій урокъ займитесь секундировкой, для чего возьмите двухъ или бол?е пойнтеровъ, дайте имъ искать и заставьте одного изъ нихъ лечь, но такъ, чтобы другіе не видали. Крикните на нихъ, если они, вернувшись, не обратятъ вниманія на лежащую собаку. Такимъ образомъ вы ихъ скоро пріучите моментально ложиться при вид? лежащей собаки. Отчетливое исполненіе этого урока не особенно трудно для молодой собаки, но вм?ст? съ т?мъ оно и крайне важно, ибо пріучаетъ собаку не жадничать, секундируя стойк? по дичи; при такомъ условіи даже посл?довательныя пустыя стойки не выведутъ ее изъ субординаціи. Зат?мъ научите собаку правильному поиску, что и будетъ посл?днимъ урокомъ первой части. Къ этому времени она должна уже ум?ть сл?дить за указаніями руки. Полезно бываетъ перем?нять направленіе, когда вамъ кажется, что собака, хотя бы на минуту, перестала обращать на васъ вниманіе; удалитесь быстро отъ нея и по возможности спрячьтесь; молодая собака, потерявъ васъ, будетъ безпокоиться, пока васъ не найдетъ. Прод?лывайте это почаще, что заставитъ собаку постоянно сл?дить за вами. Для выработки правильнаго поиска отправьтесь съ собакой на лугъ, на которомъ н?тъ дичи, и идите серединой. Пустите собаку, и какъ только она въ ту или другую сторону дойдетъ до границы, дайте свистокъ и, указывая рукой впередъ, отб?гите н?сколько въ противоположную сторону. Когда она пройдетъ передъ вами, посылайте ее, сами же быстро подвигайтесь впередъ, пока собака не достигла другой границы, и т. д. Сначала вамъ будетъ трудно предупреждать собаку д?лать поворотъ внутрь и проходить такимъ образомъ уже по пройденному м?сту; какъ только вы увидите, что собака неправильно поворачиваетъ или хочетъ пройти позади васъ, немедленно обернитесь къ ней лицомъ и не двигайтесь впередъ, пока собака не прошла впереди васъ. Постепенно пріучайте собаку д?лать повороты безъ свистка, повинуясь указаніямъ одной лишь руки. Прилагаемый рисунокъ изображаетъ правильную схему поиска, им?я въ виду парную работу. Черная линія изображаетъ направленіе поиска одной собаки, пунктиръ — другой. Такимъ образомъ собаки должны продолжать искать, пока все поле не будетъ пройдено. На этомъ заканчивается подготовительная часть натаски; въ предыдущихъ упражненіяхъ придется иногда м?нять пріемы, приспособляясь къ индивидуальнымъ способностямъ щенка. Когда же молодая собака такъ или иначе твердо заучитъ все вышесказанное, можно приступить къ работ? по дичи, и тогда не придется удивляться ея быстрымъ усп?хамъ; она можетъ оказаться и геніальной, во всякомъ же случа? будетъ хорошей, надежной работницей. Всякій, обладающій н?которымъ терп?ніемъ, долженъ быть въ состояніи пройти съ понятливой собакой первую половину натаски. Остановимся, однако, на порог? второй части и посмотримъ, каково должно быть вліяніе челов?ка, чтобы сд?лать изъ собаки выдающуюся работницу. Хорошій щенокъ очень горячъ, наивенъ и впечатлителенъ, весьма важно заставить его безусловно повиноваться, не уничтоживъ его самостоятельности и разсудка, другими словами, надо сломить его упрямство, но сохранить индивидуальность. Вы должны обращаться съ нимъ настойчиво, но мягко, щенку должно казаться, что онъ васъ слушается потому что это ему пріятно. Чтобы удачно это выполнить, надо им?ть много любви къ собакамъ, что, по всей в?роятности, — природный даръ, но является безусловно нужнымъ при дрессировк? и отличаетъ артиста этого д?ла отъ ремесленника. Годовалый пойнтеръ, въ особенности очень хорошій, крайне нервенъ, почему его не сл?дуетъ безъ нужды пугать и раздражать. Никогда не бросайте въ него камнемъ, не пугайте его внезапнымъ крикомъ, не щелкайте при немъ арапникомъ и не толкайте его ногой. Никогда не употребляйте арапника, если видите, что собака и безъ того уже стыдится своего поступка; побраните ее хорошенько и, если нужно, потрясите. Никогда не пропускайте ошибки, даже въ томъ случа?, если условія ее извиняютъ, какъ, наприм?ръ, наскокъ по в?тру, или гоньба по прим?ру другой собаки; собака — не казуистъ, и ея разумъ не различаетъ тонкостей. Никогда не употребляйте арапника въ запальчивости; когда вамъ приходится пустить въ д?ло арапникъ, держите собаку кр?пко и, прежде ч?мъ ее отпустить, помиритесь съ ней. Есть другой, въ большинств? случаевъ бол?е полезный, способъ наказанія за серьезный поступокъ. Привяжите собаку къ колу и уйдите отъ нея на н?которое время. Преимущество этого способа заключается въ томъ, что собака будетъ жалобно визжать въ вашемъ отсутствіи, при вашемъ же возвращеніи вм?сто боязни будетъ выказывать радость. Кром? того, къ вашимъ услугамъ веревка, хотя это скор?е средство предупрежденія, нежели наказанія. При помощи этого великол?пнаго изобр?тенія, стоящаго вс?хъ остальныхъ приспособленій, вм?ст? взятыхъ, можно съ одинаковымъ усп?хомъ справиться и съ робкой и со строптивой собакой. Это простая веревка, привязанная къ ошейнику собаки, но ея сила безконечна. Она можетъ быть длиною въ десять футовъ, можете сд?лать ее и пятидесяти футовъ длины съ колышкомъ на конц?: она вселитъ ув?ренность нер?шительному щенку на стойк? и отрезвитъ любого сорванца своей безконечной сферой вліянія. Теперь разсмотримъ окончательную отд?лку молодой собаки, при чемъ сл?дуетъ все время им?ть въ виду, что мы желаемъ развить инстинктъ собаки, а не вкоренить ей какія-то совершенно новыя познанія: однимъ словомъ, наша задача развить ея скрытые таланты. Наприм?ръ, когда собака при первомъ знакомств? съ птицей какъ бы нам?ренно забываетъ вс? предыдущіе уроки, дайте ей поноситься и нагоняться досыта. He останавливайте, а, напротивъ, поощряйте, пока ея собственный разсудокъ ее не остановитъ. He насилуйте стойки, не заставляйте ее лечь, пока не увидите, что собака, придя въ себя, не сд?лаетъ короткую стойку. Тогда только насталъ вашъ моментъ: подойдите скор?е къ собак?, но не б?гите. Если вамъ удастся схватить веревку и вм?ст? съ собакой подойти къ птиц?, то ваша собака готова: народился еще пойнтеръ! Разъ собака освоилась со стойкой, никогда не помогайте ей свисткомъ или инымъ образомъ. По опыту она должна узнать, насколько можно подойти къ птиц?, даже съ перваго раза она, очевидно, должна знать это лучше, нежели ея услужливый дрессировщикъ. Ваша задача наказать ее, когда она наскочитъ на птицу, и оттащить ее на то м?сто, гд? она должна была бы остановиться, о чемъ вамъ посл? взлета птицы не трудно судить. На этомъ ваши заботы, собственно говоря, кончаются: предшествующее воспитаніе вашего ученика облегчитъ ему все остальное. Вашъ ученикъ ложится, увидавъ поднятую руку, заставьте его теперь ложиться по взлету птицы, по выстр?лу и зайцу. Чтобы заставить его это сд?лать, вамъ въ первое время придется крикнуть «даунъ», но скоро онъ и безъ этого будетъ ложиться. Чистокровные пойнтера не им?ютъ склонности гнать зайца. Конечно, вначал? большинство щенятъ прогонятся разъ-другой, но это не серьезная гоньба съ голосомъ и носомъ на сл?ду. Такіе порывы въ молодости не подлежатъ строгому наказанію: они скоро сами собой пройдутъ; однако, изб?гайте зайцевъ, пока ваша собака не стоитъ твердо по куропаткамъ. Ковыряніе носомъ по земл? какъ привычка — порокъ и является сл?дствіемъ плохой натаски или некровности. Никогда не дозволяйте щенку ковыряться. Если онъ не желаетъ причуять птицу верхомъ, отведите его отъ нея; это скоро его исправитъ. Колышекъ, привязанный къ ошейнику, я нашелъ безполезнымъ въ этомъ случа?; поискъ съ высоко поднятой головой, равно какъ ум?ніе пользоваться в?тромъ, — врожденны, — научить этому нельзя. Несомн?нно то, что собака съ нижнимъ чутьемъ сталкиваетъ дичи больше, нежели собака съ верхнимъ чутьемъ, думается потому, что птица считаетъ, что въ первомъ случа? напали на ея сл?дъ, между т?мъ какъ собака, идущая верхомъ, не догадывается о ея сос?дств?. Собака съ верхнимъ чутьемъ по запаху узнаетъ, строга ли птица, и соотв?тственно этому выказываетъ большую или меньшую осторожность. Всегда начинайте натаску по куропаткамъ; если вы начнете съ бол?е пахучей дичи — грауса, то собаки по остальной дичи будутъ работать хуже. Равно начинайте съ бекаса, если вы желаете, чтобы ваша собака по нимъ работала. Весна для натаски лучше осени. Работа по выводкамъ не такъ развиваетъ чутье, — собака мало будетъ обращать вниманія на одиночныхъ птицъ. Совм?стно съ опытностью развивается и чутье; при ум?ломъ обращеніи чутье способно развиться. Я зналъ собакъ, потерявшихъ зр?ніе, при чемъ чутье ихъ развилось при этомъ до удивительной тонкости. He давайте вашему ученику обнюхивать кусты и дайте ему понять съ самаго начала, что если тамъ и им?ются сокровища, то они не ему предназначаются. Однако, если поле обсажено живой изгородью, совершенно правильно, чтобы собака противъ в?тра прошла вдоль изгороди. При такомъ способ? все поле будетъ въ ея распоряженіи. Ни одна собака не должна перел?зать изгородь прежде хозяина; когда вы переходите изгородь, собака должна ждать. Въ подготовительныхъ урокахъ вы научили собаку, какъ надо искать, умный же пойнтеръ скоро самъ научится м?нять быстроту поиска сообразно обстоятельствамъ. Для охоты по граусамъ необходимо, чтобы пойнтеръ обладалъ свободной подводкой, не нуждаясь въ особомъ посыл?; близкое сос?дство охотника должно быть достаточнымъ побужденіемъ для подводки. Когда молодая собака вначал? выказываетъ нежеланіе подводить къ птиц?, возьмите ее на сворку и осторожно подтаскивайте. Если же, это не придастъ ей см?лости, захватите съ собой старую собаку, и когда молодая найдетъ птицу, свяжите собакъ за ошейники и такимъ образомъ заставьте поднять птицу. Но не прекращайте этого пріема, пока молодая собака не будетъ подводить и поднимать птицу безъ помощи. He говорите съ собакой въ это время, не гладьте ее, ни подъ какимъ видомъ не шарьте ногой впереди собаки, все это разовьетъ въ собак? пагубную л?ность. Вс? нервныя молодыя собаки боятся момента взлета птицы; если поощрять эту слабость, то проститесь съ золотыми словами: быстротой и тишиной. Равнымъ образомъ ошибочно поощрять или ласкать молодую собаку на каждой стойк?; если это и не разовьетъ пустостойства, то, во всякомъ случа?, собака будетъ довольствоваться стойкой по мал?йшему запаху дичи, гд? бы сама птица ни была, не стремясь опред?лить ея м?стонахожденіе — всегда непріятная привычка, а въ парной работ? несносная. He давайте страстной собак? нюхать битую птицу, — это ее обыкновенно слишкомъ волнуетъ; запахъ самой птицы и ув?ренность, что она упала, — совершенно достаточная награда. Съ другой стороны, боязливой собак? бываетъ полезно схватить битую птицу разъ-другой. Работая пару пойнтеровъ, заставляйте каждаго искать самостоятельно (какъ показано на рисунк?), никогда не позволяйте одному итти сл?домъ за другимъ или итти рядомъ; много б?дъ бываетъ отъ слишкомъ близкаго сос?дства. Можетъ появиться склонность забыть свои обязанности, и, наконецъ, одна собака можетъ соблазнить другую. Если во время работы одна изъ нихъ остановится для естественной надобности, то положите другую и вновь пускайте ихъ вм?ст? съ равными шансами. Когда одна собака станетъ по дичи, другая немедленно должна тоже остановиться на стойк? по ней и должна, не трогаясь съ м?ста, ждать момента взлета птицы изъ-подъ товарки, чтобы лечь. Натаскивая пару и подходя къ стойк?, три четверти вниманія обращайте на секундирующую собаку, сл?дите, чтобы она не трогалась съ м?ста, а пуская со-бакъ вновь въ поискъ, всегда давайте преимущество секундировавшей собак?. Во-первыхъ, это сравниваетъ шансы собакъ, во-вторыхъ, пріучаетъ собаку не подтягиваться къ стойк? и не трогаться съ м?ста безъ приказанія. Несоблюденіе этихъ зам?чаній дрессировщикомъ часто приводитъ къ тому, что старыя собаки, секундируя, начинаютъ подползать къ стойк? товарки, что непріятно. Когда птица поднята, не разр?шайте собак? разнюхивать сл?дъ, а секундировавшую не подпускайте къ этому м?сту. Заставьте ихъ лечь, продержите ихъ минуту-другую и зат?мъ пускайте ихъ вновь въ поискъ. Если нужно, можете во время первыхъ уроковъ привязать секундирующую собаку къ колышку или поставить кого-нибудь рядомъ съ ней во изб?жаніе возможности подхода ея къ собак? на стойк?, но не волнуйте собаку на стойк?, наказывая другую. Если вы внимательно относились къ своимъ собакамъ во время подготовительныхъ уроковъ, то вамъ не придется приб?гать къ такимъ м?рамъ; самое большее, что вамъ придется, — держать собакъ по очереди у ноги, чтобы добиться полнаго спокойствія и подчиненія. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|