|
||||
|
Тема 7. УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОМ
7.1. Эволюция теории управления трудомОдна из важнейших функций менеджмента – сделать эффективными вверенные ему человеческие ресурсы. Существенное различие между предприятиями заключается в том, как в них используется потенциал персонала при достижении поставленных менеджерами целей. Выделяют несколько этапов управления трудом, так как методы и средства, используемые при этом, не остаются неизменными. Развитие производства потребовало перестройки управления трудом на инновационных принципах, основные факторы и условия перехода к которому можно представить в виде схемы (рис. 7.1). В современных условиях инновационный процесс управления трудом становится многогранным, воплощая единство технологических, организационных и социальных нововведений, в ходе которых формируется новая модель развития и использования человеческих ресурсов. В основе этой модели лежит ориентация: • на высококвалифицированный персонал, интегрированный в систему производства; Таблица 7.1 Этапы управления Рис. 7.1. Перестройка управления трудом • непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации; • гибкость рабочей силы и организации труда; • «экономику участия»; • делегирование ответственности сверху вниз; • партнерские отношения между участниками производства. Новые методы организации труда используются как в сфере управления, так и в сфере производства. Инновационный процесс требует инициативного высококвалифицированного работника, глубоко вовлеченного в процесс принятия решений. Эта вовлеченность, способствуя мобилизации творческого потенциала персонала, ведет к ускорению инноваций и росту конкурентоспособности предприятий. Новые методы организации труда в сфере управления — kvvad отказ от узкой специализации; kvvad повышение гибкости использования персонала за счет ротации работников; kvvad создание автономных рабочих групп; kvvad организация «кружков качества». Внедрение новых методов организации труда вполне закономерно сказывается и на изменениях в системе управления «человеческими ресурсами» в соответствии с изменениями внешней и внутренней среды предприятия (табл. 7.2). 7.2. Влияние теорий управления на природу человекаД. Макгрегор в своих работах определил параметры, которые может контролировать менеджер, определяющий эффективность работы подчиненного: kvvad получаемое задание; kvvad качество выполнения задания; kvvad время получения задания; kvvad время выполнения задания; kvvad средства для выполнения задания; kvvad коллектив; kvvad инструкция; kvvad убеждение подчиненного в вознаграждении за работу; kvvad размер вознаграждения за работу. Д. Макгрегор показал, что на основе указанных параметров возможно применение двух различных подходов к управлению, которые он отразил в двух теориях – теории «X» и теория «У» (табл. 7.3). Таблица 7.2 Изменения в системе управления человеческими ресурсами Таблица 7.3 Два подхода к управлению Свое понимание вопроса предложил У. Оучи, сформулировав теории «А» и «Z», которые во многом характеризовали японскую и американскую модели управления людскими ресурсами (табл. 7.4). Таблица 7.4 Японская и американская модели управления Современные подходы к управлению персоналом воплощены в теориях «А» и «Z», хотя в чистом виде эти теории не встречаются. В последнее время преуспевающие менеджеры стремятся к полному делегированию полномочий, когда руководитель передает полностью и права и ответственность за принятие решений в конкретном направлении одному из работников предприятия. Наиболее точно концепцию делегирования определяет калифорнийский профессор Д. Стокман (рис. 7.2). Важным участком деятельности менеджера, определяющим во многом достижение организацией стратегического успеха, является создание и функционирование эластичных, самонастраивающихся структур, которые называют командой. Команда – тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое. Рис. 7.2. Концепция делегирования Д. Стокмана При формировании команды должны быть учтены следующие требования: • каждый участник команды обязан во всей полноте осознавать цель, поставленную перед коллективом. Оптимально, когда в формировании и уточнении цели участвует вся команда; • команда функционирует как единый организм, причем ответственность за результаты также носит коллективный, а не индивидуальный характер; • любой участник команды должен постоянно совершенствовать свою квалификацию, чтобы обладать универсальными, энциклопедическими в своей сфере знаниями, трудовыми навыками. Он должен быть способен в любое время оказать помощь в этом нуждающемуся члену коллектива, постоянно взаимодействовать со всеми членами коллектива. В то же время команда не может диктовать состоящим в ней партнерам свою волю – каждый сохраняет собственную самостоятельность; • все члены команды имеют равные права в ее работе, планируя свою личную трудовую деятельность и деятельность всего коллектива, участвуя в формировании плана работы каждого члена команды; • подбор участников командного коллектива осуществляется, в первую очередь, по психологической совместимости; • обязанности каждого участника команды уточняются, но достаточно гибко. В процессе выполнения плановых заданий распределение функций, как правило, постоянно изменяется; • управление командой осуществляется коллективно. За руководителем закрепляются функции координации и представления интересов команды во внешней среде. Для совершенствования управления персоналом можно рекомендовать следующие направления работы: kvvad улучшение организации рабочих мест; kvvad обеспечение более рационального планирования и использования имеющихся служебных помещений; kvvad систематическое проведение переподготовки и повышения квалификации всех сотрудников организации; kvvad создание условий для стабильной занятости; kvvad разработка и успешная реализация различных социально-экономических проблем. Американский ученый М. Ле Беф открыл основополагающий принцип менеджмента человеческих ресурсов: «Делается то, что вознаграждается». Эффективный менеджмент позволяет определить, что необходимо вознаграждать, чтобы использовать человеческие ресурсы наилучшим образом. 7.3. Теории мотивации в менеджментеОпределяющую роль в менеджменте человеческих ресурсов играет мотивация. Теории, связанные с потребностями человека, получили название содержательных теорий мотивации (рис. 7.3). Кроме содержательных, существуют процессуальные теории мотивации (рис. 7.4). Рис. 7.3. Содержательные теории мотивации Рис. 7.4. Процессуальные теории мотивации Все теории мотивации в основном не противоречат друг другу, а взаимодополняют друг друга. Преимущества и недостатки теорий мотивации представлены в табл. 7.5. Таблица 7.5 Анализ теории мотивации 7.4. Человек и организацияВзаимодействие человека и организации может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 7.5). В менеджменте существует два подхода к установлению взаимодействия человека и организации. • Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции: kvvad описание работы; kvvad определение квалификационных требований; kvvad отбор кандидатов по квалификационным требованиям; kvvad назначение человека на определенную работу. • Работа или функция подбирается для человека: kvvad изучение возможностей и стремлений человека; kvvad закрепление за человеком определенного местав организации; kvvad подбор работы, наиболее соответствующей возможностям и месту человека; kvvad закрепление работы за человеком. Человек выполняет работу в окружении людей и является одновременно исполнителем некоторой роли в организации и членом группы, в рамках которой он действует. Группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно не более десяти), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени. Взаимодействие членов группы базируется на некотором общем интересе и может быть связано с достижением общей цели. При этом группа обладает определенным групповым потенциалом, позволяющими ей вступать во взаимодействие с внешней средой и адаптироваться к возможным изменениям. Группы в организации могут быть: • формальные – выделяются как структурные подразделения в организации; • неформальные – создаются членами организации в соответствии с взаимными симпатиями, общими интересами, увлечениями, привычками и т.п. Факторы, влияющие на функционирование группы, – это характеристики членов группы: kvvad личностные характеристики человека, его способности; Рис. 7.5. Человек и организация kvvad образование; kvvad жизненный опыт; структурные характеристики группы: S коммуникации в группе и нормы поведения; kvvad статус и роли; kvvad личные симпатии и антипатии между членами группы; kvvad влияние друг на друга; ситуационные характеристики: kvvad размер группы; kvvad задачи, решаемые группой; kvvad система вознаграждения в группе. На современных предприятиях используются различные формы работы в группе. – совместное решение частичных задач; – автономные и полуавтономные бригады; – целевые, проектные группы; – «кружки качества». Менеджеры признают, что хорошо организованные группы позволяют аккумулировать большой объем знаний, обеспечивают лучшее восприятие и понимание проблем, выявление альтернативных приемов в процессе подготовки и принятия решений. Менеджер должен учитывать роль группы в построении работы предприятия, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как: –> индивида, обладающего набором определенных характеристик; –> специалиста, призванного выполнять определенную работу; –> члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении; –> человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с полученными знаниями. В деятельности относительно самостоятельных подразделений следует использовать предпринимательский стиль ведения работ. Ситуации для обсуждения1. В крупных фирмах Запада менеджерами проводится дифференцированная политика трудовых ресурсов: выделяется «ядро» и «периферия». Объясните преимущества. 2. Около 1 млн «кружков качества» Японии объединяют более 10 млн работников. Почему именно эта форма групповой работы столь актуальна? Сформулируйте принципы организации труда в таких кружках. 3. Разработайте систему вознаграждения за труд конкретного (условного) предприятия, руководствуясь принципами М. Бефа. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|