• 8.1. Потенциал предприятия
  • 8.2. Управление конкурентоспособностью
  • 8.3. Менеджмент в инновационной стратегии предприятия
  • 8.4. Управление производительностью
  • 8.5. Менеджмент и показатели хозяйственной деятельности предприятия
  • Ситуации для обсуждения
  • Тема 8. МЕНЕДЖМЕНТ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

    ...Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

    (Л.Н. Толстой)

    8.1. Потенциал предприятия

    Для выбора эффективной стратегии действий менеджер должен дать оценку экономическому потенциалу предприятия – совокупности трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, а также способности работников к использованию ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимальной прибыли.

    Концепция экономического потенциала предприятия – инструмент стратегического планирования развития предприятия, который отличается системным видением факторов, влияющих на вероятность успешного решения задач.

    Современный подход к эффективному менеджменту требует постоянного мониторинга, т.е. постоянного наблюдения и управления потенциалом предприятия. Такая концепция приходит на смену прежней практике разовых случайных оценок «силы и слабости» предприятия, поиску и выявлению «узких мест».

    Модель экономического потенциала преуспевающей фирмы:

    Экономический потенциал предприятия – Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал

    Рис. 8.1


    Модель экономического потенциала предприятия определяют:

    kvvad объем и качество имеющейся продукции;

    kvvad образовательный, квалификационный, психофизический, мотивационный потенциалы сотрудников;

    kvvad способность менеджеров оптимально использовать ресурсы;

    kvvad инновационные возможности;

    kvvad финансовые показатели.

    Алгоритм управления экономическим потенциалом предприятия представлен на рис. 8.1.

    При реализации этого алгоритма используют различные подходы:

    • циклический – оценка экономического потенциала по каждому продукту;

    • системный – детальное описание системы менеджмента;

    • диагностический – анализ ограничений для определенных параметров.

    8.2. Управление конкурентоспособностью

    Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке (табл. 8.1).

    Конкурентоспособность потенциала предприятия – сравнительная характеристика потенциала, содержащая комплексную оценку состояния его важнейших параметров относительно каких-либо выбранных стандартов (мировых, народнохозяйственных, отраслевых, другого предприятия).

    Методы, используемые для оценки конкурентоспособности потенциала предприятия, – индикаторный и матричный.

    Индикаторный метод основан на системе индикаторов, т.е. совокупности характеристик, позволяющих в формализованном виде описать состояние параметров того или иного исследуемого объекта. Например, для характеристики «человеческий фактор» используются индикаторы: численность населения трудоспособного возраста, доля высококвалифицированных кадров, уровень образования менеджеров и т.д.

    Матричный метод используют, чтобы рассмотреть процессы конкуренции в их зависимости и динамике. По вертикали матрицы показывают темпы роста емкости рынка, по горизонтали – долю предприятия на рынке.

    При управлении конкурентоспособностью потенциала предприятия необходимо обеспечение удельного веса конкурентоспособного объекта на внешнем рынке не менее 20%, на внутреннем рынке – не менее 60% при обеспечении устойчивости, надежности, перспективности и эффективности работы предприятия.

    Итоги деятельности предприятий на рынке во многом зависят от конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

    Главные составляющие конкурентоспособности товара:

    kvvad потребительские свойства;

    kvvad цена;

    kvvad техническое обслуживание.

    Управлять конкурентоспособностью товаров – значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять усилия на решение задач повышения качества, снижения издержек производства, обеспечения экономичности и оперативности послепродажного обслуживания.


    Таблица 8.1

    Конкурентоспособность различных объектов


    Главная задача управления качеством – ориентация на долговременный успех, на потребителя. Это самый надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

    Качество – следствие действия многих факторов: качества персонала, качества организации производства, качества техники и технологии, качества управления, конструкторских разработок и т.д.

    Качество – это тип развития, новые подходы к регулированию циклов жизни продукции, к созданию новых видов продукции, оценке морального старения и физического износа, учет принципов универсальности.

    «Знак качества» в рыночной экономике – это известность продукции, имидж предприятия, которое не способно вообще выпускать некачественную продукцию.

    В управлении качеством сегодня должны быть использованы следующие новые подходы:

    • качество должно входить в процесс управления как цель, определяющая все необходимые для ее достижения средства;

    • от ориентации на качество продукции необходимо переходить к ориентации на качество деятельности, так как качество продукции в конечном итоге определяется качеством жизни, показывающим, какое качество необходимо и достижимо;

    • управление качеством должно опираться на рыночные механизмы экономического развития и, прежде всего, на экономическое мотивирование качества;

    • методология управления качеством предполагает системный подход.

    8.3. Менеджмент в инновационной стратегии предприятия

    Инновации – это изменения, нововведения, повышающие эффективность управления, направленные на улучшение результатов деятельности предприятия и укрепляющие его позиции на внешнем и внутреннем рынках.

    Инновационный потенциал менеджмента – это способность и возможность видеть необходимость внедрения нововведений и изменений инновационного типа.

    При высоком инновационном потенциале менеджмента в процессах управления поощряется инициатива организационных преобразований (табл. 8.2), ведется регулярный мониторинг качества управления, функции исследования отдается явный приоритет, в коллективе царит атмосфера творчества, поиска, развития (рис. 8.2).

    От целенаправленности инновационной деятельности во многом зависит эффективность работы всего предприятия.

    Восприимчивость организации к новому, к достижениям научно-технической мысли зависит во многом от организационного климата, который в наибольшей степени благоприятствовал бы инициативному поиску нетрадиционных, новаторских решений, самостоятельной подготовке персоналом широкого круга производственных задач и выбору средств их достижения (табл. 8.3).

    От руководства предприятия зависит время перехода от традиционной к наступательной стратегии менеджмента, наиболее точно отвечающей требованиям научно-технического прогресса.

    Главная фигура процесса нововведений – новатор. В организациях инновационного типа он занимает ключевое место в системе управления человеческими ресурсами. Характерные черты новатора:


    Таблица 8.2

    Влияние нововведений на изменение организационной структуры

    Рис. 8.2. Инновационная фирма


    Таблица 8.3

    Управление инновациями


    Таблица 8.4

    Грация фактора «производительность»


    kvvad коммуникабельность;

    kvvad способность активно участвовать в создании новшеств;

    kvvad правильные действия в условиях неопределенности и повышенного риска;

    kvvad поиск вариантов нестандартного решения проблем;

    kvvad обеспечение высокой производительности.

    8.4. Управление производительностью

    Улучшение деятельности предприятия большей частью зависит от методов и способов управления им, а также от результатов работы каждого сотрудника.

    В практике менеджмента разработана (Робертом Ноланом) градация показателей производительности (табл. 8.4).

    Задача менеджеров – отыскать такую систему стимулирования, которая в наибольшей мере отвечала бы физиологическим и психологическим возможностям человека и позволила бы ему работать без ущерба для здоровья.

    В эффективном менеджменте известно одиннадцать способов вознаграждения работников:

    1) деньги (заработная плата);

    2) одобрение;

    3) действие;

    4) вознаграждение свободным временем;

    5) взаимопонимание;

    6) личный рост;

    7) продвижение по служебной лестнице;

    8) предоставление самостоятельности;

    9) предоставление любимой работы;

    10) вручение призов;

    11) проявление интереса к сотрудникам.

    8.5. Менеджмент и показатели хозяйственной деятельности предприятия

    Для принятия управленческого решения очень важен анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия. Все показатели можно объединить в несколько групп.

    Оценочные:

    kvvad объем продаж;

    kvvad прибыль;

    kvvad ликвидность;

    kvvad доля рынка сбыта;

    kvvad показатели качества продукции;

    kvvad показатели уровня обслуживания потребителей;

    kvvad показатели подготовки и переподготовки кадров.

    Показатели издержек производства:

    kvvad амортизация;

    kvvad затраты на оплату труда;

    kvvad затраты на материалы.

    Относительные:

    kvvad рентабельность производства;

    kvvad рентабельность продукции;

    kvvad индекс совокупной факторной производительности;

    kvvad фондоотдача;

    kvvad коэффициент оборачиваемости;

    kvvad показатели структуры издержек;

    kvvad доля основного капитала в объеме продаж.

    Для того чтобы добиться наилучших результатов, необходимо использовать три этапа эффективного менеджмента:

    –> четко сформулировать цели;

    –> определить стратегию достижения цели;

    –> определить способ вознаграждения для достижения цели.

    Эффективность менеджмента – достижение максимально возможного результата при минимально возможных затратах усилий или ресурсов.

    Эффективность менеджмента определяется:

    kvvad наличием ресурсов;

    kvvad структурой ресурсов;

    kvvad экономией ресурсов;

    kvvad качеством ресурсов;

    kvvad пополнением ресурсов.

    Эффективность менеджмента определяется фактором времени:

    kvvad своевременностью решений;

    kvvad экономией времени;

    kvvad ритмичностью управления;

    kvvad наличием новых технологий;

    kvvad профессиональным потенциалом персонала.

    Реализация эффективного менеджмента показана на рис. 8.3.

    Рис. 8.3. Эффективный менеджмент


    При решении вопросов по повышению эффективности необходимо учитывать особенности российского менеджмента:

    kvvad переходный этап экономики;

    kvvad деформированная структура экономики;

    kvvad опыт государственного регулирования экономики;

    kvvad традиции технократического подхода к управлению;

    kvvad регионально-политический аспект;

    kvvad фундаментальность в образовании;

    kvvad высокий научно-интеллектуальный потенциал;

    kvvad опыт освоения высоких технологий;

    kvvad своеобразие организационной культуры;

    kvvad предприимчивость в условиях либеральной экономики;

    kvvad российский менталитет;

    kvvad традиции спонсорства и благотворительности;

    kvvad коммуникабельность;

    kvvad целеустремленность.

    Ситуации для обсуждения

    1. Предприятие создает новый товар. Каковы должны быть условия для усиленной реализации поставленной задачи?

    2. Приведите примеры решения инновационных проблем с позиций стратегии менеджмента, опираясь на опыт тульских предприятий.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх