• 4.1. Сущность методов менеджмента, их характеристика
  • 4.2. Экономические методы менеджмента
  • 4.2.1. Коммерческий расчет
  • 4.2.2. Цены и ценообразование
  • 4.2.3. Финансирование
  • 4.2.4. Кредитование
  • 4.2.5. Налоговая система
  • 4.2.6. Страхование
  • 4.2.7. Маркетинг
  • 4.3. Административно-правовые методы менеджмента
  • 4.4. Социально-психологические методы менеджмента
  • Ситуации для обсуждения
  • Тема 4. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

    Существует только один способ ничего не делать и множество способов сделать что-нибудь.

    (Амброд Бирс (писатель, США))

    4.1. Сущность методов менеджмента, их характеристика

    Менеджмент – это творчество, основанное на применении методов.

    Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1).

    В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

    Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.

    Высшей потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности.

    При выборе метода менеджмента необходимо учитывать:

    kvvad скорость достижения цели;

    kvvad вероятность достижения цели;

    kvvad отношения подчинения;

    kvvad личность управляемого;

    kvvad личность управляющего;

    kvvad экономическую самостоятельность;

    kvvad климат в коллективе.


    Таблица 4.1

    Методы менеджмента


    4.2. Экономические методы менеджмента

    Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

    Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

    Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

    Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2).


    Таблица 4.2

    Экономические методы менеджмента


    К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся:

    kvvad удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;

    kvvad нормы рентабельности по конкретным видам продукции;

    kvvad оборачиваемость оборотных средств;

    kvvad производительность труда;

    kvvad капиталоотдача инвестиций;

    kvvad фондовооруженность труда;

    kvvad удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;

    kvvad уровень автоматизации производства и управления и др.

    Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

    Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.

    4.2.1. Коммерческий расчет

    Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

    Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области:

    –> распределения инвестиций;

    –> размещения производства;

    –> развития технологий;

    –> кадровой политики;

    –> обеспечения рентабельности и сбыта;

    –> финансирования и кредитования;

    –> структуры капитала и т.д.

    В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3).


    Таблица 4.3

    Коммерческий и внутрифирменный расчет


    Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчета основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.

    В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

    4.2.2. Цены и ценообразование

    Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

    В современных условиях наиболее распространен метод ценообразования по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.

    Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.

    Необходимо знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли.

    4.2.3. Финансирование

    Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.

    Формирование финансовых ресурсов происходит за счет:

    –> собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);

    –> мобилизации на финансовом рынке средств (продажа ценных бумаг, кредитные инвестиции);

    –> средств, поступающих в порядке перераспределения (страховое возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.).

    4.2.4. Кредитование

    С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.

    С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

    Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.

    4.2.5. Налоговая система

    Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.

    Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.

    4.2.6. Страхование

    Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений.

    Функции страхования:

    kvvad рисковая;

    kvvad предупредительная;

    kvvad сберегательная;

    kvvad контрольная.

    Виды страхования различаются в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4).


    Таблица 4.4

    Виды и объекты страхования


    4.2.7. Маркетинг

    Маркетинг – инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Итак, маркетинг – инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в свою очередь, определенных потребностей.

    4.3. Административно-правовые методы менеджмента

    Административно-правовые методы менеджмента – совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.

    В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.

    Административно-правовые методы опираются на следующие системы:

    • систему законодательных актов страны и региона – федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны. Глобальная цель этой системы – повышение качества жизни населения;

    • систему нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению. К ним относятся: стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством предприятия (вышестоящей организации) и действующие только на предприятии. Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов – цель документа, основание для разработки, место данной цели, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели, потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, санкции, источники информации;

    • систему планов, программ, заданий, так как их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива;

    • систему оперативного руководства (власти). Данная система включает:

    – распоряжения: руководитель в устной или письменной форме указывает подчиненному, что тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;

    – популяризацию: способ реализации власти, когда акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность. Приказы и наказания используются лишь в крайнем случае;

    – делегирование полномочий: работнику доверяется самостоятельное решение задачи и возлагается функциональная ответственность. Руководитель сохраняет за собой ответственность за общее руководство, которое не может быть делегировано;

    – участие в управлении: руководитель привлекает сотрудников к решению текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них ответственность. Целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.

    Административно-правовые методы менеджмента представляют собой:

    kvvad организационное воздействие (регламентирование и нормирование);

    kvvad распорядительное воздействие;

    kvvad организационно-распорядительное воздействие.

    Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 4.2.

    Рис. 4.2


    Административное воздействие определяется объемом полномочий, которым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным – способ усиления власти менеджера (рис. 4.3). Цели административного воздействия:

    kvvad регламентация границ деятельности подчиненных руководителю работников;

    Рис. 4.3. Эффективное делегирование полномочий

    Рис. 4.4. Характеристика организационного воздействия


    kvvad постановка задач исполнителям;

    kvvad контроль за выполнением задач.

    Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов (рис. 4.4).

    Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления (рис. 4.5).

    Рис. 4.5. Характеристика распорядительного воздействия

    Рис. 4.6. Характеристика организационно-распорядительного воздействия


    Особую роль играет организационно-распределительное воздействие (рис. 4.6).

    Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.

    4.4. Социально-психологические методы менеджмента

    Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов (табл. 4.5).

    В основе использования социально-психологических методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

    Из социологических исследований известно, что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

    Опыт зарубежных стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

    Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.

    Социологические методы управления разнообразны (рис. 4.7).

    Обязательными условиями создания благоприятного социального климата являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.


    Таблица 4.5

    Общая характеристика социально-психологических методов

    Рис. 4.7. Социологические методы управления


    Источники социологической информации:

    kvvad статистическая документация;

    kvvad статистические справочники;

    kvvad коллективное обсуждение проблем;

    kvvad наблюдение;

    kvvad анкетирование;

    kvvad интервью.

    Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.

    Исследования показывают, что результат производства во многом предопределяется решением вопросов подбора кадров, влиянием на психику работника с целью повышения производительности труда, формированием «нового» работника.

    Психологические методы управления представлены на рис. 4.8.

    Рис. 4.8. Психологические методы управления


    Социально-психологические методы направлены на решение следующих задач:

    kvvad повышение производственной и творческой активности членов трудового коллектива;

    kvvad формирование благоприятного социально-психологического климата;

    kvvad эффективное использование различных форм морального поощрения;

    kvvad воздействие на групповое самосознание коллектива.

    Ситуации для обсуждения

    1. Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте мероприятия.

    2. На одном предприятии был поставлен эксперимент. Через месяц результаты были следующими: станок всегда был в порядке, рабочий стал помогать друзьям в бригаде, его сменная выработка увеличилась на 15%. Охарактеризуйте сущность эксперимента. С помощью каких мероприятий можно достичь описанного результата?

    3. При решении вопросов повышения квалификации кадров целесообразна ли их стажировка за рубежом? Необходимо ли приглашать менеджеров из-за границы для работы на российских предприятиях?









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх