|
||||
|
Тема 8. МЕНЕДЖМЕНТ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ
8.1. Потенциал предприятияДля выбора эффективной стратегии действий менеджер должен дать оценку экономическому потенциалу предприятия – совокупности трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, а также способности работников к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимальной прибыли. Концепция экономического потенциала предприятия – инструмент стратегического планирования развития предприятия, который отличается системным видением факторов, влияющих на вероятность успешного решения задач. Современный подход к эффективному менеджменту требует постоянного мониторинга, т.е. постоянного наблюдения и управления потенциалом предприятия. Такая концепция приходит на смену прежней практике разовых случайных оценок «силы и слабости» предприятия, поиску и выявлению «узких мест». Модель экономического потенциала преуспевающей фирмы: Экономический потенциал предприятия – Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал Рис. 8.1 Модель экономического потенциала предприятия определяют: kvvad объем и качество имеющейся продукции; kvvad образовательный, квалификационный, психофизический, мотивационный потенциалы сотрудников; kvvad способность менеджеров оптимально использовать ресурсы; kvvad инновационные возможности; kvvad финансовые показатели. Алгоритм управления экономическим потенциалом предприятия представлен на рис. 8.1. При реализации этого алгоритма используют различные подходы: • циклический – оценка экономического потенциала по каждому продукту; • системный – детальное описание системы менеджмента; • диагностический – анализ ограничений для определенных параметров. 8.2. Управление конкурентоспособностьюКонкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке (табл. 8.1). Конкурентоспособность потенциала предприятия – сравнительная характеристика потенциала, содержащая комплексную оценку состояния его важнейших параметров относительно каких-либо выбранных стандартов (мировых, народнохозяйственных, отраслевых, другого предприятия). Методы, используемые для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия, – индикаторный и матричный. Индикаторный метод основан на системе индикаторов, т.е. совокупности характеристик, позволяющих в формализованном виде описать состояние параметров того или иного исследуемого объекта. Например, для характеристики «человеческий фактор» используются индикаторы: численность населения трудоспособного возраста, доля высококвалифицированных кадров, уровень образования менеджеров и т.д. Матричный метод используют, чтобы рассмотреть процессы конкуренции в их зависимости и динамике. По вертикали матрицы показывают темпы роста емкости рынка, по горизонтали – долю предприятия на рынке. При управлении конкурентоспособностью потенциала предприятия необходимо обеспечение удельного веса конкурентоспособного объекта на внешнем рынке не менее 20%, на внутреннем рынке – не менее 60% при обеспечении устойчивости, надежности, перспективности и эффективности работы предприятия. Итоги деятельности предприятий на рынке во многом зависят от конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. Главные составляющие конкурентоспособности товара: kvvad потребительские свойства; kvvad цена; kvvad техническое обслуживание. Управлять конкурентоспособностью товаров – значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять усилия на решение задач повышения качества, снижения издержек производства, обеспечения экономичности и оперативности послепродажного обслуживания. Таблица 8.1 Конкурентоспособность различных объектов Главная задача управления качеством – ориентация на долговременный успех, на потребителя. Это самый надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли. Качество – следствие действия многих факторов: качества персонала, качества организации производства, качества техники и технологии, качества управления, конструкторских разработок и т.д. Качество – это тип развития, новые подходы к регулированию циклов жизни продукции, к созданию новых видов продукции, оценке морального старения и физического износа, учет принципов универсальности. «Знак качества» в рыночной экономике – это известность продукции, имидж предприятия, которое не способно вообще выпускать некачественную продукцию. В управлении качеством сегодня должны быть использованы следующие новые подходы: • качество должно входить в процесс управления как цель, определяющая все необходимые для ее достижения средства; • от ориентации на качество продукции необходимо переходить к ориентации на качество деятельности, так как качество продукции в конечном итоге определяется качеством жизни, показывающим, какое качество необходимо и достижимо; • управление качеством должно опираться на рыночные механизмы экономического развития и, прежде всего, на экономическое мотивирование качества; • методология управления качеством предполагает системный подход. 8.3. Менеджмент в инновационной стратегии предприятияИнновации – это изменения, нововведения, повышающие эффективность управления, направленные на улучшение результатов деятельности предприятия и укрепляющие его позиции на внешнем и внутреннем рынках. Инновационный потенциал менеджмента – это способность и возможность видеть необходимость внедрения нововведений и изменений инновационного типа. При высоком инновационном потенциале менеджмента в процессах управления поощряется инициатива организационных преобразований (табл. 8.2), ведется регулярный мониторинг качества управления, функции исследования отдается явный приоритет, в коллективе царит атмосфера творчества, поиска, развития (рис. 8.2). От целенаправленности инновационной деятельности во многом зависит эффективность работы всего предприятия. Восприимчивость организации к новому, к достижениям научно-технической мысли зависит во многом от организационного климата, который в наибольшей степени благоприятствовал бы инициативному поиску нетрадиционных, новаторских решений, самостоятельной подготовке персоналом широкого круга производственных задач и выбору средств их достижения (табл. 8.3). От руководства предприятия зависит время перехода от традиционной к наступательной стратегии менеджмента, наиболее точно отвечающей требованиям научно-технического прогресса. Главная фигура процесса нововведений – новатор. В организациях инновационного типа он занимает ключевое место в системе управления человеческими ресурсами. Характерные черты новатора: Таблица 8.2 Влияние нововведений на изменение организационной структуры Рис. 8.2. Инновационная фирма Таблица 8.3 Управление инновациями Таблица 8.4 Грация фактора «производительность» kvvad коммуникабельность; kvvad способность активно участвовать в создании новшеств; kvvad правильные действия в условиях неопределенности и повышенного риска; kvvad поиск вариантов нестандартного решения проблем; kvvad обеспечение высокой производительности. 8.4. Управление производительностьюУлучшение деятельности предприятия большей частью зависит от методов и способов управления им, а также от результатов работы каждого сотрудника. В практике менеджмента разработана (Робертом Ноланом) градация показателей производительности (табл. 8.4). Задача менеджеров – отыскать такую систему стимулирования, которая в наибольшей мере отвечала бы физиологическим и психологическим возможностям человека и позволила бы ему работать без ущерба для здоровья. В эффективном менеджменте известно одиннадцать способов вознаграждения работников: 1) деньги (заработная плата); 2) одобрение; 3) действие; 4) вознаграждение свободным временем; 5) взаимопонимание; 6) личный рост; 7) продвижение по служебной лестнице; 8) предоставление самостоятельности; 9) предоставление любимой работы; 10) вручение призов; 11) проявление интереса к сотрудникам. 8.5. Менеджмент и показатели хозяйственной деятельности предприятияДля принятия управленческого решения очень важен анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия. Все показатели можно объединить в несколько групп. Оценочные: kvvad объем продаж; kvvad прибыль; kvvad ликвидность; kvvad доля рынка сбыта; kvvad показатели качества продукции; kvvad показатели уровня обслуживания потребителей; kvvad показатели подготовки и переподготовки кадров. Показатели издержек производства: kvvad амортизация; kvvad затраты на оплату труда; kvvad затраты на материалы. Относительные: kvvad рентабельность производства; kvvad рентабельность продукции; kvvad индекс совокупной факторной производительности; kvvad фондоотдача; kvvad коэффициент оборачиваемости; kvvad показатели структуры издержек; kvvad доля основного капитала в объеме продаж. Для того чтобы добиться наилучших результатов, необходимо использовать три этапа эффективного менеджмента: –> четко сформулировать цели; –> определить стратегию достижения цели; –> определить способ вознаграждения для достижения цели. Эффективность менеджмента – достижение максимально возможного результата при минимально возможных затратах усилий или ресурсов. Эффективность менеджмента определяется: kvvad наличием ресурсов; kvvad структурой ресурсов; kvvad экономией ресурсов; kvvad качеством ресурсов; kvvad пополнением ресурсов. Эффективность менеджмента определяется фактором времени: kvvad своевременностью решений; kvvad экономией времени; kvvad ритмичностью управления; kvvad наличием новых технологий; kvvad профессиональным потенциалом персонала. Реализация эффективного менеджмента показана на рис. 8.3. Рис. 8.3. Эффективный менеджмент При решении вопросов по повышению эффективности необходимо учитывать особенности российского менеджмента: kvvad переходный этап экономики; kvvad деформированная структура экономики; kvvad опыт государственного регулирования экономики; kvvad традиции технократического подхода к управлению; kvvad регионально-политический аспект; kvvad фундаментальность в образовании; kvvad высокий научно-интеллектуальный потенциал; kvvad опыт освоения высоких технологий; kvvad своеобразие организационной культуры; kvvad предприимчивость в условиях либеральной экономики; kvvad российский менталитет; kvvad традиции спонсорства и благотворительности; kvvad коммуникабельность; kvvad целеустремленность. Ситуации для обсуждения1. Предприятие создает новый товар. Каковы должны быть условия для усиленной реализации поставленной задачи? 2. Приведите примеры решения инновационных проблем с позиций стратегии менеджмента, опираясь на опыт тульских предприятий. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|