|
||||
|
3. Ипотечное кредитование с позиции государства, банка и заемщикаПо данным статистики, к началу перестройки в СССР на очереди на получение жилья состояло 14 млн семей (40 млн. человек). После длительного периода бесплатного «очередного» распределения жилья в истории страны, трудно разобраться во всех тонкостях рынка жилья, так быстро развившегося за последние 15 лет. Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. На органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность по поощрению жилищного строительства, они должны создавать условия для осуществления названного права. Приобретение жилья в кредит непривычно для россиян, что, по мнению специалистов, выступает одной из причин медленного развития ипотеки в России по сравнению с Западом. Логика ипотечного кредита такова, что в этой сделке участвуют три стороны: государство, человек, берущий кредит, и кредитная организация (чаще всего, это банк), предоставляющая кредит. Для того чтобы быть уверенным в том, что каждая сторона максимально выполнит свои обязательства перед двумя другими, необходимо убедиться, что сделка эта выгодна каждой из сторон. 3.1. Почему ипотека выгодна государствуНыне решение жилищного вопроса граждан страны – одна из главных задач и проблем власти. Россия не первое государство, которое поставило перед собой такую серьезную задачу и предпринимает реальные действия для ее решения. В современной экономической ситуации превратить желаемое в реальность возможно только объединением усилий государства, банков и населения. Причины состоят в следующем: 1) государство берет на себя обязательство разработать и обеспечить правовую поддержку реализации программ банковского кредитования ипотеки; 2) при этом банки должны сделать более доступными условия предоставления ипотечного кредита; 3) население, заинтересованное в разрешении своих жилищных проблем, должно быть готово не только воспользоваться теми правами, которые предоставляются при использовании программ ипотеки, но и быть готовы исполнять возложенные на него тем самым обязанности. Таким образом, только совместными действиями элементов одной структуры: государства, банков и населения – ипотека станет доступной и реально приносящей конструктивные результаты. Изначально ипотечное кредитование в России появилось из инвестиционных соображений, а не из социальных, ведь ипотека – это мощнейший инвестиционный фактор. Для того чтобы поднять экономику России после событий 1990-х гг., требовалось 600 млрд долл. США, а неликвидной, т. е. малофункциональной и устаревшей, недвижимости тогда, в конце 90-х годов прошлого века, было на 500 млрд долл. США. Сейчас курс доллара изменился, и соотношения другие. Однако сути этот факт не меняет: уже тогда было очевидно, что ипотека как раз один из тех рычагов, который позволит в короткие сроки решить проблему модернизации экономики России. Проект модернизации экономики при помощи широкого внедрения системы ипотечного кредитования получил название – доступное жилье, во многом говорящее за себя. На сегодняшний день рынок выдачи кредитов вырос вдвое, что является нормальным ходом событий, так и должно происходить на этой стадии развития ипотеки. С одной стороны, государством принимаются меры для развития ипотеки, вносятся поправки в законы. Например, благодаря внесению изменений в налоговое законодательство, у кредитного рынка есть все шансы вырасти в полтора раза в ближайшие три года. Однако, с другой стороны, есть законодательные акты, которые, напротив, создают большие препятствия для развития ипотеки, – это и законы о дольщиках, и о жилищных кооперативах, и новый Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ. Прямого отношения к ипотеке эти нормативные акты не имеют, но существенно усложняют процесс становления рынка выдачи кредитов. При этом вопреки всем усилиям государства увеличить спрос на рынке жилья, система ипотечного кредитования в России по-прежнему неэффективна. Главной ее проблемой остаются процентные ставки и величина первого взноса. Самые приемлемые ставки сегодня – около 10 % годовых в долл. США и 16 % в рублях. Однако не всем удается выполнить условия получения займа. Собирая сведения о доходах заемщиков, банки, устанавливающие щадящие проценты, учитывают только официальную зарплату – необходима справка о доходах по форме 2 НДФЛ, заверенная налоговыми службами. Помимо этого, для получения кредита в некоторых банках (например, в Сбербанке) необходимо наличие двух поручителей, чей суммарный доход больше дохода заемщика. Если учесть, что проблема выхода зарплат из тени в России еще далека от решения (зачастую, сами заемщики говорят о «черной» или «серой» заработной плате, о чем можно спрашивать их поручителей?!), от ипотеки отсекается значительная часть тех, кто и сегодня вполне мог бы ею воспользоваться. К тому же, заемщиком по договору ипотечного кредитования вы сможете стать, только если вы являетесь гражданином Российской Федерации, имеете стабильную занятость и стабильную зарплату или предпринимательский доход, имеете собственные накопления в размере, колеблющемся от 5 до 30 % стоимости жилья, а срок окончания вашего кредитного договора наступит до достижения вами пенсионного возраста. Значит, если создавать портрет собирающегося взять кредит сроком на 10 лет идеального потенциального заемщика, то вам должно быть не более 45 (для женщин) или 50 (для мужчин) лет, стаж работы на высокооплачиваемой должности не менее шести месяцев, заработная плата за этот период должна неукоснительно повышаться плюс перспектива карьерного роста. Тогда закономерен вопрос: а зачем такому лицу кредит? Свои жилищные вопросы вы сможете решить собственными силами и в ближайшее время. За кредитом обращается иная категория граждан, которые не в силах разрешить сложившуюся ситуацию собственными силами и средствами. Поэтому государство должно быть готово в какой-то мере представлять в первую очередь их интересы. Получается, что государство, понимая несомненную выгоду ипотеки, все же не имеет пока достаточных средств для того, чтобы дать ей развиваться полным ходом. Подобная нерешительная политика государства в вопросах ипотечного кредитования вынуждает кредитные организации быть чрезмерно избирательными в отношениях с клиентами – ведь банк, являясь коммерческой структурой, всегда руководствуется собственной выгодой. Таким образом, роль государства в становлении ипотечного кредитования очень велика. Особенно с учетом чисто российской специфики в финансовой сфере его позиция должна быть еще более активной. Напомним, что с этой целью было принято решение о создании Агентства ипотечного кредитования, на формирование уставного фонда которого, по данных специалистов, предполагалось первоначально выделить 225 млрд руб. Весь объявленный уставный капитал – 450 млрд руб. – должен был быть полностью сформирован за счет бюджетных средств. В некоторых регионах уже появился первый успешный опыт ипотечного жилищного кредитования. Предоставлено около 40 тысяч кредитов, а в отдельных субъектах Федерации начали работать региональные агентства ипотечного жилищного кредитования. В Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования эти агентства названы операторами вторичного рынка ипотечных кредитов. То есть они представляют собой специализированные организации, осуществляющие рефинансирование кредиторов, выдающих долгосрочные ипотечные жилищные кредиты населению. К их основным функциям относятся: 1) рефинансирование кредиторов на основе установленных стандартов и требований, предъявляемых к процедурам ипотечного кредитования; 2) выпуск эмиссионных ипотечных ценных бумаг; 3) привлечение средств инвесторов в сферу жилищного кредитования; 4) оказание кредиторам содействия во внедрении рациональной практики проведения операций ипотечного кредитования и в разработке типов ипотечных кредитов, более доступных для заемщиков и менее рискованных для кредиторов. О вопросе рефинансирования и обо всех сопутствующих проблемах будет сказано ниже. 3.2. Почему ипотека выгодна вам как заемщикуВступать или не вступать в ипотеку? Как оценить риск, взятый на себя при подписании с банком ипотечного договора? Насколько возможно, что при большой задолженности по выплате заемных средств и процентов (даже при условии, что причиной тому стали существенные изменения в уровне доходов) вас просто выселят на улицу, не учитывая даже права и интересы несовершеннолетних детей, поскольку законодательство дает серьезные гарантии кредиторам?
В начале нашей книги мы пробовали разобраться, что выгоднее на сегодняшний день из нескольких предложенных вариантов, в число которых входила ипотека, а теперь попытаемся очертить причины, почему традиционно банковский ипотечный кредит считается реальным выходом из многих житейских ситуаций, когда жилье является насущной проблемой для человека, даже с учетом всех отмеченных выше непредвиденных расходов. Насколько же ипотека выгодна для заемщика, т. е. для вас? Помимо уже перечисленных нами выгодных моментов ипотеки: сравнительно низкий первоначальный взнос, отсутствие необходимости трат на арендную плату вследствие возможности переезда на новую квартиру сразу после заключения договора и согласования всех моментов; в качестве особо выгодных можно также назвать послабление налогового бремени: при определении размера ваших доходов, с которых вы должны платить подоходный налог, вы имеете право из этой суммы вычесть всю сумму денег, которую вы платите банку в качестве ипотечного кредита. Простой расчет показывает, что повышение рыночной стоимости жилья согласно индексу инфляции (8,5 %) в сочетании с налоговыми льготами, по сути, уравновешивает, а при определенных обстоятельствах даже превышает объем процентных выплат по ипотечному кредиту. Подробнее об этом сказано в Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования. Она содержит указание на следующие налоговые льготы для физических лиц. Наличие налоговых льгот, связанных с ипотечным жилищным кредитованием, – действенный экономический фактор, стимулирующий развитие первичного ипотечного рынка. Они позволяют существенно увеличить доступность долгосрочных ипотечных кредитов для населения. Ипотечное кредитование способствует повышению налоговой дисциплины граждан, так как одним из основных требований банков при выдаче ипотечных кредитов является официальное документальное подтверждение платежеспособности заемщика, в том числе и путем предъявления налоговой декларации (справки из налоговых органов об уплате налогов). Таким образом, широкое распространение ипотечного кредитования будет способствовать повышению сбора налогов за счет более полного декларирования физическими лицами своих доходов, увеличения объемов сделок, расширения налогооблагаемой базы, что позволит не только компенсировать потери от налоговой льготы, но и обеспечить прирост налоговых сборов. Статья 220 Налогового кодекса РФ предоставляет имущественный налоговый вычет и гарантирует покупателю объекта недвижимости компенсацию расходов на покупку квартиры и процентов по ипотечному кредиту. Получить имущественный вычет на покупку жилья можно только однажды. Его максимальный размер 1 000 000 руб. Причем неиспользованная в течение года сумма переносится на следующие годы, пока не будет полностью погашена. 3.3. Почему ипотека выгодна кредитным организациям (банкам)Рассматривая в качестве варианта накопления денежных средств на жилье банковские вклады, мы говорили, что на те средства, которые вы положили на счет в банк, он начисляет проценты. Откуда же они берутся? Получается, что банк оказывается в проигрыше. Ведь если эти ваши деньги не принесут ему прибыли, что же он сможет возвратить вам как проценты? Часть из прибыли банк отдаст тем людям, которые дали ему деньги на некоторый срок, т. е. банки, имеющие излишнюю ликвидность, заинтересованы в том, чтобы их деньги работали. Им выгодно давать кредиты, а, значит, выгодно и развитие ипотеки. Это мощный стимул для того, чтобы уже в ближайшее время кредиты на покупку жилья стали в России не редкостью, а обычным делом. Ни один коммерческий банк не в состоянии формировать кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь при этом на краткосрочные источники. Несоответствие банковских активов и пассивов по срокам и ставкам рано или поздно приводит к потере ликвидности и банкротству банка. Анализ различных программ, реализуемых в Москве и в других городах и регионах России, тем не менее показывает, что при всей заинтересованности в развитии жилищной ипотеки ограничивающим фактором выступает следующее. Ныне отсутствует достаточный объем и доступные по цене долгосрочные ресурсе для кредитования. Объемы кредитования населения напрямую связаны с наличием эффективного механизма рефинансирования, с помощью которого осуществляется приток средств с финансового и инвестиционного рынков в сферу долгосрочного жилищного ипотечного кредитования. Страховые компании, частные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, другие потенциальные инвесторы в России нуждаются в надежных и ликвидных финансовых инструментах для размещения своих средств. Банки, стараясь максимально обеспечить и гарантировать возврат заемных средств, предъявляют потенциальным клиентам совершенно нереальные требования: поручители, огромные официальные зарплаты, десятки всевозможных документов и проценты, выплата которых сведет на «нет» возможные выгоды заемщика. При этом важно, что по данным статистики процент невозврата кредитов в России гораздо меньше, чем, например, в других странах Восточной Европы. Он колеблется на уровне статистической погрешности (называют цифры от 0,5 до 1,75 %), стремясь к нулю в сфере дорогой ипотеки и приближаясь к 4–6% в сфере дешевого экспресс-кредитования. В конечном итоге, именно банки, предоставляющие ипотечный кредит рискуют меньше всего. Убытки банк может понести только в случае, если одновременно и упадут цены на жилье, и заемщик прекратит возвращать полученный кредит. Процесс рефинансирования, собственно и заключается в выпуске (эмиссии) ипотечных ценных бумаг (облигаций, закладных), которые позволяют банку быстро вернуть потраченные на выданный вам кредит средства путем переуступки требований по кредиту той организации, которая приобретет ипотечные ценные бумаги. Логика этого процесса проста: ваш кредитор меняется, но условия кредита остаются прежними, то есть вы ничего не теряете – напротив, в отличие от банков, даже самых надежных, государственные организации (например, Сбербанк или Государственный пенсионный фонд) вряд ли когда-нибудь разорятся. Банки, которым такое положение вещей весьма выгодно, станут охотнее выдавать ипотечные кредиты, таких банков вообще в норме при налаженной процедуре рефинансирования должно стать больше, возникнет здоровая конкуренция, которая по рыночным законам всегда ведет к снижению стоимости – в данном случае величине процентов по выданному кредиту. 3.4. Кому еще выгодна ипотекаРиэлтеры. Риэлтерской деятельностью – это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по совершению гражданско-правовых сделок с объектами недвижимости (например, земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями и правами на них). Она осуществляется на основе соглашения риэлтера с клиентом или по его доверенности на совершение определенных действий. Риэлтер может действовать не только от имени клиента, но всегда за счет клиента, в интересах которого совершается сделка. Деятельность риэлтерской фирмы очень разнообразна. Традиционно принято считать, что в основном они занимаются подбором вариантов приобретения, продажи, сдачи в наем или, напротив, принятия в аренду объекта недвижимости. Эти предлагаемые риэлтером варианты должны соответствовать заявленным требованиям клиент; и, если клиент согласен на совершение сделки, обязательство риэлтера является выполненным, а клиент должен выплатить ему соответствующее вознаграждение. Но, кроме того, при совершении операций на рынке недвижимости риэлтерские фирмы могут также выступать и покупателями квартир, если они приобретаются с целью перепродажи, могут за счет клиента совершить оговоренные сделки с недвижимым имуществом и многое другое. Многие риэлтеры оказывают и иные услуги в сфере операций с недвижимостью, а именно, услуги, связанных с предоставлением клиенту банка данных на продаваемые объекты недвижимости, которые соответствуют тем требованиям, которые предъявляются банком при предоставлении ипотечного кредита. Эта сфера услуг наиболее проблемная и требует определенной специализации. Давно известно, что профессиональные риэлтеры стали необходимыми посредниками между покупателем и продавцом недвижимости. Многие наши сограждане с содроганием вспоминают времена, когда вариант квартирного обмена приходилось самим выискивать в объявлениях на фонарных столбах затем проверять, насколько написанное в объявлении соответствует правде, также приходилось самим, а заключительном этапе в этой изматывающей погоне за новым жильем становилась процедура юридического оформления договора мены (продаж тогда, как вы помните, не было). Причем выяснялось, что какого-либо важного документа не хватает, – и чаще всего – в день оформления сделки. Сегодня такие ситуации практически исключены благодаря тем риэлтерам, которые действительно являются специалистами в данной сфере и отвечают не только за подбор клиенту подходящей по техническим параметрам квартиры, но и за «чистоту» сделки и правильность оформления документов. Мы говорим «практически», поскольку не все риэлтерские конторы в России отличаются высоким профессионализмом. В среднем, как уже отмечалось выше, риэлтеры за свои услуги берут от 3 до 5 % стоимости будущей квартиры. В обмен на это (а сумма получается внушительная – при стоимости квартиры 450 000 руб. – от 13 500 руб. до 22 500 руб.), хорошее агентство должно оказать вам примерно следующие услуги: 1) подбор наиболее выгодного для вас, как для покупателя, ограниченного в свободе выбора банком-займодателем, квартирного варианта; 2) переговоры с продавцом квартиры; при этом его нужно уговорить не спешить продавать принадлежащее ему жилье, так как именно данный вариант является наиболее выгодным для него, ведь гарантом оплаты является банк; 3) проверка «истории» квартиры на предмет права собственности, наличия или отсутствия родственников, которые могут затребовать расторгнуть сделку впоследствии, наличия долгов за коммунальные платежи; 4) подготовка необходимых для совершения сделки документов (в том числе и документов, требуемых банком-займодателем); 5) присутствие риэлтера при совершении сделки, координация действий всех участников сделки. Ипотечный брокер – это уполномоченное заемщиком, т. е. вами лицо, которое, действуя в ваших интересах и за ваш счет, содействует вам в выборе и практическом получении лучшего кредитного продукта любого банка. Если выбор банка и соответствующей ипотечной программы представляет для вас сложность, если вы не можете самостоятельно сориентироваться в данной отрасли, вы можете обратиться к специалисту, который все подробно и популярно вам объяснит. Таким лицом и является ипотечный брокер. В рамках данного ему поручения он устанавливать деловые контакты между вами и кредитными организациями, предпринимает необходимые действия для того, чтобы обеспечить соверешние сделки на наиболее выгодных для вас как для заказчика условиях. Для этого он должен изучить конъюнктуру рынка ипотечного кредитования, знать требования участников сделки (т. е. ваши реальные возможности и тербования банка). При необходимости вы можете поручить ему вести переговоры с банком, т. е. он должен суметь проконсультировать вас в качестве своего клиента по всем вопросам, относящимся к его компетенции. Таким образом, ипотечный брокер, выполняя указанные действия, помогает вам наиболее эффективно распорядиться теми средствами, которыми вы обладаете, оценить конкретную ситуацию и совершить правильный выбор. Его действия должны распространяться на все этапы; в частности, он может помочь вам в сложной ситуации оформить перекредитование и оптимизировать условия кредита уже на стадии его погашения. Но учтите, что его услуги, конечно, платные. Таким образом, при необходимости вы можете обратиться к ипотечному брокеру, который поможет: 1) подобрать индивидуально для вас оптимальный вариант кредитования и банк, который предоставит вам такой кредит, обеспечит его сопровождение на всех этапах ипотечной сделки, а также его оформление; 2) изменить условия кредитного договора в случае изменения условий кредитования на ипотечном рынке, если такая возможность изменения допускается согласно законодательству. Очень часто фирмы, оказывающие названные услуги, работают совместно с кредитной организацией, поэтому ее доход напрямую зависит от того, насколько часто будут обращаться клиенты за ипотечным кредитом именно в тот банк, интересы которого она так или иначе представляет. Но даже при этом доход ипотечного брокера зависит от того, насколько часто его клиенты становятся заемщиками рекомендованного банка, и, в конечном итоге, от того, насколько популярны и доступны среднему классу условия банковского ипотечного кредита. Обращаем ваше внимание на тот факт, что если вы прибегнете к услугам ипотечного брокера, вам нужно определить прежде всего, насколько профессионально он работает в данной сфере, какую может предоставить информацию и не смотря на рекомендации начать работать с конкретной ипотечной программой, поинтересоваться первоначальными условиями других программ. Таким образом, и брокер, и риэлтор выступают теми структурами системы ипотечного кредитования, которые в ситуации, когда на рынке ипотечного кредитования предложение, на первый взгляд, превышает спрос, а заемщик стоит перед проблемой выбора, должны помочь ее разрешить. Ведь часто ему сложно определиться даже с тем, в какой банк идти и какую программу кредитования выбрать. Все индивидуально; общих рекомендаций дать невозможно, все должно решаться этими лицами с учетом конкретных условий. Именно поэтому консультация компетентных независимых и незаинтересованных в выборе конкретного банка или схемы специалистов очень важна потенциальному заемщику. Роль такого специалиста должен выполнять риэлтор. Таким образом, значение агентства недвижимости и брокера в ипотечном процессе сегодня уже определена. Страховые компании. По закону об ипотеке залогодатель обязан страховать за свой счет покупаемое за счет ипотечного кредита имущество в полной стоимости от рисков утраты и повреждения. Банки, в попытке исключать любую возможность утери выгоды, любят трактовать эту норму расширительно и настаивают кроме страхования непосредственно имущества на страховании: 1. риска утраты права собственности на квартиру на основании судебного решения. Иными словами, страхуется ситуация, когда некто скажет, что квартира по праву принадлежит не заемщику, а ему, и отсудит это право; 2. жизни и трудоспособности залогодателя, чтобы не конфликтовать с его наследниками. Каждая из этих трех страховок должна составлять, как правило, 110 % от суммы кредита. Очевидно, что страховым компаниям весьма выгодно иметь дело с ипотечным кредитованием: где еще можно найти клиента, готового застраховать сразу все, пусть и не по собственной воле? Трудно сказать, насколько такое количество страховых взносов целесообразно, однако в случае наступления страхового случая выплаченная страховка не помешает. Ипотечные фонды. В России действующие формы осуществления коллективных инвестиций – это общие фонды банковского управления и паевые инвестиционные фонды. В них могут размещаться средства пенсионных фондов, предприятий и населения, а также денежные средства иных инвесторов, заинтересованных в развитии долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в своем регионе. Возможна организация специализированных фондов, денежные средства которых будут направлены исключительно на приобретение закладных. Прежде чем говорить о том, какую ценность представляет ипотека для такой структуры, как ипотечные фонды, несколько слов о том, чем они занимаются и что из себя представляют. Ипотечный фонд представляет собой вариант паевого инвестиционного фонда (ПИФ), которые уже начинают создаваться. Ипотечные фонды могут создаваться только в форме закрытых ПИФов; 1) основную часть – 65 % стоимости их активов – должны составлять требования, обеспеченные ипотекой; 2) рыночная стоимость предмета ипотеки определяется оценщиком; 3) сумма требований по одному кредитному договору не может превышать 10 % стоимости активов; 4) в состав активов не могут входить денежные требования по обязательствам, обеспеченным последующей ипотекой; 5) сумма долга по кредитному договору не должна превышать установленный «Положением о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» процент стоимости предмета ипотеки (90 %). Ценность ипотечных ПИФов состоит в том, что в этот ПИФ можно передавать любые ипотечные ценные бумаги: закладные, облигации с ипотечным покрытием и т. п. Целостная эффективно действующая система ипотечного жилищного кредитования, обеспечивающая ликвидность кредиторов, основана на функционировании механизма их рефинансирования и включает в себя как первичный, так и вторичный рынки ипотечных кредитов. Преимущество этой модели – формирование в регионе рынка закладных и на этой основе – самодостаточной системы рефинансирования и активного вовлечения кредитных организаций региона в долгосрочное ипотечное жилищное кредитование. Предлагается следующий механизм рефинансирования: 1) кредитор выдает ипотечный кредит. Оформляется закладная, которая переходит кредитору с соответствующей государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 2) учредители общих фондов банкового управления или паевых инвестиционных фондов вносят денежные средства. В инвестиционной декларации доверительный управляющий (или управляющая компания) данного фонда указывает, что средства фонда будут направлены на покупку закладных; 3) доверительный управляющий (или управляющая компания) фонда покупает закладные у кредитных организаций за счет денежных средств, переданных фонду его учредителями. Для перехода прав по закладной на ней совершается передаточная надпись в пользу доверительного управляющего, которому передается закладная. Переход прав по закладной означает передачу этому же лицу прав по обеспеченному ипотекой обязательству (кредиту). Доверительный управляющий (или управляющая компания) должен потребовать от органа, осуществившего государственную регистрацию ипотеки, зарегистрировать его в качестве залогодержателя. Должник по обязательству, обеспеченному ипотекой, получивший от нового владельца закладной письменное уведомление о регистрации его в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с надлежаще заверенной выпиской из реестра, осуществляет промежуточные и окончательные платежи. 3.5. РефинансированиеМы упомянули о рефинансировании, и, поскольку ставка рефинансирования будет определяющим фактором ценообразования на рынке жилья в скором времени, необходимо остановиться на нем поподробнее. В последнее время в России получили развитие различные формы рефинансирования ипотечных кредитов, включая целевые кредитные линии международных донорских организаций (что доступно очень немногим), продажу кредитов инвестору (в рублях – Агентству по ипотечному жилищному кредитованию, в валюте – частным банкам, желающим инвестировать средства в ипотечные активы), выпуск облигаций (что, как правило, требует дополнительных гарантий). По-видимому, несмотря на все сложности, скоро появится первый эмитент ипотечных ценных бумаг, выпущенных в рамках одноименного закона. Все больший интерес проявляется к использованию паевых инвестиционных фондов недвижимости, а также привлечению средств таких нуждающихся в надежных инструментах накопления инвесторов, как негосударственные пенсионные фонды и другие институты. Среди этого разнообразия все же не ясно, сформируется ли эффективный рынок инвестиций в эту сферу и появится ли выбор надежных схем и инструментов. Наша экономика еще слишком слаба, для того, чтобы о новых веяниях мы могли делать самостоятельные выводы, а как обстоят дела с рефинансированием за рубежом? В Великобритании до сих пор основной источник для ипотеки – средства, привлекаемые через депозитарные институты, коммерческие банки и building societies,[1] хотя в последние годы возрастает роль секьюритизации[2] ипотечных кредитов. На сегодняшний день в мировой практике можно выделить четыре основные модели привлечения средств в ипотеку. Приведенная ниже классификация не означает, что в конкретных странах применяется только одна из перечисленных схем. Как правило, модели рефинансирования ипотечных кредитов сочетаются друг с другом, развиваются и изменяются их основные финансовые инструменты и механизмы, роль и пропорции в рамках отдельных национальных ипотечных рынков. Прежде всего, следует выделить модели рефинансирования, различающиеся источниками привлекаемых ресурсов: 1) с финансового рынка через вклады и депозиты; 2) с рынка капиталов через выпуск ипотечных ценных бумаг. Основные модели рефинансирования долгосрочных ипотечных кредитов: 1. Универсальные банки. Коммерческие банки осуществляют широкий спектр банковских операций, привлекая ресурсы из различных источников, включая межбанковские кредиты, целевые кредитные линии, счета и депозиты физических и юридических лиц, долговые ценные бумаги и т. п. Основное преимущество универсальных банков – диверсификация активов, возможность варьирования уровня доходности по различным операциям, использование разнообразных инструментов для хеджирования рисков и обеспечения финансовой устойчивости. Основная проблема, возникающая при ипотечном кредитовании – необходимость согласования долгосрочных активов и, как правило, краткосрочных пассивов, что определяет ликвидность банков в различные периоды. 2. Контрактные жилищные сбережения. Это разновидность депозитной модели, предполагающая привлечение специализированными институтами на договорной (контрактной) основе долгосрочных жилищных сбережений граждан и предоставление вкладчикам жилищных ипотечных кредитов. Реализация данной модели осуществляется различными способами: работает в режиме полностью замкнутого цикла финансовых потоков (как, например, строительные сберегательные кассы в Германии), относительно закрытого типа (строительные объединения в Великобритании), в форме специальных жилищно-накопительных программ (во Франции) и полностью открытого типа (ссудо-сберегательные ассоциации в США). 3. Специализированные ипотечные банки. Ипотечные банки – это специализированные кредитные институты, которые предоставляют долгосрочные кредиты населению за счет средств, привлекаемых на основе эмиссии ипотечных облигаций, обеспеченных выданными ипотечными кредитами. 4. Вторичный рынок ипотечных кредитов. Модель вторичного рынка ипотечных кредитов. Эта модель получила наибольшее развитие в США, Австралии, Великобритании, а также ряде стран Азии и Латинской Америки. В ее рамках первичный кредитор может рефинансировать выданные кредиты путем их непосредственной продажи инвестору или специализированному оператору вторичного рынка ипотечных кредитов либо посредством обмена собранных в пулы кредитов на ипотечные ценные бумаги, выпущенные специализированным эмитентом. Таким образом, у российской экономики есть практические примеры удачного процесса рефинансирования в других странах, и в случае, если будущая российская модель рефинансирования будет создана с учетом особенностей нашей экономики, ипотечное кредитование переживет небывалый расцвет, связанный с существенным понижением процентных ставок по кредитам и упрощением процедуры выдачи кредита банками. Систему рефинансирования кредиторов планируется осуществлять через операторов вторичного рынка ипотечных кредитов, то есть через агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Оно было создано Правительством РФ в 1997 г. в форме открытого акционерного общества со 100 % государственным капиталом. Основное уставное направление деятельности АИЖК – обеспечение ликвидности российских коммерческих банков, предоставляющих долгосрочные жилищные кредиты населению, за счет покупки прав требований по таким кредитам на средства, привлекаемые путем размещения облигаций Агентства на фондовом рынке. Задачи Агентства определены Постановлениями Правительства РФ «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию»; «Об утверждении правил предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям ОАО „АИЖК“, уставом, бизнес-планом Агентства. Целями Агентства являются: 1) создание единых стандартов ипотечного жилищного кредитования; 2) обеспечение доступности ипотечных кредитов для широких слоев населения на всей территории России; 3) создание возможности рефинансирования для ипотечных кредиторов; 4) создание вторичного рынка для обязательств, обеспеченных ипотекой; 5) формирование рынка ипотечных ценных бумаг. В идеале деятельность Агентства должна охватить все регионы России. Для этого должна развиваться сеть региональных операторов и обеспечиваться возможность рационального перераспределения привлекаемых инвестиционных ресурсов и становления единого российского рынка ипотечного кредитования. За период времени с начала выдачи и рефинансирования ипотечных кредитов по стандартам Агентства расширилась и активно начала функционировать созданная АИЖК общефедеральная система рефинансирования ипотечных кредитов. Общая схема рефинансирования ипотечных кредитов должна выглядеть следующим образом. На первичном рынке ипотечных кредитов кредиторы выдают населению ипотечные кредиты. Для обеспечения быстрого возврата кредитных ресурсов и решения проблемы ликвидности кредиторы могут уступить права требования по кредитам или закладным специально созданным для этой цели организациям – операторам вторичного рынка ипотечных кредитов (агентствам по ипотечному жилищному кредитованию). Тогда заключается соответствующее соглашение между первичным кредитором и агентством об уступке прав требования по кредитам или закладным, а также договор доверительного управления приобретенными правами требования. Это позволяет кредитору продолжать четко контролировать заемщика, получать комиссионные за обслуживание кредита, а на средства, полученные от агентства, расширить кредитные операции. Партнерами агентства могут стать кредиторы, отвечающие его квалификационным требованиям. Кредитор должен гарантировать агентству, что кредиты или закладные отвечают установленным требованиям и стандартам, предоставлять ему на постоянной основе необходимую финансовую информацию и другие сведения, а также обеспечивать доступ к документам, касающимся их взаимоотношений. Агентство периодически проводит выборочные проверки ипотечных кредитов. Если в ходе проверки будут выявлены кредиты, не соответствующие установленным требованиям и стандартам, кредитор обязан либо исправить нарушение, либо выкупить кредиты или закладные. В случае ненадлежащего исполнения кредитором договора доверительного управления агентство имеет право расторгнуть с ним договор о сотрудничестве и передать кредиты на обслуживание в другую кредитную организацию. Агентство устанавливает обязательные для кредиторов критерии оценки вероятности возврата кредита, которые включают анализ платежеспособности заемщика, выполнения им предыдущих финансовых обязательств (кредитная история), наличие собственных средств, а также оценку стоимости и состояния передаваемого в залог имущества. В рамках договора доверительного управления кредитор обеспечивает контроль за своевременной уплатой заемщиком налогов на заложенное имущество и страховых взносов. Механизм доверительного управления приобретенными правами требования по кредитам в случае банкротства первичного кредитора защищает интересы агентств, так как эти права требования не будут входить в состав имущества, составляющего конкурсную массу. Использование счетов доверительного управления для обслуживания кредитов предусматривает обязательную ежемесячную отчетность, что обеспечивает действенный контроль за операциями агентств и кредиторов со стороны Банка России. Деятельность специализированного института вторичного рынка ипотечных кредитов будет способствовать перераспределению рисков ипотечного кредитования. Речь идет о снижении риска ликвидности и процентного риска, возникающих при несоответствии структуры активов и пассивов первичных кредиторов, и его переносе на агентства. Эта модель организации рефинансирования кредитных организаций позволяет реализовать в себе и другие модели привлечения кредитных ресурсов в сферу жилищного кредитования. Так, агентство по ипотечному жилищному кредитованию может стать доверительным управляющим общего фонда банковского управления или паевого инвестиционного фонда, а также осуществлять выпуск облигаций или ипотечных ценных бумаг. Таким образом, основные участники ипотечного рынка – это лица, наделенные следующими функциями: 1) банки – первичные кредиторы; они осуществляют выдачу ипотечных кредитов и являются первичными владельцами стандартных закладных; 2) региональные операторы; выкупают стандартные закладные у банков – первичных кредиторов и формируют пулы закладных для передачи Агентству; 3) агентство; выкупает пулы стандартных закладных у Региональных операторов, Первичных кредиторов, обеспеченные страховым покрытием и произведенной оценкой предмета ипотеки с целью последующего выпуска эмиссионных ипотечных ценных бумаг; При этом страховые компании осуществляют обязательное страхование заемщика (страхование жизни и потери трудоспособности заемщика, предмета ипотеки и по желанию участников кредитной сделки – страхование титула собственности (риска утраты права собственности)), а оценочные компании, соответственно, производят оценку рыночной стоимости предмета ипотеки на дату проведения оценки. Система ипотечного кредитования, разработанная и внедренная Агентством представляет собой двухуровневую структуру, предусматривающую рефинансирование Агентством кредитов, выдаваемых во всех регионах страны по единым стандартам. Цель рефинансирования – формирование платёжеспособного спроса на жильё со стороны населения. Это позволяет равномерно распределить риски между всеми участниками рынка. Стандарты разработаны Агентством исходя из анализа и обобщения российского и зарубежного опыта ипотечного кредитования и включают в себя механизмы выдачи и рефинансирования ипотечных кредитов, типовые соглашения, а также требования ко всем участникам рынка (региональным операторам, банкам, оценочным, риэлтерским и страховым компаниям). На их основании в стране сформирован и во многих регионах страны действует механизм рефинансирования. Правда, единая федеральная система ипотечного кредитования пока отсутствует, но будет создана исходя из той практики, которая формируется ныне. Зато в 87 субъектах РФ действует единая система рефинансирования ипотечного жилищного кредитования. Кроме того, АИЖК установлены договорные отношения с 20 страховыми компаниями. А по стандартам Агентства первичными кредиторами выдано 27 908 ипотечных кредитов и рефинансировано закладных на сумму 12 млрд 515 млн руб. Исходя из целей, которые ставятся перед АИЖК, а также с учетом того, что оно создано со стопроцентным участием государства, формирование общероссийской системы можно рассматривать как крупнейший государственный бизнес-проект. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|