|
||||
|
Тема 10. ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
10.1. Элементы стратегического менеджментаСтратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном итоге способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе. Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов: –> определение миссии и целей; –> анализ внешней и внутренней среды; –> анализ и выбор стратегии; –> реализация стратегии; –> оценка и контроль выполнения стратегии. Стратегический менеджмент принципиально отличен от оперативного (табл. 10.1). Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды. Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности. Таблица 10.1 Отличия стратегического менеджмента от оперативного Угрозы и возможности могут проявляться с шести областях внешнего окружения (табл. 10.2). Все многообразие стратегий, которые используют фирмы, представляет собой различные модификации нескольких базовых стратегий (рис. 10.1). Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды. При этом существуют факторы, влияющие на выбор стратегии: kvvad вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация; Таблица 10.2 Области внешнего окружения kvvad состояние внешнего окружения, его предсказуемость; kvvad цели организации; ценности, которыми руководствуются топ-менеджеры при принятии решений; kvvad уровень рисков; kvvad внутренняя структура организации; kvvad опыт реализации прошлых стратегий; kvvad фактор времени. Рис. 10.1 10.2. Управление рискамиРиск – неотъемлемый атрибут рыночной деятельности. Каждая фирма стремится добиться увеличения прибыли посредством оптимальных решений минимизации риска. Риск присутствовал и в командной экономике, он был связан с невыполнением государственного заказа, нарушением договоров поставки, необеспеченностью ресурсами и т.д. Риск – вероятность возникновения убытков или снижения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Практика показывает, что чем выше уровень риска, тем значительнее в случае успеха будет прибыль. Риски возникают в различных областях деятельности организации (табл. 10.3). Частью коммерческих рисков являются валютные риски, представляющие собой опасность потерь в результате изменения курса валюты в период между подписанием контракта или кредитного соглашения и осуществлением платежа. В основе валютного риска лежит изменение курсовой стоимости денежного обязательства в валюте за указанный период. 10.3. Работа менеджеров в кризисной ситуацииРабота менеджера в кризисной ситуации имеет свои особенности. Чтобы преодолеть кризисную ситуацию, менеджеру необходимо следовать следующим правилам, проверенным на практике. 1. Уметь определять важность, очередность и последовательность выполняемых задач, выделять главное. 2. Не поручать другим самые существенные вопросы, от решения которых зависит будущее предприятия, решать их самому. 3. Быть требовательным по отношению к подчиненным и к самому себе, не допускать безответственности. 4. Действовать быстро, энергично и решительно. 5. Быть хорошо информированным по вопросам, которые входят в Вашу компетенцию. 6. Не заниматься мелкими и второстепенными делами, которые следует передавать и доверять исполнителям. 7. Действовать только в рамках возможного, реального, избегать слишком рискованных решений. 8. Уметь «держать удар» при проигрыше, отступать, уступать в ситуациях, когда это неизбежно, подготавливая основу для дальнейшего рыночного успеха. 9. Быть справедливым, честным, последовательным и твердым в своих действиях. 10. Находить удовольствие в работе, уважать и любить ее и свой коллектив. Таблица 10.3 Виды рисков 10.4. Элементы этики делового общенияЭтикет руководителя включает правила субординации: kvvad в деловых отношениях; kvvad приветствии и в обращении к подчиненным; kvvad организации служебных контактов; kvvad ведении деловой беседы; kvvad требовании к внешнему виду, манерам, речи руководителя. Реализация норм и правил этикета поможет эффективнее организовать процесс управления коллективом, упрочить демократический стиль руководства во всех звеньях управления. В служебном этикете нет мелочей. Поведение человека, мужчины или женщины, на лестничной площадке, в лифте, на улице – все это создает имидж делового человека. Например, не рекомендуется жестикулировать, что считается неприличным. Допускается жестикуляция как метод убеждения в ораторском искусстве. Но в принципе «разговаривать руками» нельзя. С подчиненными следует устанавливать определенную дистанцию. Деловые отношения должны быть уважительными и ровными, но обязательно требовательными. Руководителям любого ранга необходимо взять на вооружение постулат Сократа. Древний философ говорил: «Нельзя человеку говорить: „Вы не правы“». Следуя этому правилу, не рекомендуется с утра говорить своим подчиненным: «Не могу, не хочу, не нужно, нельзя». Необходимо постоянно помнить, что нет пустяков в обращении с людьми, любая небрежность может повлечь за собой очень серьезные выводы. Любому руководителю надо уметь выделить главное, не позволить себе утонуть в мелочах, обязательно установить сроки исполнения того или иного поручения. Никогда нельзя опаздывать. Опоздание – это самый большой недостаток любого человека, будь он на работе или вне ее. Культура поведения подчиненных выражается прежде всего в точности. Требование дисциплинированности, уважительного отношения друг к другу – не только административное, но и нравственное требование, поскольку оно выражает уровень культуры человека. Надо считаться с самолюбием подчиненных. Каждый человек – это личность, он имеет свой характер, свое представление о жизни, свое мнение, и не учитывать этого – значит игнорировать его индивидуальность. Деловому человеку необходимо не только нести моральную ответственность за свои поступки и действия, но и внимательно относиться к своему внешнему виду, особо уделяя внимание элементарной чистоплотности. Следите за своим гардеробом. Это не «пижонство». Это суровая необходимость. Руководителю следует взять на вооружение принцип Харви Маккея: «Руководитель любого ранга должен изучать, понимать, помогать своему подчиненному, чтобы правильно использовать его на рабочем месте». Ситуации для обсуждения1. Вы являетесь главным бухгалтером предприятия. С утра к Вам пришел посетитель просить большую сумму денег, а их просто нет в наличии или не положено выдавать. Как Вы поступите, используя правило Сократа? 2. Руководитель обратился к коллективу: «Товарищи!» Какой смысл таит данное обращение? 3. Никогда не следует смотреть на часы, которые мы носим на руке. Однако в кабинете начальника нет стенных часов. Как Вам поступить, чтобы узнать время? |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|