|
||||
|
Глава 7.ЗА ПРЕДЕЛАМИМОНЕТАРНОЙТЕОРИИБольшая частьиз того, чтосчитаетсясовременнойэкономическойэкспертизой,вполне сравнимос натягиваниембрюк черезголову. С самогоначала изученияоснов физическойэкономики тотобъем материала,который действительностоит изучитьпо современнымэкономическимучебникам,может бытьосвоен примерноза неделю. Этосказано невполне дипломатично,но это истиннаяправда. Поэтомулишь одну главуэтой книги мыпосвятим мнимымтайнам монетарнойтеории. В начале получимпредставлениео сегодняшнемсостояниимонетарнойтеории. То, что сегодняв учебникахи специализированныхжурналах называется«экономикой», по сути нечто иное, какмонетарнаятеория. Некоторыеиз основныхразделов физическойэкономикиигнорируютсяили в большинствеслучаев простовыбрасываютсяиз учебногокурса. Когдаже современнаяакадемическаяэкономиказатрагиваетвопросы физическойэкономики, тоиспользуютсяподправленныеотрывки извновь подогретыхфизиократическихдогм или весьмаразрозненныекуски из произведенийэкономистов-марксистов.В любом случае,все это «внимание»,уделяемоефизическойэкономике,подчиненомонетаристскимдогмам. «Покупайтедешевле и продавайтедороже» вотоснова основмонетаризмаво всех егопроявлениях;все рассматриваетсяс точки зрениябратского союзаторговцев рыбойи их банкиров. Характерныепросчеты современноймонетарнойтеории разделяютсяна два взаимодополняемыхкласса, оба встиле «доктриннравственности»,преподававшихсяДэвидом Юмом,Адамом Смитоми ИеремиейБентамом. Первыйкласс можноописать лозунгом«Магия рынка»,т.е. попыткойобъяснить всестороны экономическихпроцессов сточки зренияценовой теории.Однако точноеописание реальныхэкономическихпроцессов спозиций этойтеории практическиневозможнои до безобразиясложно. Вторымсерьезнымнедостаткоммонетарнойтеории являетсяее стремлениепредставитьразличные формыростовщичествакак неотъемлемуюсоставную частьэкономическойдеятельностии доказать ихнезаменимостьдля экономикив целом. Всеэто существенноусложняет иделает громоздкимилюбые попыткиописанияэкономическихпроцессов. Физическаяэкономия позволяетнам полностьюизбежать ошибокпервого типа.Принципы физическойэкономии согласуютсяс давно устоявшимсяучением Августина,согласно которомувсе формыростовщичества(долгового, вличине земельнойренты и в формеспекуляциитоварами) аморальныи деструктивныдля всеобщегоблагосостояния.Если эта порочнаядеятельностьпри помощиполитическихи практическихсредств будетобъявлена внезакона, тотеоретическиетрудности,связанные сподобной практикойрасчета ежедневногоэффекта, будутполностьюустранены. Этопозволит вычленитьв монетарнойтеории действительнополезные принципы,для освещениякоторых вэкономическомучебнике достаточнобудет однойглавы. В американскойистории распространениемонетарнойтеории непосредственносвязано с трудамиМазеров (сыни отец Mather) и предложениямид-ра БенджаминаФранклина(1706-1790), основаннымина работе Мазера,в которой речьидет о введениибумажных денегв английскихколониях вСеверной Америке[1].Полное признаниемонетарнаятеория получилапри президентеДжордже Вашингтоне,что нашло отражениев докладахКонгрессу покредитам ибанковскойсистеме, представленныхминистромфинансов АлександромГамильтоном(1755-1804) [2].Ее применениебыло расширеноМэтью Кэри(1760-1839) [3]и разработаноболее тщательноГенри Ч.Кэри(1793-1879) [4].Ключевые элементыэтой политикивключены встатью 1, параграфы8 и 9 КонституцииСША. Основныеположениямонетарнойтеории состоятв следующем. Количестводенег, пущенныхв обращениев виде зарплати других денежныхдоходов, являетсяфункцией техстатей расхода,которые соответствуютэнергии системы.Действительноеколичестводенег в сфереобращения можетотличатьсяот указанноговыше объемав ту или инуюсторону в связис колебаниямицен или денежныхпотоков, циркулирующихпо каналамнакладныхрасходов, которыефункциональноне связаны спроизводственнымциклом. Посколькуплатежи определяютсяпроизводственнымциклом, то ростденежной массывсегда зависелот производстваи указанныхвыше процессов.Само производствоне определяетвесь объемденежной массы,необходимойдля обеспеченияпокупки всегообъема свободнойэнергии выдачи. Вопрос, которыймы только чтозатронули,иногда называется«проблемойвыкупа». Только правительствоможет разрешитьэту проблему.Для достижениябаланса междунаходящейсяв обращенииденежной массойи закупкамифизическихтоваров, соответствующихих свободно-энергетическомуобъему, передправительствомвстает задачалибо изъятияденег из экономическинеоправданныхстатей накладныхрасходов(ростовщичества,земельнойренты, спекулятивныхперепродаж)при помощиналогов, либоочереднойэмиссии денег.Обе эти мерыможно проводитькак единыйпроцесс. Метод, припомощи которогоправительствовыдает кредиты,основан навыпуске золоторезервныхбанкнот своегоказначействапреимущественнов виде ссудныхсумм, распространяемыхчерез национальнуюбанковскуюсистему. Выпускденег в обращениепроисходитчерез банковскиессуды. Посколькуэти ссуды большейчастью являютсяобеспеченными,то стоимостьденежной единицы,пущенной такимобразом в обращение,поддерживаетсяобеспеченностьюэтих ссуд.Правительствофактическиответственноза процентильвсего объемавыпущенныхденег, которыйв будущем можетоказатьсянедостаточнообеспеченнымгарантиямиэтих ссуд. Наэтом пути направительстволожитьсяответственностьза диспропорцииво внешнейторговле. Посколькумеждународнойвалюты дляпокрытия возможногодисбалансане существует(так как сувереннуюстрану не устроитни одна чужаяденежная единица)[5],то дефицитвнешнеторговогобаланса долженустранятьсяказначействомпосредствомоплаты в монетарномзолоте [6]. Это по своейсути, и естьзолоторезервнаямонетарнаясистема. Наиболееизвестнымииз доктринмонетарнойполитики,противостоящихзолоторезервнойсистеме, являетсясистемазолотого стандарта,типичным примеромкоторой быласистема концаXIX века с центромв Лондоне исуществующаяформа "плавающихкурсов""Бреттон-Вудскойсистемы (МВФ,Мировой Банк,ГАТТ и др.). По системезолотого стандартаминистерствофинансов СШАможет выпуститьлишь один долларбумажнымиденьгами накаждую однодолларовуюстоимостьзолотых монетили слитков,депонированныхв Казначействе.Каждый частныйбанк или банки,уполномоченныеправительствамиштатов, могутполучить разрешениена выпуск своихбумажных денегиз расчета, чтов банке имеетсярезервноезолото, так чтолюбой человек,представившийбумажные деньгив офисе агентства,выпустившегоэти деньги, могбы свободноих обменятьпо номиналуна золотыемонеты илислитки [7]. Золотой стандартограничиваетколичестводенег в обращенииколичествомзолота, депонированнымв Казначействеи/или в банках,имеющих разрешениена выпуск бумажныхденег. КогдаСША, по Законуо возобновленииразмена бумажныхденег на металл,были поставленыв подобныеусловия, нацияоказаласьвовлеченнойв затяжнойсоциальныйкризис, усиленныйглубокой ипродолжительнойэкономическойдепрессией.В течение этогопериода и позжеиностранцымогли скупатьв большом количественедвижимостьи другое имуществокак у правительстваСША, так и у частныхграждан, преимущественнопо «бросовым»ценам. Хужетого, посколькунедостатокзолотых слитковна депозитеКазначействаСША был вызванполитикой,связанной сэтим Законом,менее развитыестраны, чемСША, и частныезолотодержателисмогли вчистуюограбить федеральноеправительствои население,скупая все забумажные деньги,которые неимели соответствующейобеспеченностив виде наличныхфизическихтоваров. Важный момент,который следуетособо выделить(с точки зрениямонетарнойтеории), состоитв том, что золотойстандарт дажехуже, чем воздержаниеот выпускабумажных денегвообще. Основныммоментом здесьявляется отсутствиефункциональнойвзаимосвязимежду уровнемвыпуска физическихтоваров и денежноймассой в обращении.В случае ужеупомянутойзолоторезервнрйсистемы всеобеспечениевыпущенныхдензнаковосновано нена золоте, а наценном физическомимуществе,полезных товарах.Более того, вдолжным образомфункционирующейзолоторезервнойсистеме объемденег приблизительносоответствуеттоварам, находящимсяв обращении.В золотостандартнойсистеме уровеньобеспеченияденьгами значительнониже уровнятоваров, предлагаемыхпроизводствомдля продажи:следовательно,экономическаядепрессия(часто чрезвычайносерьезная)является непременнымспутникомзолотостандартнойсистемы. Эффективностьзолоторезервнойсистемы зависитот кредитнойполитики, управляющейссудами, предоставленнымина основе выпущенныхтаким образомденег. Дляобеспеченияоптимальнойэффективностинеобходимовыполнениеследующихкритериев. Единственным общеэкономическим применением таких ссуд должно стать инвестирование либо в производство физических товаров, либо в развитие основной производственной инфраструктуры, необходимой для создания физических товаров. Другие виды кредитования должны использоваться при депонировании валюты, золотых монет или слитков в качестве частных сбережений в кредитующие организации. Выпуск денег должен быть направлен на инвестиции в производство новых физических товаров, в особенности средств производства, и не должен использоваться, за исключением кратких периодов стимуляции экономики, находящейся в депрессии, для расходов на потребительские товары. Выпуск денег не должен использоваться для инвестиций в устаревшие основные фонды любого вида или для финансирования и покрытия любой части накладных расходов, кроме случайных, минимальных количеств, связанных с заемом средств для покупки новых средств производства для создания ощутимого, физического «выхода» или существенной, необходимой инфраструктуры. Целью этого является не только стимулирование инвестиций в производство физических товаров, но и уверенность в том, что обязательства правительства в плане выпуска денежных знаков обеспечиваются инвестициями, которые, в свою очередь, связаны с доходом дебитора, полученным путем производства товаров. При выдаче кредитов предпочтение должно отдаваться инвестициям в технологически перспективные направления развития средств производства, особенно производства средств производства, а среди них в станкостроение. Предпочтение должно отдаваться ссудам, которые отвечают вышеназванным условиям, а также обеспечивают вовлечение в процесс кредитования частные сберегательные вклады. Этот третий критерий предпочтения должен функционировать следующим образом. Ссуды на основе выпущенных денег должны предоставляться по переучетным ставкам, которые значительно ниже долговых выплат на кредитном рынке для частных депозитов, т.е. на уровне от 2 до 4% в год, Частным банкам, которые повторно кредитуют эмиссию денег, разрешается небольшая премиальная надбавка к ссуде. Таким образом, частные банки обеспечат себе наиболее выгодные условия путем «последовательного вложения» некоторых из своих кредитоспособных вкладов в те же ссуды, в которых участвует правительство, осуществляющее эмиссию денег. Если это «последовательное вложение» является условием участия в ссудах для эмиссии денег, то частный банк имеет двойную заинтересованность в принятии подобного соглашения: растет как его конкурентоспособность в кредитовании, так и эффективность оборота банковского депозита и капитала; собственные кредитные возможности банка, расширенные участием в выдаче государственных ссуд, приводят к относительно высокому уровню роста доходов потенциальных частных вкладчиков этого частного банковского рынка. Правительству удается лучше достичь своих целей путем вовлечения большей доли частных вкладов в предпочтительные виды инвестиций. Механизм этогопрост. Частныйбанк представляетпредлагаемоекредитноесоглашениес предпочтительнымкругом инвесторовна рассмотрение,например,соответствующемуагентствуФедеральнойрезервнойсистемы (ФРС),которая в данномслучае действуетот имени Казначейства.При одобренииагентствомвыдачи этойссуды ФРС выпускаетчек на указаннуюсумму из средств,предварительнодепонированныхв ней Казначейством.Этот чек выписываетсябанку-кредитору.Чек этот депонируетсяна счет заемщикав этом банке.Заемщик можетперечислятьс этого счетасуммы (предварительноодобренныесоответствующимчиновникомбанка) для покрытияопределенныхкатегорийрасходов,соответствующихинвестиционнымнуждам, длякоторых и определялсяданный видссуды. Пущенныев обращениеденьги такимобразом переходятк продавцууказанныхкатегорийтоваров, услуги к штату работников.Таким образомденежное обращениенаправляетсяисключительнона цели обращениясвободно-энергетическойчасти национальногопроизводства. Что касаетсяроли золотав золоторезервнойсистеме, то онасвязана с появлениемдвух различных,однако взаимосвязанныхобстоятельств.Во-первых,использованиевыпущенныхденег непосредственнодля покупкииностранныхтоваров налагаетсоответствующиеобязательствана Казначейство.Во-вторых, повторнаяциркуляциявыпущенныхбанкнот можетиспользоватьсядля закупокза границей,что вызоветсхожий эффект. С этими обстоятельствамиможно справитьсяс помощьюрегулированияввоза-вывозавалюты. Выплатыиностранцамза импортныезакупки должныпроводиться,главным образом,валютой страны-экспортерав том смысле,что американскийпокупатель(к примеру)приобретаетиностраннуювалюту черезнациональнуюбанковскуюсистему сзолоторезервнымдолларом. Фактическиэто являетсялицензированиемимпорта, посколькузакупка иностраннойвалюты ограниченатем ее количеством,которое выборочноприобреланациональнаябанковскаясистема (включаяКазначейство).Критерием,которому следуетнациональнаябанковскаясистема в данномслучае, являетсясостояниенациональногоплатежногобаланса с каждойстраной. Этотакже дополняетсяустановленнойпрактикой,когда, например,США, будут улаживатьторговый дисбаланстолько с темистранами, скоторыми имеютсявзаимные соглашенияо золотом резерве. Увеличениеобъема импортарегулируетсяпоощрениемэкспорта. Вэтой связиправительствовыполняет, восновном, трифункции. Во-первых,оно поощряетсоглашения,содействующиеэкспорту реальныхфизическихтоваров. Во-вторых,оно осуществляетимпортно-экспортныезаемные функции,которые намеждународномрынке экспортаиз США служатсоответственнособлюдениютех же принциповэкономическихпредпочтений,которые применяютсядля регулированияссуд на основевыпущенныхденег внутристраны с упоромна поощрениеэкспорта средствпроизводства.В-третьих,правительствово взаимодействиис.национальнойбанковскойсистемой обмениваетдефицит и излишкикак по общественным,так и по частнымобязательствамсреди избранныхторговых партнеровс целью удержанияобязательстви вкладов поиностраннойвалюте, согласуяэти шаги какс защитой позицийнациональнойзолоторезервнойсистемы, таки с нуждамиправительстваи частнымиинтересами,касающимисямеждународнойторговли. Эти положениядополняютэкономическиефункции правительства.В общих чертахправительство,насколько этовозможно, должноограничитьсвои прямыеэкономическиефункции развитиеми поддержкойосновнойпроизводственнойинфраструктурысельскогохозяйства ипромышленности.Желательно,чтобы остальныеэкономическиефункции, насколькоэто представляетсявозможным, былипрерогативойчастных инвестиций.В областиэкономическихфункций правительства(включая федеральные,штатов и местное)оно либо поддерживаетосновнуюпроизводственнуюинфраструктуру,либо обеспечиваетэто посредствомрегулированиякоммунальныхуслуг. Это включаетводообеспечение,общественныйтранспорт(порты и портовыесооружения,основные видытранспорта,такие, как железныедороги, скоростныешоссе, авиаперевозки),производствои распределениеэнергии, развитиеи управлениепользованиеместественнымиресурсами,городскуюпромышленнуюинфраструктуру,включая основныетрадиционныевиды услуг. Было бы благоразумным,если бы правительствоаккумулировалотолько те средне-и долгосрочныедолги, которыекасаются самыхсущественныхинвестицийв подобнуюэкономическуюдеятельность.Приобретенияправительствадля этих целейдолжны по своемухарактеру бытьв форме (S'+C)и напрямуювоздействоватьна экономику.Объем подобныхвыплат можетрегулироватьсягосударственнымикредитами нацели такихкапитальныхвложений. Этопозволяетправительствустимулироватьреализациюсвободнойэнергии экономики,не только ввиде чистогоэффекта науровне покупокпроизведенныхфизическихтоваров в целом,но также избирательно.Посколькуправительствоимеет запасвремени и свободудействий относительнобольшей частипринятыхинфраструктурныхпрограмм какво времени, таки в темпах ихвыполнения,благоразумноеиспользованиеэтого запасаможет позволитьизбирательностимулироватьте областипроизводствасредств производства,которые нуждаютсяв серьезнойподдержке втечение определенноговремени. Принимаяподобную практику,правительствоне понесетникаких затрат,кроме тех, которыев любом случаенеизбежны. Новоздействиеэтих затратвыразится вчистом эффектеоздоровленияэкономики вцелом. Крометого, используяэмиссию денегкак основнойисточникфинансированиятой части инвестицийв основноепроизводство,которая былаполучена благодарякредитам, удастсяудержатьправительственныедолги и расходыпо контролюза ними на самомнизком уровне. Основныммоментом припроведениимонетарнойполитики являетсяпредварительнорассчитанноевоздействиена развитиефизическойэкономики,которое мы ужеобъясняли.Таким образом,монетарнаяполитика являетсярасширениеми коррелятомматематическойфункции физическойэкономики.Задача правительствав основномсостоит в управлениисвоими собственнымиэкономическимии монетарнымифункциями сцелью формированияобщего экономико-монетарногопространствадля частныхинвестиций. С точки зренияэкономическойнауки, широкораспространенноеразличие междумонетарнойи фискальнойполитикойостается лишьиллюзией. Правоправительствавзимать налоги,что в первуюочередь касаетсянациональногоправительства,и взаимосвязьналоговойполитики иработы с общественнымидолгами являетсяорганическойсоставнойчастью монетарнойполитики ссильным воздействиемв том направлении,в котором развиваетсяэкономика. Сбор налоговимеет двойнуюфункцию. Ондолжен удовлетворятьтекущие правительственныеобязательствапо выплатами одновременнораспределитьналоговое бремяв экономикетаким образом,чтобы облегчитьналоги длянаиболеепредпочтительнойдеятельности,и усилить ихдля тех сфер,в которых наименеежелательнопроявлениеделовой активности.Еще раз подчеркнем,что анализпринциповфизическойэкономики,представленныйв этом тексте,представляетсобой самыйобщий путеводительпо формированиюэкономическойполитики. Например,ставки налогадолжны бытьнаиболее высокина такие формынежелательнойдеятельности,как ростовщичествово всех егоформах, а такжена те статьинациональныхнакладныхрасходов, которыеграничат саморальностью.Либо очистисьот греха, либоплати такойвысокий налог,что твоя деятельностьбудет на граниугасания.Соответственнотяжелое налоговоебремя, возложенноена семействаработниковпроизводства,не только аморально,но и.экономическирегрессивнопо своим результатам.Хотя способностьк оплате в общемдолжна бытьпропорциональнасредствам,полученнымблагодарявозможностизаработать,предоставляемойгосударством,тем не менее,ввиду желательностивысокого уровнячастных капитальныхвложений, наступлениена них было быуступкой глупойдемагогии:«облагатьвысокие доходыв наказаниетолько за то,что они высоки».Следует такжеразличатьморальное иэкономико-функциональноеотличие виспользованиидоходов. Еслидоход сберегаетсяи эти сбереженияинвестируютсяили ссужаютсяс целью поощренияполезных капитальныхвложений в томвиде, в какомпринципы физическойэкономикиопределяютотносительнуюполезность,то было быблагоразумнымпредоставлятьнекоторые видыналогово-инвестиционногокредита дляэтой доли доходаи, таким образом,автоматическиуменьшатьналоговоебремя, параллельноувеличиваянагрузку надоходы никудышныхрасточителей... Рассматриваякак поток кредитовчерез финансовыеорганизации,так и потокзакупок, совершенныхиз дохода вслучае, когдаодна из отраслейэкономикиотносительноголодает, адругая подпитываетсярезультатомподобной разницыденежных потоков,мы увидим, чтоэта разницаформируетструктуру всейнациональнойэкономики влучшую илихудшую сторонудо тех пор, покаэта ситуацияне измениться. Это касаетсяпринциповестественногоправа, в томвиде, как егоопределилНиколай Кузанский ведущий авторитетпо законамсовременнойцивилизации.В соответствиис этим естественнымправом, природноеправо каждогои всех индивидуумовверно определятьтермином право«правосправедливости».Основным правоминдивидуумаявляется человеческоеправо, котороеосновано наотличии человекаот зверей, т.е.на способностик созидательномумышлению.Развитие силыразума во всехмолодых людях,вплоть до уровня,соответствующегосовременнойтехнологии,является человеческимправом. Правои обязанностьиндивидуумапродолжатьразвитие этихсил это такжечеловеческоеправо. Свободапримененияэтих взращенныхсил так, чтобыжизнь человекаобогащалаобщество, ипосле его смертиявляется самымсущественнымчеловеческимправом. В противномслучае ценностьчеловеческойжизни уходитв могилу вместес ним, простокак жизнь дикогозверя. И именночеловеческоеправо всех икаждого стремитьсяк тому, чтобычеловеческаяжизнь в основныхпринципах бытиясчиталасьсвященной ичтобы эта жизньбыла прожитатак, чтобы еедар обществувсегда былполезен человеческимпоколениям,приходящимей на смену. Ивсегда, когдадругой виднекоего установленногоправа вступаетв конфликт сэтим неотъемлемымпринципомчеловеческогоправа, первыйдолжен уступить.Это и есть принципсправедливостив естественномправе. Никакоедругое, противоречащееопределениене может бытьдозволено вестественномправе. Посколькуэкономика игосударствоявляютсяинструментариями,от которыхзависит соблюдениечеловеческихправ всех икаждого, то теих функции,которые необходимыдля выполненияпринципасправедливости,также принимаютучастие в егозащите. Есликакое-то другоеправо или привилегияможет нарушитьправа, распространенныепринципомсправедливостина областиэкономическихпроцессов игосударственности,то оно непременнодолжно бытьотменено в тойчасти, где имеетсянарушение. Приведёмизвестныйпример принципасправедливостив естественномправе. Есливзимание долгаразрушаетчеловеческуюжизнь или как-топо-другомунарушает принципсправедливости,то это являетсявеским основаниемдля отказакредитору ввозвращенияденег, и еслинет никакихперспективпо выплатедолга или выполнениюдругих условийкредитора, тоего требованияаннулируютсяв соответствиис естественнымправом (т.н. доктринаШейлока [8]). Принципсправедливости,кратко описанныйвыше, прямо иликосвенно определяетвсе вопросыобщественнойморали как вдеятельностикак правительстваили частныхорганизаций,так и индивидуумов.Груз ответственностиза правильноеприменениеэтого принципазависит ототносительногоположения вобществе этойорганизацииили человека,которое необходимоучитывать приобсуждениивопроса справедливости[9].Высшая ответственностьлежит на правительстве. Если бы кто-либопопыталсядоказать, будтоподобный принципсправедливостилежит за границамипринятых научныхинтересовполитическойэкономии, томожно было былегко показать,что подобныеаргументыодновременноложны и аморальны.Ведь принципсправедливости это лишьразновидностьопределениястоимостив физическойэкономике, или,точнее, доказательствоправомерностиэтого определения(данного в нашейкниге), котороепо своей структуреявляется формойвыраженияпринципасправедливостив областиполитическойэкономии. Таким образом,правительствоимеет моральноеправо и моральноеобязательствоформироватьтакой вид налоговойполитики вобществе, которыйнаилучшимобразом соответствуетпринципу стоимостив физическойэкономии приусловии, чтотакое решениесоответствуети принципусправедливости,из котороговытекает определениестоимости. Таким образом,мы рассмотреливсе основныевопросы моральнодопустимыхразновидностеймонетарнойтеории. Любаятеория, противоречащаяэтим положениям,является аморальнойне только понамерениям,но, несомненно,и по последствиямее использованияв общественнойпрактике. Этихиллюстрацийвполне достаточно,чтобы четкои недвусмысленнооценить взглядыЮма, Адама Смитаи Бентама, краткийобзор которыхбыл уже частичнодан в этой книге. Усилия пооправданиюглубоко аморальнойдоктрины общественнойполитики вБритании внаибольшеймере обязаныэтим трем фигурамXVIII века. Эта доктрина,ориентированнаяна защиту подобнойбезнравственности,была разработанаЮмом. Появиласьона в его вольтерианском[10]труде «Очеловеческойприроде»(1734) и затем былауглублена в«Исследовании,касающемсячеловеческогопонимания»(1748) [11]и «Исследовании,касающемсяпринциповморали»(1751). Под непосредственнымвлиянием нравственнойдоктрины Юмаформироваласьдоктрина АдамаСмита в «Теориинравственныхчувств» (1759)и идеи «невидимойруки» в его«Богатственародов»(1776), Главнымиработами Бентама(1748-1831) по вопросуполитическойэкономии являютсятруды «В защитуростовщичества»(1787) и «Введениев принципынравственностии законодательства»(цитируемыйпо изданию 1789г.). Суть доктриныполитическойэкономии,представляемойэтими тремя,а также другими,вполне можноотразить отрывкомиз «Теориинравственныхчувств»А.Смита : «Управлениевеликой системойВселенной...забота о всеобщемсчастье всехразумных ичувственныхсозданий естьзабота Бога,а не человека.Человеку уготованаболее смиреннаяучасть, нозначительноболее подходящаяк его немощии узости егопонимания, забота о егособственномсчастье, о счастьеего семьи, егодрузей, егостраны... Нопоскольку мынаделены оченьсильным желанием,направленнымна эти цели, томедленным иневерным попыткамнашего разумабыло вверенонайти должныеспособы ихосуществления.Природа направиланас к большинствуиз этих целейпри помощипервобытныхи непосредственныхинстинктов.Голод, жажда,страсть, объединяющаяоба пола, любовьк удовольствиюи страх болипобуждают насиспользоватьэти средстваради их самих,без всякогоразмышленияоб их направленностик тем благодетельнымцелям, которыхПравительПрироды намереваетсядостичь с ихпомощью»[выделеноавтором][12] Слепое послушание«первобытными непосредственным»инстинктам,определеннымс точки зренияпринципаудовольствия-боли,совершеннооднозначноотносится ккатегориииррационалистическогогедонизма,библейскому«первородномугреху». Итак,доктрина, связаннаяс именами Юма,Смита и Бентама,является аморальной,и в своих приложенияхк вопросамполитическойэкономии (выполненнымЮмом, Бентамоми др.) предписываетполную «свободу»подобногобезнравственногоповедения отлюбого вмешательствасо сторонынаучного илиестественногоправа. Вкратце:поступайтекак изволитес теми, кто неможет вампротивиться,и избегайтенеудовольствиясо стороны тех,кому вы не всилах противиться.Эта доктрина,впоследствииразвитая такимиличностямиБританскойОст-Индийскойкомпании сцентром в Хейлибери,как Томас Мальтус(1766-1834), Давид Рикардо(1772-1823), Джеймс Милль(1773-1836) и Джон СтюартМилль (1806-1873), известнатакже как «британскийфилософскийрационализмXIX века» или«британскийлиберализмXIX века». Суть британскоголиберализмалучше всегопроследитьна его наиболееявных, наиболеесамоочевидныхпроявленияхв британскойколониальнойполитике вИндии, посколькуДжеймс Милльвполне сознательносвязывал теориюбританскоголиберализмаи ее применениена практике[13].В основном подвлиянием именноэтой доктриныКарл Маркс(1818-1883), работавшийпод контролемтаких британскихагентов, какФридрих Энгельс(1820-1895) и Давид Уркхарт[14],разработалсвою доктрину«классовойборьбы». Вопрос, какего понималиМаркс и другие,состоит в томчтобы понять,что же означаетбентамовское«высшее счастьедля максимальногочисла людей»в сознательномприменениилиберальнойдоктрины напрактике. Вэтой связинельзя пропустить«Паноптикум»[15]Бентама, посколькув этой книгепредставленопрактическоеприменениедоктрины либерализма,в том виде, вкаком он самее предложил.Историческимипредшественникамиэтой доктринылиберализмабыли трудыАристотеля(384-322 г.до н.э.) «Никомаховаэтика» и «Политика»,а также историческиепрецеденты римское имперскоеправо и «олигархическаямодель» персидскойимперскойполитическойдоктрины державыАхеменидов.На основе этогопоследнегоклассическогопрецедента[16]направление,в которое попадаетбританскийлиберализмXIX века, можноопределитькак олигархия,или «олигархическаямодель». На первыйвзгляд, марксовопониманиебританскоголиберализмабыло не лишеноправильности.Вроде бы «высшеевсеобщее счастье»должно трактоватьсякак «весь британскийправящий класс»особенно британский«истеблишмент»,чьим центромна протяжениирассматриваемогопериода былаБританскаяОст-Индийскаякомпания иБаринг БразерсБанк [17].Тем не менее,рассматриваяэтот вопросболее глубоко,мы должны признать,что предполагаемоеБентамом «счастье»для всех людейимеет условием,необходимостьпринятия намиположения, покоторому расыи социальныеклассы внутрирас имеютбиологическиопределенноеразличие внуждах «первобытныхи непосредственных»инстинктов,а также то, чтоэти нужды вкаждом случаевозникают изпрактики БританскойОст-Индийскойкомпании и ееспутников поотношению ккаждой расеи классу внутрирасы. Это былосутью и практическойполитикойперсидскойимперии, Римскойимперии, ихпредшественников Ассирийскойи Вавилонской,империй, а такжеОттоманской,Австро-Венгерской,Российскойи Британскойимперий послених. Это такжебыло практическойполитикой однойиз швейцарскихпровинций,которую дляприличия называлиФранцузскойимперией, а также швейцарско-габсбургианскойстряпни подназваниемБельгийскаяимперия. Этоже являетсяхарактернойчертой Голландскойимперии (Ост-Индийскойкомпании), ит.д. и т.п. Все этоверсии доктрины,известнойсегодня как«культурныйрелятивизм».Каждой расеили классувнутри нееприписаныопределенныевиды потребностей,совсем не обязательнотакие же, каки другим классами расам. Обычнопри разработкеподобной доктриныиспользовалисьинтерпретацииимевшихся«обычаев», иособенностейрелигиозныхубеждений,отобранныхдля подобныхисследований.В конечномсчете, отношениеМаркса к обычаями религиознымубеждениямбританскоголиберализмав общем планеявляетсяточным. Сутьего состоитв навязываниипроизвольнойволи классахозяев, представляющегоправящую расу,расам и классам(или кастам),которым предопределенобыть под управлениемкласса хозяевдоминирующейрасы. Это главныйпринцип, накотором основанаразработанная(«культурно-релятивистская»)догма британскоголиберализма19-го века. Самая ранняяизвестная излитературыразработкатакой доктриныв Англии былавыполненаУильямом Оккамом[18].Родственнаядоктрина БернардаКлервоского(ок. 1090-1153) приводиладоводы противучения ПетраАбеляра («Парижского»,1079-ОК.1144). Это отражалогосподствофракции Гвельфов(Вэльфов) в Ватиканево время всейэтой полемики,начиная с вступленияв сан Гильдебранда(Гре-гора УII, 1073год). ДоктринаКлервоскогоповлияла наМартина Лютера(1483-1546) в вопросеразделенияверы и работы.Главным источникомэтой доктриныиррационализмабыло заимствованиеиз идей восточныхгностиков исуфов, в основномпосредствомвизантийскогогезихастическогодвижения, проникшегов религиозныеордена ЗападнойЕвропы черезсв. КатаринуСинайскую и«Святую гору»в Атоских горахГреции. Влияниеэтой иррационалистическойдоктрины быловоскрешеновозрождениемЧерных Гвельфовв течение XV иXVI столетий, длякоторого этаклика приложиламного усилийпосле войнГвельфов сГибелинамив XIII веке. Именноэта клика Гвельфовбыла представленав Англии вступлениемна престолСтюартов и ихнаследием ФрэнсисомБэконом (1561-1626), еголичным секретаремТомасом Хоббесом(1588-1679) и Джоном Локком(1632-1704), являвшимисянепосредственнымиведущимипредшественникамиЮма по этомувопросу. Выступаяименно противэтой иррационалистическойклики в Британии,основные силы,позже возглавившиеамериканскуюреволюцию,основали в XVIIвеке уставныеколонии в СевернойАмерике. Следуеттакже подчеркнуть,что борьба сэтой иррационалистическойдоктринойдостаточночасто сопровождаласьборьбой противполитикиростовщичества,проводимойкругами, поощрявшимидогму иррационалистов. Доктрина«невидимойруки» АдамаСмита, совершенноявно выведеннаяим в «Богатственародов» издогмы иррационалистическогогедонизма,логическисвязана совторым закономтермодинамики.ОпределенияСмита, и особенноБентама, данныеими для «гедонистическихисчислений»(или, по их выражению,«исчисленийсчастья» (felicificcalculus), соответствующихвсе тому жепринципу Юма,однозначнотребуют такойверсии «эргодическойтеоремы», котораяпоявляетсяиз-за применениявторого законатермодинамикик статистическойтеории газов(«статистическойтеории перкуссивноготепла») Доктрина«предельнойполезности»,в том виде, какона была разработанаДжоном СтюартомМиллем, былаоднозначнооснована набентамов-ских«исчисленияхсчастья», чтоотносится ик доктриневенских неопозитивистов,представленнойпредписаниямиДжона фон Нейманадля «математическойэкономии» [19].Таким образом,некомпетентностьработ современныхакадемическихэкономистовможет бытьсправедливообозначенакак «трудбезнравственности»,как наказание,исходящее отпрактикующегосязлодейства |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|