• 10.1. Элементы стратегического менеджмента
  • 10.2. Управление рисками
  • 10.3. Работа менеджеров в кризисной ситуации
  • 10.4. Элементы этики делового общения
  • Ситуации для обсуждения
  • Тема 10. ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

    Нет ничего невозможного для людей.

    (Гораций)

    10.1. Элементы стратегического менеджмента

    Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном итоге способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.

    Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов:

    –> определение миссии и целей;

    –> анализ внешней и внутренней среды;

    –> анализ и выбор стратегии;

    –> реализация стратегии;

    –> оценка и контроль выполнения стратегии.

    Стратегический менеджмент принципиально отличен от оперативного (табл. 10.1).

    Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды.

    Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности.


    Таблица 10.1

    Отличия стратегического менеджмента от оперативного


    Угрозы и возможности могут проявляться с шести областях внешнего окружения (табл. 10.2).

    Все многообразие стратегий, которые используют фирмы, представляет собой различные модификации нескольких базовых стратегий (рис. 10.1). Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды. При этом существуют факторы, влияющие на выбор стратегии:

    kvvad вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация;


    Таблица 10.2

    Области внешнего окружения


    kvvad состояние внешнего окружения, его предсказуемость;

    kvvad цели организации; ценности, которыми руководствуются топ-менеджеры при принятии решений;

    kvvad уровень рисков;

    kvvad внутренняя структура организации;

    kvvad опыт реализации прошлых стратегий;

    kvvad фактор времени.

    Рис. 10.1

    10.2. Управление рисками

    Риск – неотъемлемый атрибут рыночной деятельности. Каждая фирма стремится добиться увеличения прибыли посредством оптимальных решений минимизации риска.

    Риск присутствовал и в командной экономике, он был связан с невыполнением государственного заказа, нарушением договоров поставки, необеспеченностью ресурсами и т.д.

    Риск – вероятность возникновения убытков или снижения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Практика показывает, что чем выше уровень риска, тем значительнее в случае успеха будет прибыль. Риски возникают в различных областях деятельности организации (табл. 10.3).

    Частью коммерческих рисков являются валютные риски, представляющие собой опасность потерь в результате изменения курса валюты в период между подписанием контракта или кредитного соглашения и осуществлением платежа.

    В основе валютного риска лежит изменение курсовой стоимости денежного обязательства в валюте за указанный период.

    10.3. Работа менеджеров в кризисной ситуации

    Работа менеджера в кризисной ситуации имеет свои особенности. Чтобы преодолеть кризисную ситуацию, менеджеру необходимо следовать следующим правилам, проверенным на практике.

    1. Уметь определять важность, очередность и последовательность выполняемых задач, выделять главное.

    2. Не поручать другим самые существенные вопросы, от решения которых зависит будущее предприятия, решать их самому.

    3. Быть требовательным по отношению к подчиненным и к самому себе, не допускать безответственности.

    4. Действовать быстро, энергично и решительно.

    5. Быть хорошо информированным по вопросам, которые входят в Вашу компетенцию.

    6. Не заниматься мелкими и второстепенными делами, которые следует передавать и доверять исполнителям.

    7. Действовать только в рамках возможного, реального, избегать слишком рискованных решений.

    8. Уметь «держать удар» при проигрыше, отступать, уступать в ситуациях, когда это неизбежно, подготавливая основу для дальнейшего рыночного успеха.

    9. Быть справедливым, честным, последовательным и твердым в своих действиях.

    10. Находить удовольствие в работе, уважать и любить ее и свой коллектив.


    Таблица 10.3

    Виды рисков


    10.4. Элементы этики делового общения

    Этикет руководителя включает правила субординации:

    kvvad в деловых отношениях;

    kvvad приветствии и в обращении к подчиненным;

    kvvad организации служебных контактов;

    kvvad ведении деловой беседы;

    kvvad требовании к внешнему виду, манерам, речи руководителя.

    Реализация норм и правил этикета поможет эффективнее организовать процесс управления коллективом, упрочить демократический стиль руководства во всех звеньях управления.

    В служебном этикете нет мелочей. Поведение человека, мужчины или женщины, на лестничной площадке, в лифте, на улице – все это создает имидж делового человека.

    Например, не рекомендуется жестикулировать, что считается неприличным. Допускается жестикуляция как метод убеждения в ораторском искусстве. Но в принципе «разговаривать руками» нельзя.

    С подчиненными следует устанавливать определенную дистанцию. Деловые отношения должны быть уважительными и ровными, но обязательно требовательными.

    Руководителям любого ранга необходимо взять на вооружение постулат Сократа. Древний философ говорил: «Нельзя человеку говорить: „Вы не правы“». Следуя этому правилу, не рекомендуется с утра говорить своим подчиненным: «Не могу, не хочу, не нужно, нельзя».

    Необходимо постоянно помнить, что нет пустяков в обращении с людьми, любая небрежность может повлечь за собой очень серьезные выводы.

    Любому руководителю надо уметь выделить главное, не позволить себе утонуть в мелочах, обязательно установить сроки исполнения того или иного поручения.

    Никогда нельзя опаздывать. Опоздание – это самый большой недостаток любого человека, будь он на работе или вне ее. Культура поведения подчиненных выражается прежде всего в точности.

    Требование дисциплинированности, уважительного отношения друг к другу – не только административное, но и нравственное требование, поскольку оно выражает уровень культуры человека.

    Надо считаться с самолюбием подчиненных. Каждый человек – это личность, он имеет свой характер, свое представление о жизни, свое мнение, и не учитывать этого – значит игнорировать его индивидуальность.

    Деловому человеку необходимо не только нести моральную ответственность за свои поступки и действия, но и внимательно относиться к своему внешнему виду, особо уделяя внимание элементарной чистоплотности. Следите за своим гардеробом. Это не «пижонство». Это суровая необходимость.

    Руководителю следует взять на вооружение принцип Харви Маккея: «Руководитель любого ранга должен изучать, понимать, помогать своему подчиненному, чтобы правильно использовать его на рабочем месте».

    Ситуации для обсуждения

    1. Вы являетесь главным бухгалтером предприятия. С утра к Вам пришел посетитель просить большую сумму денег, а их просто нет в наличии или не положено выдавать. Как Вы поступите, используя правило Сократа?

    2. Руководитель обратился к коллективу: «Товарищи!» Какой смысл таит данное обращение?

    3. Никогда не следует смотреть на часы, которые мы носим на руке. Однако в кабинете начальника нет стенных часов. Как Вам поступить, чтобы узнать время?









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх