ПРАВИЛО 58.

ПУСТЬ ВАШЕ СЛОВО, НО НЕ КЛЯТВА, ОБЯЗЫВАЕТ ВАС

В традиционной еврейской культуре клятвы не находят одобрения. Как правило, люди клянутся именем Божьим, положив одну руку на Библию. Но если после этой церемонии человек лжет, даже ненамеренно, он совершает тяжкий грех. Поэтому многие религиозные евреи воздерживаются от клятв. Они осознают, что их свидетельство может содержать элементы неправды. Например, если вас попросили рассказать о разговоре с другим человеком, как вы можете быть уверены, что ваши воспоминания абсолютно верны? Многие евреи отказываются от судебных разбирательств, если при этом необходимо дать клятву.

Согласно еврейской традиции, человек должен говорить правду, даже если он не под присягой: «Рабби Йоссибен Иегуда говорил: «Пусть твое «да» значит «да», а твое «нет» значит «нет» (в другом переводе: «Будь честен, когда говоришь «да», и будь честен, когда говоришь «нет») (Вавилонский Талмуд).

Это учение можно применить во многих ситуациях нашей жизни. Не спешите сказать «да», но если уж сказали, вы морально обязаны сдержать слово, даже если это доставит вам некоторые неудобства.

Если вы на словах заключили какое-либо соглашение, то не отказывайтесь от него. Человек, которому вы сказали «да», имеет право верить, что вы приняли окончательное решение (следуйте учению Талмуда, вы будете более осмотрительны, говоря «да») [6].

Если человек уверен, что собрат его сдержит свое слово, только если дал клятву, это признак упадка общественной морали. Гораздо лучше жить в обществе, где все следуют учению Талмуда: «Пусть твое «да» значит «да», а твое «нет» значит «нет».


Примечания:



6

Согласно еврейскому закону, суд может вынести порицание человеку, который нарушает свое слово. Это порицание имеет форму проклятья: «Тот, кто наказал поколение Потопа и поколение Рассеивания (см. Брейшит, 11-1:9), накажет и человека, не исполняющего слова своего»









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх