|
||||
|
Глава5. КАК СОЗДАЕТСЯТЕХНОЛОГИЯОсновныепринципыфундаментальныхнаучных (итехнологических)прорывов остаютсясегодня темиже, какими онибыли более 2300лет назад, когдаих разработалПлатон. Многократныеобращения кпредмету гипотезыпронизываютвсе его диалоги.Без гипотезыне могло бытьоткрыто ничегоистинного ифундаментальногов отношенияхчеловека смирозданием.Именно она быламетодом НиколаяКузанского[1],Леонардо даВинчи [2],Кеплера, Лейбница,Гаусса, Риманаи других. Вовремя нашегоинтенсивногоизучения внутреннейистории развитиясовременнойнауки, сотниисследователей,работающихв различныхархивах повсему миру ис первоисточникамив течение болеедесяти лет, необнаружилини одного случая,когда значимоенаучное открытиебыло сделанопри помощиметода, отличногоот гипотезы[3]. Принцип умственнойдеятельности,управляющийфундаментальныминаучными открытиями,Платон называлгипотезойвысшей гипотезы.Этот принципзанимал центральноеместо во всехего трудах. Ктоне знает и неприменяетданный принцип,не сможет понятьвнутреннююсущность идейплатоновскихработ. Рассмотримэтот принцип,как бы переводяего на современныйязык. Крометого, покажемсвязь междументалитетом,созданным всоответствиис этим принципом,и пониманиемстоимости вобщественныхпроцессах(экономике). Понятие ГипотезыВысшей Гипотезыопределяеттри уровнясоздания гипотезы.Первый мы определяемкак ПростуюГипотезу,второй какВысшую Гипотезуи третий какГипотезуВысшей Гипотезы.Попробуемобъяснить это,сравнивая формыгипотез с типоммышления, основанногона логико-дедуктивнойсети взаимопереплетенныхтеорем, каждаяиз которыхбазируетсяна основополагающемнаборе аксиоми постулатов. В случае ПростойГипотезыконцепциянекоего существующегознания илимнения применяетсяк некоторомуизбранномуявлению, выступающемув качествепредмета простого(экспериментального)наблюдения.Внутри опытнойгипотезы (илисформированногозамысла эксперимента)ничего не должнопротиворечитьустановленнымаксиомам ипостулатам,лежащим в основаниииспользуемойконцепции.Логико-дедуктивнаясогласованностьопытных результатовс уже существующейконцепциейв целом являетсякритериемистинности. В случае ВысшейГипотезыопровергаютсяосновные понятиянекой ужесуществующейконцепции.Объектом простого(экспериментального)наблюденияв этом случаеявляется одноили несколькоиз аксиоматическихутвержденийуже существующейконцепции.Экспериментпланируетсятаким образом,чтобы послеполученияожидаемых егорезультатовможно было быдоказать ошибочностьаксиоматическихпостулатовсуществующейконцепции длявсего кругаявлений. Такоедоказательствоозначало бы,что каждаятеорема этойконцепции,вытекающаяиз данногопостулата,должна бытьотброшена, аздание новойконцепциидолжно бытьпостроено наоснове вновьдоказанногопринципа. Таковаприрода фундаментальныхнаучных открытий.Все открытиясовершаютсяс применениемименно этогоспособа умственнойдеятельности,определяемогоВысшей Гипотезой. Историческийпуть человеческогопрогресса,рассмотренныйс точки зрениявнутреннейистории развитиянауки, показывает,что последовательностьфундаментальныхоткрытий,обеспечившихпрогрессчеловечества,представляетсобой упорядоченнуюцепь явленийи событий. Каждоеоткрытиепересматриваетсодержаниевсего научногознания; успешнаяразработкаэтого знаниядля практическихцелей приводитк парадоксам,вызывающимновое фундаментальноеоткрытие, апересмотренноеестественнонаучноезнание опровергаетпредшествующее.Таким образом,ценность наукине может заключатьсяв пределахкакой-либо изнастоящих илибывших научныхконцепций.Ценность наукисостоит в принципахфундаментальногооткрытия. Этипринципы несодержатсяво взаимопротиворечивыххарактеристикахпоследовательныхпоколенийнаучных мнений.Ценностьнауки состоитв принципахнаучного открытия,способныхсоздать целуюсерию последовательныхи успешныхнаучных революций. Веская, обоснованнаяВысшая Гипотезане появляетсяиз ничего, какслучается сослепой интуицией.Высшая Гипотезасоздаетсяметодом, формулирующимподобные открытия.Обычные (экспериментальные)наблюдения,проверяющиепредполагаемыекритерии,предписанныедля формулировкиобоснованнойВысшей Гипотезы,являются эмпирическимисследованиемнабора принципов,соответствующихГипотезеВысшей Гипотезы. Хотя принципынаучного открытия,найденные такимэмпирическимпутем, справедливыв самом широкомсмысле, ониникогда неявляютсязаконченными.Они остаютсянеким видомгипотезы в томсмысле, что онине являютсясовершенными.По мере того,как наукаразвивается,переживаяпоследовательныереволюции,несовершенствоэтих принциповустраняется,но никогда онине превращаютсяв абсолютнозаконченные.Это именно тепринципы, которыезаключены вконцепциисинтетико-геометрическогометода строгогомышления.Изопериметрическийпринцип являетсяпримером открытиянесовершеннойГипотезы ВысшейГипотезы. ТрудыГаусса, Римана,Дирихле и др.по синтетическойгеометриинепрерывногомножества(комплекснойобласти) являютсяпримером процессасовершенствованияГипотезы ВысшейГипотезы.КвалификационнаядиссертацияРимана 1854 г. «Огипотезах,лежащих в основаниигеометрии»является гипотезой,управляющейобразованиемВысших Гипотезв синтетическойгеометрии, ипоэтому представляетсобой четкуюразработкувопросовусовершенствованияГипотезы ВысшейГипотезы. Фактическикаждое из основныхоткрытий автораэтой книги вобласти экономическойнауки былосделано большейчастью с использованиемпрограммы,изложеннойв этой диссертации,с осознаниемее значенияв том плане,который здесьоговорен, и спомощью предварительногопогруженияв канторовскуюконцепциютрансфинитногоупорядочивания.Ни одноцеленаправленноефундаментальноеоткрытие неможет бытьсделано безсознательнойсамодисциплинысобственнойумственнойдеятельностив соответствиис ощущениемпринципа,соответствующегоГипотезе ВысшейГипотезы.Кое-кто, несмотряна недостаточноезнание и пониманиеэтого вопроса,вполне можетсовершить оченьважное открытие,касающеесяфундаментальныхоснов науки.Такие людимогут оченьмного знатьо том, как былосовершено этооткрытие. Нов силу состояниясвоего ума ониникогда несмогут узнать,почему онисделали этооткрытие. Ты хотел быизменить однуиз основополагающихаксиом некойобщепринятойнаучной доктрины?Тебя раздражаетвполне различимыйналет фальшии дилетантизма,ощущаемый вданном аксиоматическомпредположении?Как же тогдаты будешь совершатьреволюцию внауке? Будешьли бить наугад,случайно посамым подозрительнымпредположениям?Или же положишьсяна «чувства»и «интуицию»?Ну что ж, желаюудачи. Тебедолжно оченьповезти, чтобы,продвигаясьна ощупь, тысмог бы найтинужное направление.Или же ты подвергнешьэто преступно-оскорбительноепредположениеглубокому«эпистемологическомуанализу». Попытайсявыяснить, какоесостояние умавынудило создателяввести такуюаксиому. Чтов этом состояниипротиворечитзаконномупорядку мироздания?Какое ложноедопущениележало в основеформулировкиподобной аксиомы?Это спрятанное,но совершеннонеобходимоетебе допущениеи есть ахиллесовапята твоейжертвы! Ударьего туда, а еслиатака окажетсянеудачной,снова попробуйнанести емуудар в это жеместо! Ты долженисходить изпониманияосновополагающихпринципов,поддерживающихсоздание успешнойВысшей Гипотезы.Это и есть твояпутеводнаязвезда к открытию. Все это приводитнас к следующему,связанномус предыдущимэтапу размышленийи анализа. Вполнереспектабельныеи интеллигентныево всех другихотношенияхлюди нередкосильно привязанык сверхестественной,почти религиознойвере в существованиеобъектов, реальностькоторых никогдане была доказанаэкспериментально,например, широкоразрекламированныхкварков.Значительныеусилия математикови других ученыхежегодно тратятсяна этот ироничныйи несуществующийкварк. Он дажестал объектомНобелевскойпремии [4].В чем причинавозникновенияэтой навязчивойидеи созданияновой одежкидля украшениямельчайшегосоздания,существованиекоторого, выражаясьнаиболее тактично,еще никому досих пор не удалосьдоказать? Почитав статьии работы приверженцев«кварковской»секты можнопоразиться,обнаружив, чтонекоторые изних вполнеразумные ребята,а другие действительноодаренные, идаже выдающиесялюди. Их теологиякварков сматематическойточки зрениязвучит достаточноразумно, или,иначе говоря,очень, оченьлогично. Кварк это плод творенияисключительноформальнойлогики, так же,как и преступникв серии таинственныхрассказов оШерлоке Холмсе.Кварк и егошироко разработанныематематическиесвойства являютсязеркальнымотражениемоценочных датпредполагаемоговселенского«большоговзрыва». Никварк, ни "большойвзрыв" не являютсяпродуктамиэкспериментальнойфизики. Онипоявились насвет всецелокак побочныйрезультатаксиом, включенныхв русло избранногоматематическогоаппарата. Кваркии «большойвзрыв» существуютисключительнокак постулатысиллогистическойконструкции.Это произвольновведенные,постулированныепредположения,целью которыхявляется заполнениенекоторыхзияющих дырв рассматриваемойматематическойсистеме. Еслибы, к примеру,мы использовалиматематику,выведеннуюполностью изсинтетическойгеометрии, товоображаемыекварки и «большойвзрыв» оказалисьбы вещами, которыепросто никогдане смогли быслучиться. Догма «большоговзрыва» оченьстара. В современнойформе ее впервыеразработалАристотель.Первое, доступноенам, опровержениеаристотельского«большоговзрыва» былосделано ФилономАлександрийским,который доказал,что аргументАристотелятребует тезиса«Бог мертв» тезиса тогоже сорта, чтои воскрешенныепозже идеинацистскогопредтечи ФридрихаНицше. Ни одноиз мнимыхсвидетельств,используемыхв последнеевремя некоторымиастрофизиками,не содержитни одного элементадоказательств,которые не былибы представленыкак некомпетентныееще 2000 лет назад.Всегда, когдав физике используетсяматематика,основаннаяна принципахАристотеля,ее последователирано или позднозаявляют оновых математическихдоказательствахсуществования«большоговзрыва». Кварки это постулированные,вымышленныесоздания с тойже родословной,что и «большойвзрыв». Причина, покоторой кварковоесуеверие продержалосьтак долго, состоитв том, что защитникисуществованияэтого «жучка»утверждали,что они невстречалисьни с какимиаргументамипротив существованиякварков, кромеаргументов,касающихсятой математики,которая использоваласьдля его изобретения.Естественно,что до тех пор,пока поле дискуссииограниченотакой математикой,члены «сектыкварков» будутвсе более укреплятьсяв своей вере.Если же допуститьрассмотрениерешающихдоказательств,то это потребуетприменениятакого математическогоязыка, к которому«истинныеверующие»питают отвращения.Результатполучаетсятакой же, какесли бы вся ихматематикабыла построенана вере в то,что кварк существует,а затем эта жематематикаиспользоваласьбы для того,чтобы доказать,что кварк существуетна самом деле. К сожалению,часто люди,которые знаюточень многоо высшей математике,не знают ничегооб аксиомах(гипотезах), откоторых зависитвся ее конструкция.Следует такжеотметить, чтоу них нет достаточногопонимания того,что иногданазывают «принципомнаследования»во взаимосвязаннойсети теорем,когда каждаятеорема, добавленнаяк существующейсети, пропитываетсяаксиоматическипредположениями,использованнымив начале построениясети. Послетого, как былобезоговорочно«проглочено»ужасное декартовскоеискажениефизическойкартины мирав виде маленькогожесткого шарика,блуждающегов пустом эвклидовомпространстве,и после того,как были принятыаксиоматическиеарифметическиепредположениятаких людей,как Кронекери Дедекинд,остается толькосвято веритьв «большойвзрыв» и кварки,независимоот того, естьили нет какая-либоинформацияили ссылки наастрономическиенаблюденияили иной физическийэксперимент. Мы сослалисьна этот клиническийслучай с кварками,чтобы показатьособую важностьдля науки вопроса,к которому мысейчас обратимся. Великий филологсанскритаПанини [5]доказывал, чтовсе слова произошлиот глаголов.В противоположностьэтому, тезисыАристотеля,включенныев латинскуюграмматикуи ее производные,утверждают,что существительные,как имена объектов,на которыеможно указать,являются первичными.НоминализмАристотелянеотъемлемаяхарактеристикапринципа силлогизма:причинноедействие исключаетсяиз аристотелевскойсистемы, гдеоно подмененопринципомпромежуточногоэлемента. Тотже результатпроявляетсяи в декартовскойсистеме. Предполагается,что взаимодействие,а не какой-либопричинныйпринцип физическогопространствав целом, определяетсвойства(т.е. атрибуты)вещей (существительных).Для пониманиякак ВысшейГипотезы, таки ГипотезыВысшей Гипотезынеобходиморасширитьсущественнуюразницу междуопытным фактом,определеннымс точки зренияпереходныхглаголов, иотличным отэтого определениемфакта, котороепредлагаютноминалисты.Простите нас,но мы должныздесь коснутьсяэлементовтеологии, посколькуименно в теологиичеловечествотрадиционнообращалоськ этим научнымвопросам. Любой эмпирическийфакт, описанныйс позиций понятияпереходногоглагола, определяеткаждое преобразование,происходящеев течениеопределенноговремени вограниченномместе пространства,как единственноев своем роде,не поддающеесяупрощениям.Аксиоматические«точки» несуществуют,существуютлишь «точки»как сингулярности,определяемыедвойным складываниемкруга. Такимобразом, физическое(в противоположностьстатическому,отдельному,мгновенномусуществованию)имеет значениепреобразования.Преобразованиепроисходитлишь в определенномпромежуткевремени и вограниченнойобласти пространства.Таким образом,ни материя, нипространство,ни время неможет бытьсубстанцией,существующейнезависимоот двух других.Материя, пространствои время самипо себе этолишь не имеющиесмысла конструкциизаблудшегоума. Существуеттолько физическоепространство-время. Эмпирическиефакты, определенныечерез переходныеглаголы, уподобляютсядругим фактампосредствомлибо совместногоиспользованияодного и тогоже переходногоглагола, либочерез заметнуюсвязь этогопереходногоглагола с другимипереходнымиглаголами.Таким образом,для Платонаэмпирическиефакты, точносоответствующиеопределенномуварианту примененияпереходногоглагола, образуютразновидность(species). Это и естькоренной принциптой характеристикиметода Платона,на которыйобычно и вешаютярлычок «платоновскиеидеи». В самом общемвиде превращение это разновидностьдействия,подразумевающеговозникновениечего-либо. Этообщее свойствосправедливодля всех превращений.Все это требуетиспользованияпереходногоглагола, т.е.глагола, выражающеговсеобщностькак воплощениев реальность(возникновениечего-либо) длясоответствующегоотображениябытия всегомирозданиякак процессапреобразованийв физическомпространстве-времени.В силу того,что речь идето Вселенной,глагол долженбыть возвратным:«То, что осуществляетсвое собственноенепрерывноепреобразование».Именно этамысль, а не словаиз канонизированногоперевода БиблииКинга Джеймсаи является,вероятно,первоначальнымсмыслом Иеговы/Яхве.Эта форма возвратногоглагола используетсядостаточночетко в существующихязыках, особеннов тех правильныхязыковых формах,чья философскаяориентациясовпадает совзглядом Панинипо вопросуглаголов. Очевидно, чтонам, как и Платону,нужно существованиеуниверсальногопервопричинного(unhypothesized) принципа,на который инаправленосовершенствованиеГипотезы ВысшейГипотезы. Признаниесамоочевидностикруговогодействия ввидимом пространствес помощьюизопериметрическогопринципа иисправленное(более совершенное)открытиесинтетическойгеометриинепрерывногоМножества,основаннойна самоочевидномсуществованиисамоподобногоконическо-спиральногодействия, являютсяприближениямик возвратномуглаголу формы«То, что осуществляетсвое собственноенепрерывноепреобразование».Последнее даетимя первопричинномууниверсальномупринципу,а методы синтетическойгеометрииопределяютсоответствующую(хотя и способнуюк совершенствованию)Гипотезу ВысшейГипотезы. В отличие отноминалистов,для нас причинностьсуществуети заключенав эмпирическихфактах научнойработы, в преобразованиифизическогопространства-времени.Эти преобразования-разновидностипредставляютнаши опытныеданные. Этофизическоепространство-времядля нас субстанциальность,т.е. то, что онтологическиреально. Длянас «вещь»номиналистоввсего лишь«топологическаясингулярность»преобразования,сингулярностьфизическогопространства-времени.Для них наука это цепочкавоображаемыхсамоочевидных«предметов»(как бусы нанитке) на сеткеноминалистскихдоказательствдедуктивныхтеорем или жедроблениемаленьких вещейна еще болеемелкие (как своображаемымикварками). Длянас наука занимаетсяпрежде всегосозданиемсингулярностей.Для нас наиболеевосхитительнаяработа этосоздание новыхразновидностейсингулярностив физическомпространстве-времени,как это иллюстрируетсятрудом Римана(1859 г.) по распространениюакустическихударных волн. Прототипомсозданиясингулярностиявляется тотфакт, что принекой конечнойитерацииэллиптическогосечения интерваловсамоподобногоконическо-спиральногодействия прерываниеэтого последовательногоряда эллипсовопределяетконечную величинусмещения, конечныйобъем и конечнуюдлину. Физически,в случае приблизительноцилиндрическойформы самоподобногоконическо-спиральногодействия вфизическомпространстве-времени,это являетсяэквивалентом,к примеру, кратчайшейдлине волны,при которойвозможнораспространениекогерентногоэлектромагнитногоизлучения. Попричинамматематическойфизики, особеннов свете дифференциальныххарактеристикэлектродинамическогодвижения, подобнаясингулярность,как уже упомянутаякратчайшаяволна, должнабыть комплиментарнымвыражениемк конечнойскорости света.Если это справедливо,то означает,что наша Вселеннаядолжна бытьтопологическиограничена,что независимоподтверждаетсядругими доказательствами[6].Это означает,что любоенегэнтропийноедействие работаетв паре с ограниченнымколичествомвселенскихусловий и такимобразом определяетконечные,повторяющиесяэллиптическиеподразделынегэнтропийногодействия. Кисследованиюэтих направлениймы пришли спозиции переходныхглаголов. Вселеннаясоздала самусебя как непрерывныйпроцесс негэнтропийногосамопреобразования.Таким образом,элементарнойформой вселенскогодействия должнабыть работаВселенной насаму себя, приводящаяк тому эффекту,что именно этавыработанная«комплексность»вселенскойсаморазработкина сегодняшнийдень должнабыть единственноважным ограничивающимусловием, касающимсякаждого новогонегэнтропийногодействия. Уделяя вниманиефундаментальнымвопросам, наукадолжна отойтиот узкогофокусированияна отдельныхфактах научнойработы, но всеже без утериэтой спецификииз виду. Термины«фундаментальный»и «всеобщий»имеют совпадающеезначение. Вовсеобщностимы ищем разновидностипреобразований,общие для совершенноразных областейопыта, которыеявляются доказуемымихарактеристикамивсех и каждого.Такие обнаруженныевиды преобразованийсоответственноявляютсяфундаментальнымифактами науки. Живя на Земле,мы знакомытолько с двумячетко заданнымиразделамиособого опыта,которые вфундаментальномвидовом определениисоответствуютнегэнтропийнойВселенной, чьесуществованиебыло утвержденодоказательствамиастрономическихзаконов Кеплера.Это живые процессывообще и негэнтропийноеповедениеобщества (экономики)в целом. В биологиимы не достиглибольшого прогресса,в основном попричине верхоглядстваи неверногокурса, в овладениипринципамипроцессов жизникак живыхпроцессов.Большего прогрессав этом направлениимы достиглив области физическойэкономики(экономическойнауки). Такимобразом, каждыйраз, после тогокак мы доказалипринцип негэнтропийныхпреобразованийв сфере экономическойнауки, мы должнысразу же обратитьсяк астрономии,лишь мелькомвзглянув набиологию. Мыдолжны найтиво всеобщностиастрономиите разновидностипреобразований,которые мыобнаружилипри изученииэкономическойнауки. Затемнам следуетвернуться влабораториии найти те путиисследования,которые поприроде своейнаиболее частосмыкаются снекоторымииз важных аспектовнегэнтропийныхпроцессов. То,что мы разыщем,никогда небудет слишкомсложным, покрайней мерев смысле, отличномот номиналистскогопостроенияусложненныхтеорий. То, чтомы ищем, всегдаокажется элементарнымпосле того, какмы откроем его.И не надо всегдагадать о правильныхответах на этивопросы. Былобы лучше бытьнемножко «диким»,при условии,что строгиепринципы научногооткрытия, содержащиеподобную «дикость»,всегда являютсяего движущейсовестью. Нанеситеудар на всехинтересующихвас направленияходновременно,потряситекаждое дерево,чтобы узнать,что оно плодоносит;культивируйте«дикий», всеядныйаппетит кудивительнымоткрытиям,посколькумирозданиевозбуждаетаппетит по меретого, как образованиеи опыт все болеевооружают вас.На этом пути,подчиняясьстрогой совести,обращеннойк возможнымили уже доказаннымгипотезам,ищите те разновидностипреобразований,которые наиболеевсеобщи и,следовательно,более фундаментальны. Номиналистовже будем называть«начетчиками».На основе однихтолько аристотелевскихигр в бисер неможет бытьсовершено ниодно новое изначимое открытие(по крайнеймере ни одноглубокое открытие).Хотя время отвремени отдельныеличности,натренированныеи аттестованныек подобномуперебору четок,совершаюткакое-то важное,значительноеоткрытие. Бывает,что подобныеоткрытия появляютсявесьма часто.Когда же честного,размышляющего«начетчика»попросят объяснитьподобное открытие,он отметит, чтона самом делеоткрытие былосовершено безпомощи признанныхметодов «начетничества»,оно вошло вэтот «бисерный»мир грубогоматериализмакак будто извне,из источника,которого нети существованиекоторого недопускаетсявнутри областиего научнойшколы. Возможно,он назовет этотвнешний источникинтуицией. Онмог бы рассказать,что было бымудро уравновеситьчью-либо жизньхотя бы нерегулярнымиинтеллектуальнымиканикуламиот переборачеток, чтобыможно былополучать настоящееудовольствиев виде «диких»экскурсийосвобожденногоразума. Большинствоиз распространенныхинтерпретаций«интуиции»как источниканаучного открытиялучше было бывообще нерассматривать.До сих пор нив одном из нихнет никакойстрогостиизложения. Вподобного родарассужденияхмы сталкиваемсяс бессознательнойассимиляциейпринципа ВысшейГипотезы, частичновымаранногоиз сознаниянеобходимостьюполученияоценки выше,чем «удовлетворительно»,во время муштрыи оболваниванияпри проведенииинструктажа,например, всиллогическойматематическойфизике. Та частьсознания студента,которая восстаетпротив этогопроцессаобезличивания,ощущает некий«стыд», а свою«фантастическуюжизнь» он долженпрятать отвласть имущихи своих товарищей,если он не собираетсястать объектомнасмешек всреде своейпрофессии.Именно этучасть интеллектапервооткрывателяможно рассматриватькак «интуицию»,что хотя и неверно,но понятно. «Интуиция»в той мере, вкоторой мыпризнаемсуществованиетакого названия,является детскимиррациональнымимпульсом,реликтом того,что Адам Смитописал, как«первобытныеи непосредственныеинстинкты».Природа подобногонеразвитого,первобытногочувства, заключенногов нас, отвергаетфункции созданияВысших Гипотез,вселенскогомышления иметодов синтетическойгеометрии. То,что некоторыеученые называютчувством «интуиции»,на самом делеявляется неосознаннымаспектом ихпсихическойжизни, связаннымс высоким уровнемобразования.Этот процесспроходит незаметно,но вполне эффективно,в течение всейжизни, по меретого, как у студентаразвиваетсячувство геометрическогопостроенияконцепцийразличныхвидов. Еслистудент собираетсяделать карьерув физике, помощьпреподавателей,настаивающихна том, чтобыон работалсамостоятельно,пошагово доказываякаждую усвоеннуюидею, возможноспособствовалабы возникновениюэтого чувства.Таким образом,студент накапливаетопыт «переоткрытия»того, что ужебыло открытодо него. И еслибы он прошелкурс синтетическойгеометрии ЯкобаШтайнера иприобрел привычкудумать подобнымобразом, он могбы усвоить,хотя и незаметнодля себя, тотвид эрудиции,которую именуютинтуицией икоторая позволяетболее строгоподходить крешению любоговопроса В тойили иной степенипринцип научногооткрытия знакомбольшинствуцивилизованныхлюдей. Прощеговоря, этонапоминаетпамять «накончике языка».Когда кто-тооткрывает длясебя что-тоновое, несмотряна те трюки,которые выкидываетиногда нашапамять, он внезапнослышит такиемысли, которыене возникалиу него никогдаранее. Эти мысливроде бы где-то«там», но человекостро чувствует,что они верны,точно так же,как он догадывается,что он правильновспомнил какое-тоимя или извлекчто-нибудь ещеиз недр своейпамяти. Эточувство «правильности»открытия неозначает то,что последнееистинно исправедливо,а лишь то, чтоэто именнооткрытие. Обычно скрытаямощь открытияне осознаетсяличностью. Понашему опыту,это похоже начто-то невидимоеза запертойдверью в комнатунашего разума.Под дверьюкомнаты невидимомусозданию мыпросовываемзаписку и ожидаемв надежде, чтополучим ответ.Мы слышим, какчто-то шевелитсяза дверью, мыв ожидании,кажется, что-тоуже появилосьна кончикенашего языка.Мы надеемся,что вот-вот ужеполучим посланиеот того, кто задверью, какимбы он ни был. Иногда мы егообучаем. Нашисознательныемысли информируютего, мы ведемс ним странные,безмолвныебеседы. Еслинам повезет,мы обнаружим,что это существо,чем бы оно нибыло, имеетврожденныйталант к синтетическойгеометрии.Сознательноили ненамеренно,но мы можемобучать его,поддразниваяего геометрическимизадачками илиже облекая туинформацию,которую емупередаем, вгеометрическиеформы и образы.А тем временемкажется, чтоон всегда стоитначеку у дверей,подслушиваявсе, о чем мыдумаем. И еслимы относимсяк нему дружелюбнои даем ему весьматериал, необходимыйдля его обучения,то в окружающемнас мире мыпроявим относительновысокий уровеньсозидательногоинтеллекта. Если мы должнымобразом освоилиГипотезу ВысшейГипотезы, дверьбудет открыта,и то существо,которое мы себепротивопоставляли,окажется намисамими. Этот образиспользованс практическойцелью датьчитателю, насколькоэто возможно,живое ощущениепрактическогоподхода к воспитаниюсозидательнойсилы ума. Вдополнениек сильномужеланию привитьвсем нашимдетям те способыобучения, которыеподразумеваютсяв данной книге,мы должны приложитьусилия дляобразованиявсех и каждогов нашем обществе,для обучениясущества зазапертой дверьюнастолькохорошо, насколькоэто возможно. Чтобы покончитьс этим вопросом,нам придетсярассмотретьеще один. Мы все, вероятно,замечали, насколькостепень нашейконцентрацииограниченапо масштабуи продолжительности.Некоторые темыи способы мышлениянеприятны нам,разум отказываетсясконцентрироватьсяна них. А бывает,что даже интересующиенас темы быстронам надоедают.Если мы болеетщательнопоразмышляемнад этим феноменом,то признаем,что наши эмоциисильно связаныс тем, несколькошироко простираетсянаше внимание.Мы могли быполучитьдоказательстватого, что характернойчертой этихэмоциональныхпроцессов, всехоттенков нашихэмоций являетсячувство личнойнеповторимости.Когда, например,предмет занимаетнас весельемили страхом,то оттенкиэтого предметастановятсяболее яркими.Однако слепаяярость можетзаслонить всеостальныестороны предметаи т.д. и т.п. Чтокасается длительностидиапазонаконцентрациивнимания, тоона схожа с егостилем, хотяи немного отличается.Частично этото же самое;чувства, к которымпривела насконцентрацияна первоначальнойтеме, вызываютреакцию тогоже типа, что исама начальнаятема. Однакосуществуетеще кое-что,представляющееособую важностьв плане процессанаучного открытия.В дополнениек реакции навызванныечувства наэтапе концентрациимы реагируемтакже и нахарактерныечерты процессаупорядочиванияэтих чувств.На эти характеристикимы реагируемтакже эмоционально.И снова этиэмоции покоятсяна нашемчувстве личнойсоциальнойнеповторимости. К примеру,идея статькем-то вроденаучного работникапривлекаетнас не толькок определённымтемам, но и кудовольствиямот концентрациимысли, чтоассоциируетсясо способностьюк научной работе.Для человека,который неприемлет подобноесоциальноеназначение,или молодойженщины, убежденной,что мышление,граничащеес научным, «неженское делои делает ееменее привлекательной»,подобное мышление,тренирующееконцентрациюсобственноговнимания, становитсяпочти неприемлемым,и разум начинаетотвергать любыепопытки, иконцентрациямысли падает. Образованиенаселения привысоком уровнетехнологическогопрогрессатребует широкогораспространениятакого чувствасоциальнойпринадлежности,которое соответствуетумственносозидательнойактивностис несколькорасширеннымконцентрационнымдиапазоном.Это необходимодля решенияпроблем усвоенияи примененияновых открытий,а также ихраспространения.Этого можнодостичь, уделяябольшое общественноевнимание лицам,которые преуспеваютв подобныхпопытках, а нетем, кто их избегает.Это должно бытьне просто вопросомкультурныхпривязанностейв стиле «а какя выгляжу состороны». Этоне должно побуждатьчеловека ктому, чтобы онпытался привестисобственноемнение о себев соответствиес чьим-то другиммнением. Цельюдолжно статьвоспитаниевнутреннегоощущения того,что личность,вносящая такойвклад в развитиеобщества, должнарасцениватьсякак полезнаяне только поее творческимспособностям,но и по ее намерениямк дальнейшемуразвитию ивыгодномуиспользованиюэтих сил. Нуженне зеркальныйобраз предполагаемогомнения об одномчеловеке в умахмногих (авторитетов,товарищей), авнутреннееморальноеощущениеиндивидуальности. Этот вопросстанет ещеболее понятнымпри рассмотренииосновных этапов,на которых втечение последнихдвух десятилетийбыла разрушенагосподствующаяв то время культураСША. Начинаяс середины 60-хгодов наиболееявно наблюдалсясдвиг культурнойпарадигмы вофициальнойморали «общественногомнения» (чтоподтверждаетсябольшинствомгазет и развлекательныхпрограмм) отценностейрациональности,технологическогопрогресса иориентациина будущее кконтркультурепоколения«Сейчас» и«Мне». В общем,речь идет обупадке культурыи распространениигедонистическогоиррационализмаи радикальногоэкзистенциализма.Мы не будемвступать взатяжную дискуссиюоб этом культурномсдвиге, а лишьостановимсяна некоторыхосновных вопросах,и этого будетдостаточнодля пониманиясложившейсяситуации. Центральнымзвеном манипулированияобщественныммнением и моральюбыла внутренняявзаимозависимость«революциисексуальногоосвобождения»,для представлениякоторой с начала50-х порнографическоенарколоббииспользоваложурнал «Playboy», иприниженияобщественногостатуса занятыхв производстведо уровня «низшегокласса». Название«Плейбой»(«Повеса») наиболееточно отражалосмысл контркультурыв целом. Ее принципомбыл и остаетсягедонистическийиррационализм,вырождение,ведущее к неразвитомусостояниюинтеллектаи морали, ускоряемоевторжениемпротивоестественныхи надуманныхспособов поведенияв сферу сексуальныхи других подобныхоргий. Это совпалос массовымбегством изгородскойиндустриальнойжизни и переселениемв пригородыв 50-х годах семей,занятых преимущественнов производственномсекторе. Примером сменышкалы ценностейслужит восклицание«Я вице-президенткомпании, а мойдантист зарабатываетв расчете начас работыбольше, чемя!». Молодыеадминистраторы,оффисные мальчикис университетскимистепенямиспрашивали,где же можнополучить бланкдля вступленияв обществоДжона Берчаили что-то вэтом роде, таккак им прожужжаливсе уши о том,что члены профсоюзазарабатываютбольше, чемтакие важныеперсоны в национальной экономике,как они сами.Общий выводдостаточноясен. Эта, неувереннаяв себе, масса«белых воротничков»стала широкойсоциальнойбазой революции«Плейбоя». Вэкономическойнауке такомусдвигу в составерабочей силы,связанномус переоценкойкультурныхценностей, нетникакого оправдания.С этим был связани тот факт, что«квалификация»разросшегосякласса «белыхворотничков»едва ли так женеобходимадля экономики,как квалификацияпромышленныхрабочих. Многиепредставителинового класса«белых воротничков»мечтали выбратьсяна вершинысамого первого,низшего сословиябогачей, нобольшинствоиз них обнаружило,что это восхождениебольше похожена прогулкупо натянутомуканату с бесконечным,затаившимсястрахом падения.Их положение,как они егопредставлялии как оно былона самом деле,оставалосьненадежным.Все это сопровождалосьфилософиейобмана как«главногосекрета достиженияуспеха в жизни».Их образомжизни сталоповседневноемошенничествов том или иномвиде, включаяпользованиеплодами "сексуальнойреволюции".Но самым важнымбыло не то, чтопроисходило,а общественноеотношение кпроисходящему. Произошлисдвиги в отношенияхк действительности:если раньшео человекесудили по вопросу«что ты строишь?»,то теперь спрашивают«какое развлечениеты можешь себепозволить?».А «развлечения»становилисьпохожи настремительноепогружениев омуты запрещенныхранее удовольствий.Дети пригородови почти мистическаяатмосфера,созданная ими,заполониливсю страну кконцу 60-х годов,а родителиприспособилиськ этим потрясениями вскоре потеряливсякую надеждучто-либо изменить.В 1969 г. Г.Киссинджерсимволическии фактическизанял постсоветникапрезидентапо национальнойбезопасности.В это времядвижение «зеленых»и программыпо сокращениюуровня населения,введенныепрезидентомДжонсоном вопытном порядке,заработалив полную силу,охватываямолодое поколение,деморализованноеобразом общества,вовлеченногов бесконечнуюи бессмысленнуювойну во Вьетнаме.Образ США, какстраны, имеющейобщую цельсуществования,распался. Набиралаускорение исилу предложеннаяФридрихом Ницшепереоценкаценностей, ирезультатомкульта уютногопригорода и«революцииконтркультуры«Плейбоя» (тоесть инфантилизмаи гедонистическогоиррационализма)стало общеепревращениемолодежи илибералов вякобиноподобнуютолпу, ни отчего не получающуютакого удовольствиякак от приведенияэкономики вупадок шаг зашагом и все воимя либо неомальтузианских,антитехнологическихцелей, либо длянаслажденияпобедой иррационалистской«чувственности»той или иной«воинствующейгруппы» надпризнаннойконцепциейтехнологическогопрогресса. Сдвиг культурнойпарадигмы,навязанныйбольшинствунаселения США,имел в историисхожие прецеденты якобинскуюдиктатуру воФранции и огромныйподъем движения"Молодая Европа",руководимогоДжузеппе Мадзинив течение серединыXIX века. Созидательныйпотенциалчеловеческогоразума пересталбыть источникомценности и былзаменен «мнениемобщества» очеловеке. Теосновные чертыконцентрационногоразмаха сознания,которые связанысо способностьюк усвоениюновых научныхоткрытий, оказалисьнезадействованнымив результатеиррационалистскоговыбора общественнойиндивидуальности.Без полногоизменения этихтенденций вобщественноммнении в направленииморального,рациональногоосознаниячеловеческойиндивидуальностив рамках технологическогопрогресса СШАбудут вскореобречены наугасание врезультатеморальногоупадка в стране. Если предположить,что столь желанныйсдвиг культурнойпарадигмы ужепроизошел, торешение вопросовзанятостинаселениядолжно бытьсосредоточенона трех критическихмоментах: Повышение доли производственных работников до 50 % от общего количества рабочей силы. Сосредоточение большей части этого прироста в сфере производства средств производства. Повышение занятости в научно-исследовательском секторе до уровня 5% от всей рабочей силы. Этим мерамдолжны способствоватьсоответствующиеизмененияполитики вобласти налогов,кредитов изаработнойплаты. Это потребуеткоренных измененийв сложившихсяметодах образованияс учетом требованийпрограммыклассическогообразованияГумбольдта,включая обязательноеизучениесинтетическойгеометрии напервых стадияхобучения ребенка(начиная с игрс геометрическимконструктором).Наряду с обеспечениемэкономико-практи-ческихпотребностейв такого родапеременах,следует сознательнопоощрять изменениякультурнойпарадигмы,посколькуименно онавлияет на ощущениеличной неповторимостичеловека вобществе. В этих условияхнам потребуетсясоздание своегорода «центровкристаллизации»,т.е. таких учебныхлабораторий,которые обеспечатсерьезноеобучение одаренныхмолодых ученыхв областиматематическойфизики с позицийсинтетическойгеометрии.Одновременнодолжно бытьуделено вниманиеистории наукис упором напервоисточники.В этом контекстедолжен бытьосознан принципГипотезы ВысшейГипотезы. Этотподход, смоделированныйпо хорошо себязарекомендовавшейпрограмме«обучающихсябригад» Монжеиз ПарижскойПолитехническойшколы, долженбыть направленна переключениеэтих «бригад»исследователейи учителей налабораторные,университетскиеи промышленныепрограммы повсей стране.Эти центрыдолжны не тольколелеять творческийнаучный потенциалсвоих членови выпускников.Должна воспитыватьсяцелеустремленностьк освоениюрубежей техфундаментальныхисследований,которыми нашанаука полностьюовладеет лишьв следующемпоколении. Кроме того,распространениенаучного знанияи применениеэкономическойнауки в томпонимании,которое непосредственносвязываетсоздание стоимостис проведениемфундаментальныхнаучных исследований,формирует базудля согласованныхдействий междууправлениемпроизводствоми научным поиском,которые составляютсущность любойнациональнойпрограммы поиспользованиюнауки как двигателяэкономики. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|