|
||||
|
Введение
Мы живем рядом с загадочными существами — собаками. Трудно написать об этом что-то новое. О кинологии, психологии и методах коррекции написано много разных книг. Наша книга — это попытка рассмотреть проблему помощи человеку в парадигме интердисциплинарного подхода и описать лечебную кинологию как метод, рожденный на стыке наук: кинологии, психологии, медицины и педагогики. Рабби Бунам из Пржизухи, один из последних великих ученых хасидизма, рассказывает, что однажды он сказал своим ученикам: «Я хотел написать книгу, которая должна была называться „Адам“ и вместить в себя ей надлежало всего человека. Но затем я опомнился и решил не писать эту книгу». В этом наивно звучащем слове истинного мудреца находит свое выражение — хотя цель его была иной — вся история человеческих размышлений о человеке. С древнейших времен человеку известно, что для самого себя он является достойнейшим предметом, но он и не решается обсуждать именно этот предмет как нечто целое, т.е. в соответствии с его бытием и значением». Эти строки из книги Мартина Бубера «Проблема человека» достаточно точно отображают всю сложность выбранного нами интердисциплинарного пути. Попытаемся немного раскрыть ключевые моменты. Во-первых, человек и его взаимодействие с миром — это сложная система, описать и объяснить которую возможно только глядя на предмет изучения целостно, объединяя структурность и целостность, причиноследственность и смыслообразование, плоскостность и глубину. Задача действительно непростая, но в случае нахождения путей ее решения открываются новые возможности как в науке, так и на практике. Нами был проанализирован огромный пласт литературы по кинологии, зоопсихологии, психологии и медицине. Мы встречались с различными специалистами, в этих областях, разработали свой метод тестирования и подготовки собак для работы с детьми, разработали и начали апробировать методику кинологической психокоррекции. Во-вторых, решение поставленной задачи потребовало объединение усилий специалистов из различных областей науки, что привело к созданию творческой и инициативной команды. На наш взгляд, это был нелегкий, но очень плодотворный путь. Ведь помимо того, что над одним общим вопросом работают совершенно разные люди и это приводит к возникновению проблем управления и руководства, возникает проблема научного взаимопонимания. Каждая наука имеет свой понятийный аппарат и язык общения, так называемый научный тезаурус. Ведь многие процессы и явления в различных науках понимаются и обозначаются по-разному. Достаточно очевидно, что объединение взглядов на природу человека и его бытие на базе как различных философских концепций и подходов, так и с точки зрения различных научных направлений дает огромный потенциал, но как объединить эти подходы при отсутствии общего языка, общего научного языка? Наша команда попыталась решить эту проблему. И несмотря на то что мы еще в начале пути, кое-что у нас получилось. И этому способствовал командный подход. Специалисты с огромным интересом обучались тонкостям и хитростям тех научных областей, с которыми они столкнулись практически впервые, но без чего невозможно получить результатов нашего труда, расширить свое научное представление и понимание. Важно было, чтобы специалист стал той важной частью единого целого и занял то место, на котором приложение его профессионального и творческого потенциала будет наиболее эффективным. И здесь на помощь пришел менеджмент и управление. Пришлось по-новому взглянуть на стили и методы работы руководителя. Необходимо было создать атмосферу инновационного типа корпоративной культуры, который максимально способствует реализации и развитию творчества сотрудников в команде, но требует огромных управленческих усилий от руководителя, направленных на формулировку и достижение поставленных целей и научных результатов. Ротвейлер «Ваня» на занятии в школе-интернате № 20 Эта работа является попыткой создать руководство и методологическое описание для реализации и поисков подходов решения проблемы изучения человека и его взаимосвязи с миром. Еще несколько лет назад специалисты кинологического центра «Ордынцы», работая с собаками и их хозяевами по дрессировке, отбору собак и их подготовке к различным видам службы заметили, что по своим личностным качествам различаются не только люди, но и собаки. Одни добры и отзывчивы, несмотря на внушительный рост и остроту клыков, а другие неприступны и независимы. Кроме того, после общения с некоторыми нашими питомцами у ребят-кинологов улучшалось самочувствие, поднималось настроение и жить становилось чуточку легче. Мы часто слышали о том, что собаки лечат, но как именно это происходит, оставалось для нас загадкой. Написать эту книгу нас побудили радостные лица детишек… Написать эту книгу нас побудило желание ответить на ряд простых, но очень интересных вопросов: какое значение имеет собака в жизни человека? Зачем мы нужны собаке и собака нужна нам? Возможно ли создать системный подход в канистерапии? А также теплые отзывы родителей больных детей, педагогов и просто радостные лица детишек, которые работали по нашей методике. Что из этого получилось — судить вам, уважаемые читатели. Мы представляем на ваш суд данную работу, в которой хотим познакомить со своим подходом к кинологии и лечению детей, с промежуточными результатами исследований. На наш взгляд, нам удалось сместить акцент в отношениях с собакой с субъект-объектного, когда к собаке относятся как к средству достижения тех или иных целей, на субъект-субъектный, когда собака выступает полноправным партнером взаимодействия. Так получилось, что в поиске ответов на вышеперечисленные вопросы у нас родилось еще много других вопросов и идей. Мы приглашаем читателей к дискуссии и надеемся, что наш труд не оставит вас равнодушными. Без кого не было бы данной книги Автор книги и благотворительная организация Фонд «Ордынцы» выражают искреннюю благодарность людям и организациям, которые помогли в разработке и реализации идеи лечебной кинологии: Л.П. Кезиной, Московскому комитету образования; К.Н. Баранову и доктору мед. наук И.П. Брязгунову, ВНИИ Педиатрии г. Москва; доктору биол. наук Л.А. Носкину и доктору биол. наук М.Ю. Карганову, РАМН; В. Николаенко, директору Специальной образовательной школы-интерната № 20 для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата и педагогическому коллективу школы-интерната. Благодарим заведующую д/с № 1488 Нефедову Людмилу Васильевну за поддержку и веру в наши научные идеи. Отдельная благодарность члену-корреспонденту РАН, доктору педагогических наук, директору Центра образования №109 Е.А. Ямбургу, который является научным консультантом данного исследовательского проекта и необычайно активным и отзывчивым человеком. Благодарим коллектив специалистов Фонда «Ордынцы», Кинологического центра «Ордынцы» и лично президента Фонда «Ордынцы» Ю.М. Карепина за творческую инициативу и кропотливую работу по осуществлению нашей идеи в жизнь. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|